город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2019 г. |
дело N А32-34199/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ФГУП "Почта России": Гудачков Е.В., паспорт, по доверенности от 28.03.2018 N 9.1.15.4-02/125, Горбанев А.С., паспорт, по доверенности от 28.03.2018 N 9.1.15.4-02/128,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 по делу N А32-34199/2018,
принятое судьей Лукки А.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу
к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ЮФО) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 04.12.2018 суд отказал в привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение мотивировано тем, что материалами дела не доказано наличие в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роскомнадзора по ЮФО обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что форма была правильно заполнена отправителем и искажение порядка заполнения формы почтового перевода произошло в ходе аппаратной передачи данных из ОПС УФПС Иркутской области в ОПС УФПС Краснодарского края, ответственность за это должен нести оператор связи.
В судебное заседание не явились представители Управления Роскомнадзора по ЮФО, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Роскомнадзора по ЮФО.
Представитель ФГУП "Почта России" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 12.07.2018 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу в результате рассмотрения поступившего обращения гр. Катрачевой С.В. (25.06.2018 N 05-18-2317/23) было установлено осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом ФГУП "Почта России" с нарушением п. 5 лицензии N162571 (предоставление услуг почтовой связи) на территории Российской Федерации, выразившееся в нарушении качества оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской федерации в части нарушения порядка доставки и вручения почтовых отправлений.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по ЮФО в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении от 07.08.2018 N АП-23/4/3052 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что согласно письму ФГУП "Почта России" от 10.07.2018 N 1.4.5-02/25406, почтовый перевод N164084 принят к пересылке 14.05.2018 в отделении почтовой связи (ОПС) Саянского почтамта, обработан 17.05.2018 на пункте защитного пункта бумажных технологий (ЗПБТ) Саянского почтамта и в тот же день поступил в Новороссийский почтамт. В виду того, что реквизиты для перечисления данного перевода были указаны в строке сообщений, а в графе адрес проставлен номер ОАО Сбербанка и ФИО получателя, то из-за не корректно указанных реквизитов адресата (расчетного счета ОАО Сбербанка) почтовый перевод был передан на хранение в картотеку "до востребования" Новороссийского почтамта. Новороссийским почтамтом до обращения адресата гр. Катрачевой 28.05.2018 в связи с неполучением перевода, своевременно не были предприняты меры по уточнению реквизитов перевода для перечисления адресату и исполнения услуги отправителя по пересылке и вручению денежного перевода. Почтовый перевод N164084 перечислен на расчетный счет адресата 04.06.2018.
По мнению управления, нарушение контрольных сроков пересылки почтового перевода денежных средств допущено по вине должностного лица Новороссийского почтамта. Нарушение контрольного срока пересылки и доставки составило 12 дней.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Роскомнадзора направило протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении предприятия к административной ответственности.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей
Пункт 36 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
В силу положений статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.07.1997 N 176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 62 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи".
Согласно п. 5 лицензионных требований к лицензии N 162571 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
В соответствии с пунктом 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с пунктом 46 "б", "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 операторы почтовой связи обязаны: обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи и условиями договора.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях предприятия состава правонарушения.
Суд указал, что бланк по форме ф. 112ЭП почтового перевода за N 164084 от 14.05.2018 был заполнен отправителем самостоятельно при помощи официального сайта https://www.pochta.ru/form, при заполнении отправителем был нарушен порядок заполнения бланка, в результате чего реквизиты счета указаны отправителем в иной строке; ввиду того, что отправителем были неправильно указаны реквизиты счета, УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" не имело возможности выдать соответствующий перевод, в связи с чем были нарушены контрольные сроки по не зависящим от филиала обстоятельствам.
Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку нарушение контрольных сроков пересылки произошло по не зависящим от УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" обстоятельствам, что исключает вину во вменяемом правонарушении.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается допущение предприятием "Почта России" при осуществлении деятельности нарушений лицензионных требований в виде нарушения контрольных сроков пересылки почтового перевода.
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ФГУП "Почта России", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, ФГУП "Почта России" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Нарушение сроков пересылки почтового перевода по вине сотрудников ФГУП "Почта России" подтверждена протоколом об административном правонарушении и письмом ФГУП "Почта России" (Департамент управления качеством) от 10.07.2018 N 1.4.5-02/25406, которые составлены уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
Согласно письму ФГУП "Почта России" от 10.07.2018 N 1.4.5-02/25406, ответственность за обеспечение выполнения требований нормативных актов в области почтовой связи возлагается на должностных лиц ОСП УФПС Краснодарского края и ОСП УФПС Иркутской области (л.д. 22).
Суд апелляционной инстанции полагает, что содержание бланка по форме ф.112ЭП почтового перевода за N 164084 от 14.05.2018 позволяло сотрудникам предприятия определить необходимые реквизиты для перевода денежных средств.
В случае, если содержание перевода не позволяло определить необходимые реквизиты, такой перевод не подлежал принятию к пересылке в ОСП УФПС Иркутской области.
В свою очередь, в дело не представлено доказательств принятия Новороссийским почтамтом оперативных мер по установлению реквизитов (устранению неточностей) в целях качественного оказания услуги связи.
В отзыве на заявление о привлечении к административной ответственности ФГУП "Почта России" также подтвердило наличие вины должностных лиц в совершении правонарушения, указав, что бланк ф.112ЭП почтового перевода не был проверен оператором УФПС Иркутской области.
Вместе с тем, применительно к ответственности юридического лица - ФГУП "Почта России" не имеет значения сотрудниками какого филиала допущены противоправные действия.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ предприятием не представлено надлежащих доказательств, опровергающих правонарушение, выявленное в Новороссийском почтамте в виде нарушения сроков пересылки почтового перевода.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение предприятием правонарушения.
Вместе с тем, у суда апелляционной инстанции отсутствует возможность привлечения предприятия к административной ответственности.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В постановлении N 3 от 15.01.2019 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС" Конституционный Суд РФ определил конституционно-правовой смысл части 1 статьи 4.5 КоАП РФ как не предполагающий распространение предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока привлечения к административной ответственности со дня совершения правонарушения, выразившегося в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом выявления правонарушения уполномоченным на составление протокола должностным лицом в июле 2018 года, срок давности привлечения к административной ответственности истек в октябре 2018 года.
Таким образом, основания для удовлетворения заявления Управления Роскомнадзора по ЮФО о привлечении ФГУП "Почта России" отсутствуют.
Ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ не привели к принятию неправильного решения, в связи с чем в силу пункта 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 основания для отмены решения суда от 04.12.2018 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 декабря 2018 года по делу N А32-34199/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34199/2018
Истец: Управление Роскомнадзора по Южному Федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЮФО
Ответчик: ФГУП "Почта России", ФГУП ПОЧТА РОССИИ