Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2019 г. N Ф02-1254/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
06 февраля 2019 г. |
дело N А19-16850/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2018 года по делу N А19-16850/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" (ОГРН 1063801003617, ИНН 3801079671, место нахождения: 665734, область Иркутская, город Братск, село Энергетик, улица Олимпийская, 14) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (ОГРН 1053808007417, ИНН 3808116570, 664011, г. Иркутск, ул. Рабочая, 2а) о признании недействительным предписания от 29.06.2018 N 000269
(суд первой инстанции: судья Ананьина Г.В.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Восток" - Любченко А.О. - представителя по доверенности N 05-22/45 от 01.01.2019,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия- Баженовой Н.В. - представителя по доверенности N 3 от 09.01.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" (далее - заявитель, ООО "Транснефть-Восток" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее также - Управление) от 29.06.2018 N 000269.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2018 года предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия от 29.06.2018. года N 000269 признано недействительным.
На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на распоряжения от 01.06.2018 N 837 должностным лицом Управления в период с 03.06.2018 по 29.06.2018 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Транснефть-Восток" соблюдения обязательных требований законодательства в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в том числе требований, связанных с обязанностью рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских или иных работ, в том числе работ осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
Выездной проверке предшествовало проведение внеплановой документарной проверки с привлечением в качестве эксперта Дагурова Алексея Владимировича - начальника отдела мониторинга почв, информационного обеспечения и Гис-технологий ФГБУ "ЦАС "Иркутский" на основании приказа Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия "Об аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю" от 14.03.2017 N 27 с целью оценки соответствия проектов рекультивации рациональному использованию плодородного слоя, сохранению его качественных показателей, условиям приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы. Согласно акту внеплановой документарной проверки от 16.05.2018 N 06-в/ю обществу указано на нарушения:
- в рамках задания на проектирование N ТЗ -23.040.01-ВСМН-048-15 разработан раздел 7 Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 2 Рекультивация Г.4.0000.18020- ТнВ/ГТП-500.000СЮС.2 с инв. N 108525, в котором в нарушение ГОСТ 17.5.3-04-83 "Общие требования к рекультивации земель" и ГОСТ 17.5.3.06-85 "Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" не предусмотрены качественные агрохимические показатели плодородия, нормы и порядок снятия плодородного слоя, земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229, входящих в состав единого землепользования N 38:16:000049:230 при проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск, данные по мощности плодородного слоя данным проектом не определены;
- в изменениях N 1 в задании на проектирование в разработанном новом томе 7.2 Г.4.0000.18020-ТнВ/ГТП-500.000-ООС.2 с инв. N 21915 от 03.20018 на стр. 3 в разделе П предусмотрены мероприятия по сохранению почв, в том числе качественных и агрохимических показателей плодородия почв; нормы и порядок снятия плодородного слоя, указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения указаны с нарушением ГОСТ 17.5.3.06-85 "Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ", т.к. норма снятия плодородного слоя, указанная в изменениях N 1 приведена без учета уровня плодородности и мощности плодородного слоя нарушаемых почв;
- в новом томе 7.2 Г.4.0000.18020-ТнВ/ГТП-500.000-ООС.2 с инв. N 21915 от 03.20018 в нарушение ГОСТ 17.5.3-04-83 "Общие требования к рекультивации земель" мероприятия по сохранению почв, в том числе качественных и агрохимических показателей плодородия почв на указанных земельных участках не предусмотрены; нормы и порядок снятия плодородного слоя почвы указаны с нарушением ГОСТ 17.5.3.06-85, т.к. приведенная в новом томе норма снятия плодородного слоя почвы не учитывает уровень плодородия и мощность плодородного слоя нарушаемых земель.
При проведении внеплановой выездной проверки 07.06.2018 осуществлен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения, проведен отбор проб, которые направлены на испытание ФГБУ "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория". Согласно полученным испытаниям на земельных участках 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229 наблюдается снижение содержания показателей плодородия почв.
В результате в рамках внеплановой выездной проверки с учетом выводов ранее проведенной внеплановой документарной проверки Управлением установлено, что с 10.02.2018 с периода начала проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон, 828.44 км ИРНУ на земельных участках с кадастровыми номерами N 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229, входящих в состав единого землепользования N 38:16:000049:230 сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, принадлежащем на праве собственности ЗАО "Тельминское", в границах которых расположен магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, кадастровый номер 38:00:000000:289, право собственности на который зарегистрировано 28.11.2014 за N 38-38- 12/005/2014-033 ООО "Транснефть-Восток", ИНН 3801079671, на площади согласно проектной документации 55492 кв.м., фактически на площади 10209,66 кв.м. на земельном участке N 38:16:000049:2371, на площади 5723,95 кв.м. земельного участка N 38:16:000049:229, ООО "Транснефть-Восток" не осуществило надлежащую разработку проекта рекультивации в части установления начальных агрохимических, а, значит, качественных показателей нарушаемого почвенного слоя, необходимых для восстановления почвенного плодородия до первоначального состояния; не установила фактическую мощность плодородного слоя на нарушаемой части земельного участка для сохранения почвы при осуществлении снятия плодородного слоя, не обеспечило утверждение проекта рекультивации правообладателем земельного участка, не обеспечило оформление договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 38:16:000049:230 и его передачу подрядной организации АО "Возрождение", которая является подрядчиком согласно контракту N ТНВ-2048/01-28-17 от 31.07.2017 на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организации системы "Транснефть" при peaлизации программы развития, технического перевооружения и реконструкции, программы капитального и текущего по объектам ТПР Программы ТПР и КР ООО "Транснефть-Восток" 2018 г 05-ТПР-001-00056 "Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм,646,80-697,50 км". Участок Кимильтей-Кутулик, руч. Хотхор, 696,48 км. ИРНУ. Техническое перевооружение"; 05- ТПР-001-00057 "Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км". Участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон,828,44 км. ИРНУ. Техническое перевооружение". Данное бездействие привело к качественному ухудшению почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371, 38:16:000049:229, входящих в состав единого землепользования 38:16:000049:230, при проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон,828.44 км ИРНУ. Качественное ухудшение почвы земельных участков выражается в снижении содержания показателей плодородия почв на земельном участке с кадастровым номером N38:16:000049:229, снижение обменного калия на 36,6 %; снижение органического вещества на 58,6 %; снижение подвижного фосфора на 56,1 %, на земельном участке с кадастровым номером 38:16:000049:2371 снижение обменного калия на 56,4 %; снижение 5 органического вещества на 55,0 %; снижение подвижного фосфора на 31,3 %, что является в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения. А отсутствие начальных агрохимических (качественных) показателей почвы приводит к невозможности восстановления почвы до состояния предшествующему началу проведения работ с нарушением плодородного слоя, что является невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Результата проверки зафиксированы в акте проверки от 29.06.2018 N 54-в/ю.
Предписанием от 29.06.2018 N 000269 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации ООО "Транснефть-Восток" предписано в срок до 03.09.2018 осуществить доработку нового тома 7.2 Г.4.0000.18020- ТнВ/ГТП-500.000-ООС.2 с инв. N 21915 от 03.02.2018, в части осуществления мероприятий по сохранению почв, в том числе качественных агрохимических показателей плодородия почв и мощности плодородного слоя нарушаемых почв на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229, входящих в состав единого землепользования N 38:16:000049:230, при проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон, 828,44 км ИРНУ, в соответствии с ГОСТ 17.5.3-04-83 "Общие требования к рекультивации земель", ГОСТ 17.5.3.06-85 "Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ"; осуществить работы по рекультивации плодородного слоя согласно сроку, указанному в доработанном проекте.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о недействительности обжалуемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Деятельность заявителя как собственника опасного производственного объекта - Магистральный нефтепровод "Красноярск-Иркутск" (свидетельство о регистрации опасного производственного объекта А67-01867 регламентируется положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся в том числе строительство, техническое перевооружение. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта (часть 1 статьи 8).
Подпунктами 3 и 6 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общие требования к рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, строительстве линейных сооружений, проведении геологоразведочных, изыскательских и других работ установлены ГОСТ 17.5.3.04-83. Данным стандартом также установлены требования к рекультивации земель по направлениям их целевого использования в народном хозяйстве в соответствии с ГОСТ 17.5.1.02-85.
Разработка проектов рекультивации нарушенных земель должна проводиться с учетом следующих факторов, в том числе, природных условий района; расположения нарушенного (нарушаемого) участка; фактического или прогнозируемого состояния нарушенных земель к моменту рекультивации; показателей химического и гранулометрического состава, агрохимических и агрофизических свойств, инженерно-геологической характеристики вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-86. (п. 1.2 ГОСТ 17.5.3.04-83).
Рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01-83 (п. 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83).Основные работы, которые должны быть выполнены при проведении технического этапа рекультивации земель, предусмотрены п. 1.9. ГОСТ 17.5.1.01-83, в том числе покрытие поверхности потенциально плодородными слоями почвы. Согласно п. 1.13. ГОСТ 17.5.1.01-83 при проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования. Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа.
Согласно п. 5.1 указанного ГОСТа при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных сооружений (магистральных трубопроводов и отводов от них) должны быть рекультивированы трассы трубопроводов, притрассовые карьеры, резервы, кавальеры.
Рекультивация земельных участков, занятых сельскохозяйственными или лесными угодьями, представленных под строительство новых или реконструкцию действующих линейных сооружений, должна включаться в общий комплекс строительно-монтажных работ и обеспечивать восстановление плодородия земель (п. 5.2. ГОСТ 17.5.1.01-83).
Перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов должен сниматься плодородный слой почвы и храниться во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использоваться для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ. (п. 5.3. ГОСТ 17.5.1.01-83).
На техническом этапе рекультивации земель при строительстве линейных сооружений должны проводиться следующие работы: уборка строительного мусора, удаление из пределов строительной полосы всех временных устройств; засыпка траншей трубопроводов грунтом с отсыпкой валика, обеспечивающего создание ровной поверхности после уплотнения грунта; распределение оставшегося грунта по рекультивируемой площади равномерным слоем или транспортирование его в специально отведенные места, указанные в проекте; оформление откосов кавальеров, насыпей, выемок, засыпка или выравнивание рытвин и ям; мероприятия по предотвращению эрозионных процессов; покрытие рекультивируемой площади плодородным слоем почвы.
Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ для дальнейшего использования его на малопродуктивных угодьях и рекультивируемых землях предусмотрены ГОСТ 17.5.3.06-85 "Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ", включают, в том числе, определение показателей состава и свойств плодородного слоя почвы (п. 2 ГОСТ 17.5.3.06-85).
Не устанавливают норму снятия плодородного слоя почвы в случае несоответствия его ГОСТ 17.5.3.05-84 и на почвах в сильной степени щебнистых, сильно- и очень сильно каменистых, слабо-, средне- и сильносмытых дерново-подзолистых, бурых лесных, серых и светло-серых лесных, средне- и сильносмытых темно-серых лесных, темно-каштановых, дерново-карбонатных, желтоземах, красноземах, сероземах (п. 4 ГОСТ 17.5.3.06-85).
Общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 (далее - Основные положения). Данные Основные положения являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы (п. 6 Основных положений).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела следует, что в составе проектной документации "Магистральный нефтепровод "Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон, 828.44 км ИРНУ. Техническое перевооружение" (получившее положительное заключение N 64/58-ЭД/17 экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта) разработан раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" Часть 2 Рекультивация (Г.4.0000.18020- ТнВ/ГТП-500.000). с инв. N 108525, год разработки 2016, подготовленный на основании задания на проектирование N ТЗ-23.040.01-ВСМН-048-15. Впоследствии по требованию ЗАО "Тельменское" (собственник земельных участков) разработан новый том 7.2 "Мероприятия по охране окружающей среды" Часть 2 Рекультивация Г.4.0000.18020- ТнВ/ГТП-500.000-ООС.2 с инв. N 21915 от 03.20018, представленный собственнику земельных участков 26.03.2018.
Почвенный слой на земельных участках с кадастровыми номерами N 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229, входящих в состав единого землепользования N 38:16:000049:230, не относится к почвам в отношении которых согласно п. 4 ГОСТ 17.5.3.06-85 не устанавливают норму снятия плодородного слоя почвы. Согласно пояснениям Управления земельные участки с кадастровыми номерами N 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229 не являются малопродуктивными и с низким плодородием, толщина плодородного слоя участков составляет от 20-30 см., следовательно, снятие плодородного слоя на указанных участках является обязательным при осуществлении работ по замене нефтепровода. Указанное подтверждается паспортами агроэкологического состояния земельного участка с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229 (т. 1 л.д. 98-100).
При этом, как следует из материалов дела и установлено судом, в проектной документации ООО "Транснефть-Восток", а именно: в новом томе 7.2 Г.4.0000.18020- ТнВ/ГТП-500.000-ООС.2 с инв. N 21915 от 03.20018 в нарушение ГОСТ 17.5.3-04-83 "Общие требования к рекультивации земель" не предусмотрены мероприятия по сохранению почв, в том числе качественных и агрохимических показателей плодородия почв на указанных земельных участках; нормы и порядок снятия плодородного слоя почвы указаны с нарушением ГОСТ 17.5.3.06-85, приведенная в новом томе норма снятия плодородного слоя почвы 30 см. не учитывает уровень плодородия и мощность плодородного слоя нарушаемых земель. При этом раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 2 Рекультивация. Г.4.000.18020-ТНВ/ГТП-500.000-00С.2 с инв. N 108525, год разработки 2016 подготовленный на основании задания на проектирование N ТЗ-23.040.01-ВСМН-048-15, также не содержит агрохимической оценки почв.
В рассматриваемом случае при проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода без предварительного проведения агрохимического обследования земельных участков, по мнению Управления, могут привести к качественному ухудшению почв земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229, поскольку при фактической мощности плодородного слоя меньше 30 см. произойдёт перемешивание плодородного слоя почвы с нижележащим почвенным горизонтом почвы; при фактической мощности плодородного слоя более 30 см. после снятия плодородного слоя почвы при проведении земляных работ произойдет уничтожение плодородного слоя почвы, лежащего глубже 30 см.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с положениями ГОСТ 17.5.3-04-83 качественная оценка почвы, в том числе определение агрохимических показателей и мощности плодородного слоя земельных участков сельскохозяйственных назначения с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229 подлежала определению до начала осуществления работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (участок Кутулик-Ангарск р. Картагон), т.е. до 10.02.2018. Соответственно после начала таких работ качественная оценка почвы для определения нормы снятия плодородного слоя почвы не могла быть осуществлена ООО "Транснефть-Восток" в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.3.06-85, ГОСТ 17.5.1.03-86.
Факт начала работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (участок Кутулик-Ангарск р. Картагон) 10.02.2018 сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Указание Управления на необходимость получения в таком случае обществом архивных материалов агрохимического обследования почв нарушенных земель, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку, как правильно указал суд, согласно тем же представленным паспортам агроэкологического состояния земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229 (т. 1 л.д. 98-100) толщина плодородного слоя участков составляет от 20-30 см, что не свидетельствует о возможности определения с точностью нормы снятия плодородного слоя почвы согласно формулам ГОСТ 17.5.3.06-85.
Факт снятия плодородного слоя почвы на указанных участках при начале работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (участок Кутулик-Ангарск р. Картагон) подтверждается материалами дела, в том числе проведенным осмотром земельного участка в ходе выездной внеплановой проверки.
По мнению Управления, бездействие общества по не проведению качественной оценки почвы, в том числе для определения нормы снятия плодородного слоя почвы привело к качественному ухудшению почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371, 38:16:000049:229 при проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода, что выражается в снижении содержания показателей плодородия почв на земельных участках, согласно проведенному в рамках выездной внеплановой проверки обследованию земельных участков и исследованию отобранных образцов проб (протоколы испытания от 15.06.2018 N ГУ 06-20/01, N ГУ 06- 20/30).
Вместе с тем, судом установлено и следует из материалов дела, что отбор проб в рамках внеплановой выездной проверки произведен 07.06.2018. При этом этап проведения работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода и (или) проведению рекультивации нарушенных земель Управлением не установлен.
В ходе визуального осмотра Управлением установлено, что на данных земельных участках осуществлены земляные работы с нарушением почвенного слоя, о чем свидетельствует отсутствие растительного слоя на площади 10209,66 кв.м. на земельном участке N 38:16:000049:2371, на площади 5723,95 кв.м. земельного участка 38:16:000049:229, следы проведения работ тяжелой специализированной техникой, включения камней на поверхности и глубине.
Согласно пояснениям представителя Управления, представителей заявителя, а также это следует из акта проверки, отбор проб был осуществлен 07.06.2018 с целью подтверждения снятия почвенного покрова при проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода, т.е. из нижележащего почвенного горизонта без учета снятого плодородного слоя почвы.
Указанное подтверждается фототаблицами к акту проверки от 29.06.2017. Доказательств взятия таких проб со складированного снятого плодородного слоя почвы на указанных земельных участках материалы проверки не содержат.
С учетом установленных обстоятельств, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Управления о качественном ухудшении почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения при проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода.
Согласно разделу 4 Проектной документации проект рекультивации нарушенных земель включает в себя комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности народнохозяйственной ценности этих земель, а также на улучшение состояния окружающей среды. Рекультивация предусмотрена в два этапа (согласно ВСН 014-89) - технический и биологический, которые выполняются последовательно. Работы по рекультивации выполняются ситами строительной организации за счет средств, предусмотренных сводной сметой. Ответственность за качество проведения работ по рекультивации несет подрядная организация, выполняющая СМР. Качество проведенных работ подтверждается актом приемки-сдачи рекультивируемых земель, подписанным постоянно действующей комиссии по рекультивации земель районной Администрации.
Сдача рекультивированных земель осуществляется Подрядчиком по "акту приемкисдачи рекультивируемых земель" после завершения работ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, рекультивация нарушенных земель проведена ЗАО "Тельминское", являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:30 общей площадью 55492 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, категория земель - земли сельхозназначения, на основании соглашения от 23.05.2018, заключенного с АО "Возрождение" (Организация), осуществляющей выполнение строительно-монтажных работ по объекту "МН КрасноярскИркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон, 828,44 км ИРНУ. Техническое перевооружение", (Объект) В целях реализации проекта рекультивации нарушенных земель заключено соглашение от 23.05.2018 о компенсации затрат по рекультивации нарушенных земель, предметом которого является компенсация Собственнику затрат на осуществление Собственником мероприятий в связи с действиями Организации по техническому перевооружению Объекта, которые влекут необходимость проведения технической и биологической рекультивации земельного участка Собственника.
Согласно справке от 25.06.2018, подписанной АО "Возрождение" и ЗАО "Тельминское", на участке трубопровода "МН Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон, 828,44 км ИРНУ. Техническое перевооружение", S=5,5492га/55492кв.м. от км/ПК 828,29/8282+90 до км/ПК 828,45/8284+50,0, от км/ПК 828,45/8284+77,5 до км/ПК 828,55/8285+49,1 проведены техническая рекультивация, в том числе, на основании заключенного соглашения б/н от 23.05.2018 о компенсации ЗАО "Тельминское" затрат по технической и биологической рекультивации нарушенных земель.
Также согласно справкам от 09.07.2018 техническая и биологическая рекультивация проведены на участке трубопровода "МН Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон, 828,44 км ИРНУ. Техническое перевооружение", S=0,1969га/1969 кв.м. от км/ПК 828,45/8282+42,0 до км/ПК 828,29/8282+90,0, от км/ПК 828,45/8284+50,0 до км/ПК 828,45/8284+77,5.
Аналогичные справки также подписаны с администрацией Усольского районного муниципального образования.
Объект "МН Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок КутуликАнгарск, р. Картагон, 828,44 км ИРНУ. Техническое перевооружение" предъявлен АО "Возрождение" к приемке и принят ООО "Транснефть-Восток" по акту от 27.06.2018 N 15- 2018/11 приемки законченного строительством объекта.
Согласно оспариваемому предписанию от 29.06.2018 ООО "Транснефть-Восток" предписано осуществить доработку нового тома 7.2 Г.4.0000.18020-ТнВ/ГТП-500.000-ООС.2 с инв. N 21915 от 03.02.2018, в части осуществления мероприятий по сохранению почв, в том числе качественных агрохимических показателей плодородия почв и мощности плодородного слоя нарушаемых почв на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229, входящих в состав единого землепользования N 38:16:000049:230, при проведении работ по техническому перевооружению магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 775,40-836,58 км, участок Кутулик-Ангарск, р. Картагон, 828,44 км ИРНУ, в соответствии с ГОСТ 17.5.3-04-83 "Общие требования к рекультивации земель", ГОСТ 17.5.3.06-85 "Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ"; осуществить работы по рекультивации плодородного слоя согласно сроку, указанному в доработанном проекте.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, агрохимические показатели агроэкологического состояния земельного участка с целью восстановления плодородия почв до первоначального уровня должны быть учтены до проведения рекультивации, при этом внесение соответствующих изменений в проектную документацию в части осуществления мероприятий по сохранению почв, в том числе, информации о качественных агрохимических показателях плодородия почв и мощности плодородного слоя нарушаемых почв на земельных участках должно быть осуществлено до начала работ или в процессе проведения рекультивации, позволяющем учесть данные изменения.
Учитывая характер предписываемых оспариваемым предписанием к выполнению мероприятий, тот факт, что оспариваемое предписание от 29.06.2018 выдано Управлением после завершения технического этапа рекультивации земельного участка и сдачи-приемки объекта (27.06.2018), принимая во внимание, что технический этап рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 38:16:000049:2371 и 38:16:000049:229 уже завершен (доказательств обратного Управлением не представлено), при этом рекультивация согласно п. 5.2 ГОСТ 17.5.1.01-83 включается в общий комплекс строительно-монтажных работ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что выполнение предписанных работ не приведут к устранению выявленного нарушения, направленного на осуществление рекультивации с учетом агрохимических показателей плодородия почв и мощности плодородного слоя нарушаемых почв.
Кроме того, является правомерным вывод суда первой инстанции о недоказанности Управлением в рассматриваемом случае факта, что отсутствие в проектной документации начальных агрохимических (качественных) показателей почвы и мощности плодородного слоя нарушаемых почв свидетельствует о нарушении Постановления Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", поскольку проведенной проверкой не доказано ухудшение именно плодородного слоя почвы, а также, что приводит к невозможности восстановления почвы до состояния предшествующему началу проведения работ.
Также, по мнению суда апелляционной инстанции, является обоснованным вывод суда первой инстанции, что внеплановая выездная проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4 стать 10).
Согласно части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, о фактах в том числе возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Частью 1 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа контроля (надзора), с юридическими лицами, относятся:
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в частности, распоряжения от 01.06.2018 N 837 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, основанием для проведения в отношении заявителя Управлением внеплановой выездной проверки послужило мотивированное представление от 22.05.2018 N 2618/07 должностного лица органа государственного контроля (надзора).
Судом установлено, что данное мотивированное представление составлено должностным лицом Управления по результатам, полученным в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Транснефть-Восток", и зафиксированным в акте проверки от 16.05.2018 N 06-в/ю.
При этом, как следует из акта проверки от 16.05.2018 N 06-в/ю, в рамках данной проверки Управлением у ООО "Транснефть-Восток" были запрошены и предоставлены, надлежащим образом заверенные копии следующих документов с сопроводительным письмом от 20.04.2018 N ТНВ-01-09-07/14992: трудовой договор N 128/2017 от 15.11.2017 заместителя генерального директора по строительству; копия паспорта Хузиева О.Г.; приказ N 375-к от 15.11.2017 о приеме работника на работу; проект рекультивации нарушенных земель - раздел проектной документации-раздел 7 Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 2 Рекультивация. Г.4.000.18020-ТНВ/ГТП-500.000-00С.2 с инв. N 108525; проект рекультивации нарушенных земель - раздел проектной документации-раздел 7 Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 2 Рекультивация. Г.4.000.18020- ТНВ/ГТП-500.000-00С.2 с инв. N 21915; задание на проектирование N ТЗ-23.040.01-ВСМН048-15; изменения N 1 в задание на проектирование NТЗ-23.040.01-ВСМН-048-15; проектная документация - раздел 5 Проект организации строительства. Книга 1. Текстовая часть Г.4.0000.18020-ТНВ/ГТП-500.000-ПОС.ТЧ.Том 5; Проектная документация - раздел 1. Пояснительная записка. Г.4.0000.18020-ТнВ/ГТП-500.000-ПЗ.Том 1; Проектная документация- раздел 7. Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 3 Охрана водных биологических ресурсов Г.4.0000.18020-ТНВ/ГТП-00.000-ООС.З; договор аренды частей земельных участков с кадастровым номером N 38:16:000049:230,, направленный для рассмотрения и подписания в адрес ЗАО "Тельминское" сопроводительным письмом ТНВ01-09-07/7045 от 22.02.2018, не согласие на подписание договора аренды со стороны ЗАО "Тельминское" в соответствии с письмом от 09.04.2018 N 43; исходящие письма ООО "Транснефть-Восток" в адрес ЗАО "Тельминское" по поводу согласования проведения работ; исходящие письма ЗАО "Тельминское" в адрес ООО "Транснефть-Восток"; контракт N ТНВ-2048/01-28-17 от 31.07.2017 на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организации системы "Транснефть" при реализации программы развития, технического перевооружения и реконструкции, программы капитального и текущего ремонта.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что внеплановая документарная проверка, по результатам которой должностным лицом вынесено мотивированное представление о проведении внеплановой выездной проверки, проводилась Управлением при взаимодействии с юридическими лицами, в частности, с ООО "Транснефть-Восток".
Вместе с тем, как правильно указал суд, учитывая, что основанием для проведения внеплановой проверки, как указано в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, в данном конкретном случае мотивированное представление, вынесенное по результатам внеплановой документарной проверки при взаимодействии с юридическим лицом, не могло служить правовым основанием для проведения в отношении заявителя внеплановой выездной проверки.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 2 стать 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона, относится к грубым нарушениям.
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 20).
Исходя из вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в силу положений части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением в отношении ООО "Транснефть-Восток" с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения заявителем обязательных требований и основанием для принятия мер реагирования в виде предписания.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их взаимосвязи и совокупности, пришел к обоснованному и правильному выводу о недействительности оспариваемого предписания в связи с несоответствием его требованиям законодательства и нарушении предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2018 года по делу N А19-16850/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16850/2018
Истец: ООО "Транснефть-Восток"
Ответчик: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7403/18
22.05.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1254/19
06.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7403/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16850/18
18.07.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16850/18