г. Москва |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А40-176926/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МонтажОтделСтрой"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2023 по делу N А40-176926/23,
по заявлению ООО "МонтажОтделСтрой"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения, обязании
при участии:
от заявителя: |
Саблина М.С. по доверенности от 09.01.2024; |
от ответчика: |
Соков И.А. по доверенности от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МОНТАЖОТДЕЛСТРОЙ" (заявитель, общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 03.07.2023 N КУВД-001/2023-12788755/5.
Решением от 30.11.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении в заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, по данным Единого государственного реестра недвижимости Обществу ограниченной ответственностью "Монтажотделстрой" на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером 77:10:0000000:2104 (далее - Помещение), расположенное по адресу: Российская Федерация, г. Москва, вн. тер. муниципальный округ Савелки, г. Зеленоград, проезд 4807-й, д. 8, помещ. 2/1.
Указанное Помещение в 2010 году было снято ГБУ МосгорБТИ с технического учета в связи со сносом, однако, соответствующие изменения не были своевременно отражены в ЕГРН в установленном порядке, в связи с чем Общество обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества в связи с прекращением его существования (вx. от 30.03.2023 N КУВД-01/2023-12788755).
Уведомлением от 03.04.2023 N КУВД-001/2023-12788755/1 Управление сообщило Обществу о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Уведомлением от 11.05.2023 N КУВД-001/2023-12788755/3 Управление сообщило Обществу о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Уведомлением от 03.07.2023 N КУВД-001/2023-12788755/5 Управление сообщило Обществу об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, причиной отказа послужило непредставление Обществом дополнительных документов, устраняющих причины приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "МОНТАЖОТДЕЛСТРОЙ" требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно сведениям ЕГРН спорный объект с к.н. 77:10:0000000:2104 - нежилое помещение, наименование помещения: часть здания, площадью 19925,6 кв. м, расположенное в здании с к.н. 77:10:0005006:1023; принадлежит на праве собственности ООО "Монтажотделстрой" (77-01/00-160/2000-115462 от 24.01.2001 г.).
Объект недвижимости с к.н. 77:10:0000000:1023 - 1-этажное нежилое кирпичное здание, площадью 494,5 кв. м, 1979 г. завершения строительства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращение государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав устанавливает основания приостановления осуществления учетно-регистрационных действий по решению государственного регистратора прав.
Ввиду наличия оснований, установленных законодательством, государственный регистратор уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав соответствии с п.2 ч. 4 ст. 29 Закона о регистрации).
Статья 26 Закона о регистрации устанавливает основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации по решению государственного регистратора прав.
Часть 1 ст. 26 Закона о регистрации приводит закрытый перечень таких оснований.
Государственным регистратором прав было приостановлено осуществление учтено-регистрационных действий в отношении спорного объекта, в соответствии с: пунктом 5 (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав); пунктом 7 (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев (носит заявительный характер), и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В силу требований п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является, в том числе технический план.
В соответствии со ст. 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости которым присвоены кадастровые номера.
В качестве документа, являющегося основанием для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, с первым пакетом документов был представлен Технический план помещения от 08.02.2023 г., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения с к.н. 77:10:0000000:2104 (т.е. в отношении спорного объекта).
В перечень документов, использованных при подготовке технического плана помещения, были указаны: Техническое заключение, выданное ООО "100 на 100"; Иные документы.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено следующее.
Требования к техническому плану установлены Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке состава содержащихся в нем сведений" (Требования).
В соответствии с п. 23 Требований технический план подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Вместе с тем, подготовленный в результате изменения характеристик объекта недвижимости технический план представлен в форме электронных документов электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования, в связи с чем не обеспечивает считывание и контроль данных.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 23 и ч. 5 ст. 14 Закона о регистрации снятие с кадастрового учета объектов недвижимости возможно только:
на основании заявления о снятии с кадастрового учета и акта обследования;
на основании вступившего в законную силу судебного решения;
в порядке, предусмотренном частью 3 ст. 41 Закона о регистрации;
в порядке, предусмотренном ч. 7.1 ст. 40 Закона. При этом представление акта обследования, предусмотренного пунктом 7.2 ч. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона, не требуется.
Между тем, с заявлением ни одного из вышеперечисленных документов представлено не было.
Согласно ч. 7 ст. 40 Закона о регистрации при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении.
При этом Управление не располагает сведениями о прекращении существования здания с к.н. 77:10:0005006:1023, расположенного по адресу: г. Москва, Савелки, 4807-й проезд, д. 8.
В случае, если помещение с к.н. 77:10:0000000:2104 демонтировано, можно сделать вывод, что в результате демонтажа спорного объекта претерпит изменение площадь и конфигурация здания с к.н. 77:10:0005006:1023, в связи с чем усматриваются признаки реконструкции.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что реконструкцией является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Для устранения причин приостановления государственным регистратором было рекомендовано представить в Управление заявление на учет изменений сведений здания в связи с проведением реконструкции с приложением технического плана и иных необходимых документов.
Однако с дополнительным пакетом документов был представлен Акт обследования, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета помещения с к.н. 77:10:0000000:2104.
Согласно п. 7.4 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является, в том числе акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места).
В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации акт обследования представляет документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и требования к подготовке акта обследования утверждены Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0217 "Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования).
Кадастровый инженер, подготавливая Акт обследования, подтверждает факт сноса объекта недвижимости, но не проверяет законность такого сноса.
Для устранения причин приостановления государственным регистратором было рекомендовано представить в Управление заявление на учет изменений сведений о здании с к. н. 77:10:0005006:1023 в связи с проведением реконструкции с приложением технического плана и документов, подтверждающих согласование проведения реконструкции.
В архивных сведениях ЕГРН содержится Договор купли продажи N 1/07-00 от 24.06.2000 г.
Согласно указанному Договору Товарищество с ограниченной ответственностью "Совместное хозяйство" продало, а ООО "Монтажотделстрой" купило нежилое помещение площадью 20420,4 кв. м, находящееся по адресу: г. Зеленоград, ВКЗ, 1-й Восточный проезд, стр. 5 (этаж 1, ком. 1-31 (согласно экспликации из Выписки из технического паспорта по состоянию на 16.06.2000)).
Впоследствии между Заявителем и Каплиным Дмитрием Львовичем был заключен Договор купли-продажи от 21.11.2000, предметом которого являлось нежилое помещение; (1 этаж, ком. 1-23), площадью 494,8 кв. м.
Согласно актуальным сведениям ЕГРН, нежилое помещение с кн. 77:10:0000000:2103, площадью 494,5 кв. м, принадлежит на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Элемер" (77:10:0000000:2103-77/051/2022-3 от 13.10.2022).
Таким образом, на праве собственности ООО "Монтажотделстрой" после продажи указанного помещения (ком. 1-23) остались площади нежилого помещения, равные 19925,6 кв. м (т.е. площадь, равная площади спорного объекта).
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, спорный объект располагался на земельных участках с к.н. 77:10:0005006:61 и к.н. 77:10:0005006:57.
Последний земельный участок имел запись об ограничениях прав и обременении аренде (Арендатор: ООО "Монтажотделстрой", 77-01/05-265/2001-6841 с 18.01.2002 г. по 29.04.2011 г.).
Учитывая истечение срока приостановления, непредставления дополнительных документов и неустранения причин приостановления государственным регистратором было правомерно отказано в испрашиваемой государственной регистрации.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.11.2023 по делу N А40-176926/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176926/2023
Истец: ООО "МОНТАЖОТДЕЛСТРОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ