7 февраля 2019 г. |
Дело N А84-1141/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 07.02.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии представителей: от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района - 2" - Михайловой Н.В., доверенность от 28.03.2018 б/н; от Инспекции Федеральной налоговой службы по Гагаринскому району - Смирнова С.И., доверенность от 09.01.2019 N 02-23/00048,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района - 2" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15.10.2018 по делу N А84-1141/2018 (судья Александров А.Ю.),
по заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района - 2" (ул. Т.Шевченко, 1, г. Севастополь, 299006) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Гагаринскому району г. Севастополя (ул.Пролетарская, 24, г. Севастополь, 299014)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района - 2" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Гагаринскому району г. Севастополя об отмене постановления от 03.04.2018 N 86 о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 15.10.2018 по делу N А84-1141/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУПС "УК Гагаринского района-2" обжаловало решение суда в апелляционном порядке по мотиву неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Просило отменить решение суда с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу инспекция, возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержала решение суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2015 между заявителем (исполнитель) и иностранным лицом - ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" (Украина) (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения N 384873126 (далее - Договор), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности, в необходимом объеме, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение и (или) актами разграничения балансовой принадлежности и ответственности сторон (АРБП), оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией, а исполнитель обязуется оплачивать приобретаемую для нужд потребителей электрическую энергию и оказанные услуги, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.
Исходя из требований пункта 4.2 Договора, расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Валюта платежа - российский рубль.
Согласно пункту 4.4 Договора оплата за потребленную электроэнергию за расчетный период (1 календарный месяц) производится на основании ежемесячно выставляемых гарантирующим поставщиком счетов, счетов-фактур не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным. Оплата считается произведенной только после поступления денежных средств на расчетный счет ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго".
На указанный договор энергоснабжения заявитель оформил в уполномоченном банке - ПАО "Российский Национальный Коммерческий Банк" - паспорт сделки (ПС) N 16060005/1354/0000/4/1.
30.04.2016 сторонами Договора составлен и подписан акт приема-передачи N 17216, которым подтверждается факт надлежащего исполнения гарантирующим поставщиком обязанности по поставке в апреле 2016 года электрической энергии на общую сумму 448797,46 рублей.
При проведении должностными лицами Инспекции ФНС проверки соблюдения ГУПС "УК Гагаринского района-2" валютного законодательства и актов органов валютного регулирования обнаружены данные, указывающие на нарушение заявителем требований главы 9 действовавшей в указанный период Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И), допущенное в ходе исполнения обязательств по договору энергоснабжения от 01.03.2015 N 384873126, а именно справка о подтверждающих документах по факту исполнения обязательств по договору (согласно акту приема-передачи от 30.04.2016 N17216) представлена в уполномоченный банк с нарушением установленного срока (срок представления - до 25.05.2016 включительно, дата фактического представления - 21.06.2016).
Результаты проверки оформлены актом проверки соблюдения валютного законодательства N 2 от 22.02.2018
28.02.2018 государственным налоговым инспектором Дудник В.Ю. в отношении ГУПС "УК Гагаринского района-2" составлен протокол об административном правонарушении N 920120180221000501, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии уполномоченного представителя ГУПС "УК Гагаринского района-2", копия которого получена им 28.02.2018.
03.04.2018 начальником Инспекции ФНС Купченко И.Г. вынесено постановление о назначении административного наказания N 86, которым ГУПС "УК Гагаринского района-2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление о назначении административного наказания является незаконным и подлежит отмене, ГУПС "УК Гагаринского района-2" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции, установив наличие в деянии заявителя состава вмененного ему в вину правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, образует, в том числе, нарушение установленных сроков представления форм учета, отчетности и информации при осуществлении валютных операций.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В пункте 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ закреплено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В силу пункта 1.5. Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И) к формам учёта по валютным операциям отнесена справка о подтверждающих документах.
В соответствии с пунктом 9.1. Инструкции N 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции, документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту.
В соответствии с подпунктом 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции N 138-И в случае иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту (кредитному договору), не указанного в подпунктах 9.1.1 - 9.1.3 пункта 9.1 Инструкции N 138-И, резидент представляет иные документы, подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору), в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Согласно пункту 9.3 Инструкции N 138-И датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
В соответствии с подпунктом 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
В связи с изменением правового регулирования в период, истекший с момента совершения правонарушения до момента вынесения постановления Инспекции, апелляционный суд считает необходимым отметить, что обязанность резидента по представлению справки о подтверждающих документах, порядок и сроки её исполнения остались неизменными.
01.03.2018 Инструкция N 138-И прекратила свое действие, в связи с введением в действие Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 16.08.2017 N 181-И.
Согласно п. 1.3 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в сроки установленные п. 8.2.2 Инструкции N 181-И - не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Таким образом, новая Инструкция N 181-И не исключила обязанность и срок представления резидентами подтверждающих документов по контрактам. В связи с чем, оснований для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не имеется.
Исходя из изложенного, на основании подпункта 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции N 138-И с момента составления акта приема-передачи от 30.04.2016 N17216 у ГУПС "УК Гагаринского района-2" возникла обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах с приложениями в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца в котором оформлен названный акт, то есть до 25.05.2016 включительно.
Материалами дела подтверждается тот факт, что подтверждающая справка с актом приема-передачи от 30.04.2016 N 17216 была представлена в уполномоченный банк лишь только 21.06.2016, то есть с нарушением установленного срока на восемнадцать рабочих дней.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25. КоАП РФ, материалами дела подтвержден.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ГУПС "УК Гагаринского района-2" предприняло исчерпывающие меры для своевременного представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах с приложениями, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии вины ГУПС "УК Гагаринского района-2" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Постановление вынесено Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих за собой отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, исчисленный с даты наступления установленной законом обязанности общества по представлению справки о подтверждающих документах, административным органом на дату вынесения оспариваемого постановления не пропущен.
Размер штрафа назначен в пределах санкции части 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, в сумме 20000 руб.
Таким образом, вывод суда о правомерном привлечении предприятия к административной ответственности на основании части 6.2 статьи 15.25. КоАП РФ является обоснованным.
Оснований для применения положений о малозначительности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ, либо замены штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, судом первой инстанции правомерно не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом, судебная коллегия, относительно довода ГУПС "УК Гагаринского района-2" о не рассмотрении заявления в общем порядке в судебном заседании, обращает внимание на, что определением от 14.05.2018 суд первой инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства, и в последующем дело рассматривалось при участии представителя заявителя.
Учитывая изложенное, решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 15.10.2018 по делу N А84-1141/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района - 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1141/2018
Истец: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГАГАРИНСКОГО РАЙОНА-2
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы по Гагаринскому району г. Севастополя, ПАО Филиал "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь