г. Красноярск |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А74-13678/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Бабенко А.Н., Усиповой Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии представителя истца - Редькиной Н.В. по доверенности от 29.08.2017 N 72,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "22" ноября 2018 года по делу N А74-13678/2018, принятое судьёй Кирилловой Н.П.,
установил:
акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020, далее - АО "Енисейская ТГК-13", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Гарант" (ИНН 1901094831, ОГРН 1101901001806, далее - ООО "Гарант", ответчик) о взыскании 3 136 033 рублей 67 копеек долга по договору теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.09.2014 N 3132 за апрель, май 2018 года.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.11.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части взыскания задолженности по дому N 19 пр. Северный г. Абакана, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ООО "Гарант" задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.09.2014 N 3132 за апрель-май 2018 г. в сумме 3 048 454 рубля 69 копеек.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель указал, что при расчете задолженности за май 2018 года по дому пр. Северный, 19 г. Абакана истец применил некорректный норматив по отоплению (0,0198 Гкал/м3), вместо норматива на месяцы отопительного периода (май - 0,0030 Гкал/м3), утв. Постановлением Мэра г. Абакана от 21.12.2009 N 2502 "Об установлении нормативов", что привело к увеличению задолженности на 87 578 рублей 98 копеек; при выходе ОПУ по пр. Северный, 19, г. Абакана из строя и наличии сложившихся отношений между ООО "Гарант" и АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" по определению объема поставленного коммунального ресурса в течение отопительного периода на основании показании ОПУ применяемый истцом норматив для расчетов с ответчиком, рассчитанный на 12 месяцев, неверен.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (в части взыскания задолженности по дому N 19 пр. Северный г. Абакана).
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Согласно сведениям с официального сайта www.reformagkh.ru ответчик является управляющей организацией многоквартирных жилых домов в г. Абакане.
01.09.2014 истец (теплоснабжающая организация) и ответчик (потребитель) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 3132, действующий в редакции протокола разногласий от 07.05.2015 N 1 и протокола согласования разногласий от 07.05.2015, дополнительных соглашений от 19.01.2016, от 01.08.2016 N 2, от 01.10.2017 (договор), по условиям которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательства поставлять потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, а потребитель - оплачивать полученный ресурс (пункт 1.1 договора).
Сторонами согласованы и подписаны сведения об объектах теплоснабжения - многоквартирных жилых домах (МЖД), акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по объектам, перечни приборов учета тепловой энергии и горячей воды в МЖД.
Согласно пунктам 5.10, 5.10.1, 5.10.2 договора расчет объема ресурса, отпущенного потребителю, производится: в случае установки общедомового прибора учета, допущенного к коммерческому учету, на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поставки ресурса собственникам и пользователям нежилых помещений в этом МЖД по договорам теплоснабжения, заключенным ими непосредственно с ТСО; в случае отсутствия приборов учета: для жилых помещений - на основании нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению и на общедомовые нужды; при наличии ИПУ - исходя из показаний такого прибора за расчетный период.
Исполняя договор, истец в период с апреля по май 2018 года поставлял на объекты ответчика тепловую энергию и теплоноситель, предъявил к оплате счета-фактуры от 30.04.2018 N 11-042018-2080001212, от 31.05.2018 N 11-052018-2080001212, от 17.07.2018 N 17-052018-2080001212 на общую сумму 3 230 100 рублей 41 копейку.
Акт приема-передачи тепловой энергии от 30.04.2018 ответчик подписал.
Акт приема-передачи тепловой энергии от 31.05.2018 ответчик не подписал.
17.05.2018, 19.06.2018 истец направил ответчику претензии от 16.05.2018 N 5/2/01-42154/18-0-0, от 18.06.2018 N 5/2-01-52088/18-0-0 с требованием погасить задолженность по договору за спорный период.
В процессе судебного разбирательства размер платы за энергоресурсы уменьшен истцом до 3 136 033 рублей 67 копеек в связи с произведенной 20.08.2018 корректировкой по каждому счету-фактуре в сторону уменьшения на 47 033 рубля 37 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции в обжалуемой части (в части взыскания задолженности по дому N 19 пр. Северный г. Абакана) правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.09.2014 N 3132, отношения по которому регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующими энергоснабжение (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьями 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, по состоянию на 30.06.2012 на территории г. Абакана действовали нормативы, установленные Постановлением Мэра г. Абакана от 21.12.2009 N 2502 "Об установлении нормативов отопления". Указанным актом предусмотрено два вида нормативов отопления: установленный при расчёте на 12 месяцев и при расчёте на месяцы отопительного периода.
По состоянию на 30.06.2012 применение Правил N 307 (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам") предполагало осуществление расчета платы за отопление в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, с использованием норматива, установленного из расчета на 12 месяцев.
Согласно пункту 21 Правил N 124 объем тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
VД = NT * е Si
где: NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, что при расчете объема и стоимости услуг в спорный период истец руководствовался вышеприведенными нормами права. В подтверждение объемов потребления тепловой энергии и горячей воды на объектах ответчика истец представил расчеты начисления за потребленную тепловую энергию и теплоноситель и счета-фактуры за апрель - май 2018, содержащие сведения об объеме поставленной тепловой энергии и ГВС, данные теплосчетчиков за спорный период и нормативы потребления отопления, утвержденные Постановлением Мэра г. Абакана от 21.12.2009 N 2502 "Об установлении нормативов отопления".
Расчёты стоимости потреблённой тепловой энергии и химически очищенной воды произведены истцом по условиям договора на основании показаний приборов учёта тепловой энергии, с применением нормативов на потребление услуг и тарифов, утвержденных приказами Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 19.12.2017 N 168-т, от 14.12.2017 N 150-к.
Довод ответчика о необходимости применения норматива на месяцы отопительного периода (0,0030 Гкал./м3) по дому N 19 пр. Северный г. Абакана правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, в доме N 19 пр. Северный г. Абакана узел учета тепловой энергии с 01.02.2018 не допущен в эксплуатацию.
Расчет отопления за период с 01.02.2018 по 30.04.2018 произведен истцом исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, за май 2018 года расчет произведен с использованием норматива, установленного Постановлением Мэра г. Абакана от 21.12.2009 N 2502 "Об установлении нормативов отопления", на 12 месяцев (0,0198 Гкал./м3).
Согласно пункту 42.2 Правил N 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе 1акою способа.
Правительство Российской Федерации постановлением от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) утвердило Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, установив переходный период 2012-2014 годы и предусмотрело возможность выбора органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов для определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению - при расчёте на 12 месяцев и при расчёте на месяцы отопительного периода.
В сроки, установленные Постановлением Правительства РФ N 857, Правительством Республики Хакасия принято постановление от 14.09.2012 N 621 "Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Хакасия", в соответствии с которым на территории Республики Хакасия при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
По состоянию на 30.06.2012 на территории г. Абакана действовали нормативы, установленные Постановлением Мэра г. Абакана от 21.12.2009 N 2502 "Об установлении нормативов отопления".
По состоянию на 30 июня 2012 года применение Правил N 307 (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам") предполагало осуществление расчета платы за отопление в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, с использованием норматива, установленного из расчета на 12 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (подпункт "б" пункта 2) установлено, что решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30.06.2012, принятые в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 857, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15-28 Правил N 307 и пункты I - 4 приложения N 2 к указанным 11равилам. то есть не позднее I июля 2016 года.
Однако впоследствии в Республике Хакасия не произошел переход от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода. До настоящего времени на территории Республики Хакасия и в городе Абакане действует Постановление N 621 о порядке расчета размера платы за отопление равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Постановление N 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Республики Хакасия не применяется, соответствующий нормативный правовой акт, как это предусмотрено в пункте 2 Постановления N 857, в Республике Хакасия не принят.
Правомерность применения норматива, рассчитанного на 12 месяцев, подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А74-2905/2015, А74-3429/2015, А74-2392/2015, в которых суды пришли к выводу, что в Республике Хакасия не произошел переход от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно на все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, равный продолжительности отопительного периода.
Ответчик в дополнениях к апелляционной жалобе так же указывает, что в Республике Хакасия перехода от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода, не произошло. Порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению сложился равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Доводы ответчика о нарушении истцом его прав и прав собственников по указанному дому являются необоснованными, исходя из того, что в отсутствие общедомового прибора учета по спорному дому расчет потребления услуги отопления по нормативу из 1/12 календарного года не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О теплоснабжении", Правилам N 354 и Правилам N 124.
Таким образом, судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" ноября 2018 года по делу N А74-13678/2018 в обжалуемой части основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" ноября 2018 года по делу N А74-13678/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-13678/2018
Истец: АО "Енисейская ТГК ТГК 13, АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"
Ответчик: ООО "ГАРАНТ"
Третье лицо: АО Филиал "Абаканская ТЭЦ" "ЕНИСЕЙСКАЯ ТГК ТГК-13"