г. Тула |
|
7 февраля 2019 г. |
Дело N А09-9999/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Грошева И.П. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Брянский городской водоканал" на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.11.2018 по делу N А09-9999/2018 (судья Пулькис Т.М.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго", Брянского городского отделения филиала "Брянскэнергосбыт" (ХМАО-ЮГРА, г. Сургут, ОГРН 8602173527, ИНН 1108602007557) к муниципальному унитарному предприятию "Брянский городской водоканал" (г. Брянск, ИНН 3234051310, ОГРН 1033265026783) о взыскании 31 650 133,31 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" в лице Брянского городского отделения "Брянскэнергосбыт" общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" (далее - ООО "ТЭК-Энерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Брянский городской водоканал" (далее - МУП "Брянский городской водоканал", ответчик) о взыскании 31 650 133,31 руб. задолженности по оплате электрической энергии, поставленной в июле 2018 года в соответствии с договором энергоснабжения от 25.11.2016 N 6302/БГО (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.11.2018 с МУП "Брянский городской водоканал" в пользу ООО "ТЭК-Энерго" взыскано 31 650 133,31 руб. долга, а также 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
МУП "Брянский городской водоканал" обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.11.2018 по делу N А09-9999/2018, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель жалобы ссылается на то, что акт снятия показаний приборов и счет-фактура подписаны неуполномоченными лицами.
Апеллянт также полагает, что стоимость электроэнергии следует рассчитывать исходя из тарифа для населения.
От ООО "ТЭК-Энерго" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.11.2016 между ООО "ТЭК-Энерго" (продавец) и МУП "Брянский городской водоканал" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 6302/БГО, по условиям которого продавец обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощностью) покупателя, а покупатель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги (пункт 2.1 договора).
В разделе 4 договора стороны установили порядок определения количества электрической энергии.
Согласно пункту 5.5. договора расчеты по договору осуществляются путем перечисления покупателем денежных средств на расчетный счет продавца:
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных покупателем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. Оплата считается произведенной только после поступления денежных средств на расчетный счет продавца.
Во исполнение договора энергоснабжения истец в июле 2018 года передал ответчику согласно акту расчета отпуска электроэнергии потребителю электрическую энергию в количестве 5041798 кВтч., на оплату которой выставил ответчику счет-фактуру от 31.07.2018 на сумму 31 650 133,31 руб.
Письмом от 20.08.2018 N 51/7182 ООО "ТЭК-Энерго" направило МУП "Брянский городской водоканал" претензию с предложением погасить задолженность.
Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как отмечено выше, истец надлежащим образом исполнил обязательства по передаче ответчику электрической энергии в июле 2018 года, а ответчик обязательства по оплате электрической энергии не исполнил.
Апелляционная коллегия отклоняет довод апеллянта о том, что акт снятия показаний приборов и счет-фактура подписаны неуполномоченными лицам.
Из материалов дела следует, что счет-фактура от 31.07.2018 и акт снятия показаний приборов учета подписаны со стороны МУП "Брянский городской водоканал" (имеется подпись лиц), а также заверены печатью МУП "Брянский городской водоканал", что свидетельствует о том, что полномочия на подписание от имени ответчика в силу статьи 182 ГК РФ явствовали из обстановки и данные, лица, подписавшие счет-фактуру от 31.07.2018 и акт снятия показаний приборов учета, являлись уполномоченными лицами на подписание товарной накладной от имени МУП "Брянский городской водоканал".
Судом апелляционной инстанции установлено, что каких либо ходатайств о фальсификации доказательств, а также о назначении экспертизы, ответчиком в суде первой инстанции не заявлялось, данные документы не оспаривались.
На основании изложенного, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца в части взыскания с ответчика 31 650 133,31 руб. задолженности.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что стоимость электроэнергии следует рассчитывать исходя из тарифа для населения.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее ФЗ "Об электроэнергетике"), постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, которые определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
В пункте 71(1) Основ ценообразования установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении такой приравненной к населению категории потребителей, как исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" определен Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) (Приложение N 1 к Основам ценообразования).
В силу пункта 1 названного Перечня к таким категориям потребителей отнесены исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
Указанный критерий отнесения потребителей к приравненным к категории "население", а именно: "в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности" (при этом в объемах потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды, участвуют объемы приобретения электрической энергии (мощности) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов (для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования)), соответствует статьям 23, 24 ФЗ "Об электроэнергетике", которым предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению. Правительство Российской Федерации во исполнение статьи 23 ФЗ "Об электроэнергетике" утвердило Основы ценообразования.
При этом Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации в области жилищных отношений. Во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Так, ЖК РФ устанавливает, что отношения по поводу управления многоквартирными домами, создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством (пункты 8-11 части 1 статьи 4), и в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в иных актах жилищного законодательства, положениям ЖК РФ должны применяться нормы этого кодекса (часть 8 статьи 5).
Таким образом, вопросы государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к населению категорий потребителей остаются сферой специального правового регулирования. При этом в Основах ценообразования, утвержденных в соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике" используются понятия, соответствующие определениям, которые изложены в ЖК РФ и утвержденных в соответствии с ним Правилах предоставления коммунальных услуг.
Организации, потребляющие электрическую энергию для производства услуг по водоснабжению и водоотведению (в части объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), в число которых входит МУП "Брянскгорводоканал" не относятся к категории потребителей, приравненных к населению и рассчитывающихся за потребленную электрическую энергию по регулируемым ценам (тарифам), поскольку не соответствуют в полной мере законодательно установленным критериям, упомянутым выше.
Кроме того, правовой подход по вопросу отнесения организаций, потребляющих электрическую энергию для производства других коммунальных ресурсов в целях их дальнейшей поставки населению, к категории потребителей, приравненных к населению был сформулирован в решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.01.2013 N ВАС-15709/12, которое является в силу статьи 16 АПК РФ обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций. должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ.
На основании изложенного, у истца отсутствуют правовые основания для определения в актах приема-передачи электроэнергии по договорам энергоснабжения стоимости электрической энергии, потребляемой МУП "Брянскгорводоканал" для производства услуг по водоснабжению и водоотведению, предоставляемых собственникам жилых домов и населению, избравшему непосредственную форму управления жилым фондом, в соответствии с заключенными с ними договорами по тарифам для населения, соответственно, исходя из тарифа для населения.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 09.11.2018 по делу N А09-9999/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9999/2018
Истец: ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в лице филиала "Брянскэнергосбыт", ООО "ТЭК-Энерго", ООО "ТЭК-Энерго" в лице БГО филиала "Брянскэнергосбыт"
Ответчик: МУП "БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ВОДОКАНАЛ"