г. Чита |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А19-19896/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2018 года по делу N А19-19896/2018 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области (ОГРН 1023802657251, ИНН 3834008556, место нахождения: 665653, Иркутская область, г. Железногорск-Илимский, 2-й квартал, д. 73) к Муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания Спектр" (ОГРН 1153850042940, ИНН 3805728694, место нахождения: 665685, Иркутская область, Нижнеилимский район, р.п. Новая Игирма, 3-й квартал, д. 31) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за сентябрь 2017 в размере 42 500 руб., за октябрь 2017 в размере 45 000 руб.,
(суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области (далее УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области, пенсионный фонд, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания Спектр" (далее - МУП "УК Спектр") о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за сентябрь 2017 на 85 застрахованных лиц в размере 42 500 руб., за октябрь 2017 на 90 застрахованных лиц в размере 45 000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2018 года по делу N А19-19896/2018 заявленные требования удовлетворены частично.
Взыскано с Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания Спектр" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области суммы финансовых санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования: за сентябрь 2017 года в размере 8500 руб.; за октябрь 2017 года в размере 4500 руб., а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2018 года по делу N А19-22134/2018. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе указывает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения в отношении страхователя смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку ст. 44 Закона N 212-ФЗ, предусматривающая обстоятельства смягчающие ответственность, утратила силу, что исключает возможность учесть смягчающие ответственность обстоятельства при назначении наказания. Кроме того, размер штрафа в сумме 87500 рублей полностью отвечает принципам назначения наказания, соответствует принципу справедливости наказания и снижению не подлежит.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы в материалы дела не поступало.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.12.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.11.2017 страхователем в орган Пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены исходные сведения за сентябрь 2017 на 85 застрахованных лиц и за октябрь 2017 на 90 застрахованных лиц.
По результатам проведенных проверок правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), органом Пенсионного фонда составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 23.11.2017 N 048S18170018517, от 23.11.2017 N 048S18170018519.
Решениями УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 11.01.2018 N 048S19180000180, N 048S19180000181 ответчик привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за нарушение срока представлении индивидуальных сведений за сентябрь 2017 и октябрь 2017 в виде штрафа в размере 42 500 руб. и 45 000 руб. соответственно.
Требования об уплате штрафа от 06.02.2018 N 048S01180003265, от 06.02.2018 N 048S01180003266, направленные ответчику, в установленный срок не исполнены. В связи с неуплатой ответчиком суммы штрафных санкций в добровольном порядке истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.09.2017, принятым по делу N А19-4454/2017, МУП "УК Спектр" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утверждена арбитражный управляющий Тугаринова Н.Н.
Как следует из материалов дела, вмененное ответчику нарушение совершено после введения в отношении него конкурсного производства (представление 22.11.2017 исходных сведений индивидуального учета по форме СЗВ-М за сентябрь и октябрь 2017, при установленных сроках представления до 16.10.2017 и 15.11.2017 соответственно).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. В силу пункта 2 указанной нормы права требования, предъявляемые по текущим платежам, не подлежат включению в реестр кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" разъяснено, что возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. По смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 указанного Постановления требование о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств.
Суд первой инстанции правильно квалифицировал требование о взыскании с ответчика обязательных платежей как текущее и подлежащее рассмотрению вне рамок дела о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" МУП "УК Спектр" является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого вменено Управлением Пенсионного фонда, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за сентябрь 2017 должны быть представлены в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 16.10.2017, за октябрь 2017 - не позднее 15.11.2017.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, исходные формы сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2017 и октябрь 2017 представлены ответчиком в орган Пенсионного фонда 22.11.2017, т.е. с нарушением установленного срока.
С учетом наличия факта совершения правонарушения судом первой инстанции правомерно указано на обоснованность привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в виде финансовых санкций.
Однако суд первой инстанции при установленных обстоятельствах посчитал необходимым снизить размер штрафных санкций с 87500 руб. до 13000 руб. При этом суд правильно руководствовался правовыми позициями Конституционного Суда РФ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области", основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 12.05.1998 N 14-П и от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Суд апелляционной инстанции, соглашается с судом первой инстанции в его выводе о несоразмерности размера штрафа, начисленного Пенсионным фондом МУП "УК Спектр". Поскольку допущенное страхователем правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений за сентябрь, октябрь 2017 года, не привело к каким-либо тяжким последствиям для общественно значимых интересов фонда, учитывая, что просрочка в их представлении составила незначительный период (1 месяц 5 дней за сентябрь 2017 и 5 дней за октябрь 2017); доказательств нанесения ущерба интересам застрахованных лиц и Пенсионному фонду в дело не представлено, сведений об излишнем начислении (индексации) работающим пенсионерам страхователя каких-либо сумм, и о произведенных в этой связи каких-либо действий Пенсионного фонда, не имеется.
Апелляционный суд отклоняет, как не подтвержденный материалами дела, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что снижение санкций не соответствует соразмерности последствиям совершенного страхователем правонарушения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности частичного, в сумме 13000 руб., удовлетворения судом первой инстанции требований, заявленных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания Спектр" штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за сентябрь, октябрь 2017 года.
При установленных по делу обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2018 года по делу N А19-19896/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19896/2018
Истец: ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области
Ответчик: МУП "Управляющая компания Спектр"