Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2019 г. N Ф08-3766/19 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2019 г. |
дело N А53-23697/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Чаева Д.И. по доверенности от 13.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гелиос-М"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2018 по делу N А53-23697/2018 (судья Пименов С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гелиос-М" (ИНН 6168059340, ОГРН 1126194005090)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "СодействиеКомм" (ИНН 6165192841, ОГРН 1156196036963)
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гелиос-М" (далее - общество, ООО "УК "Гелиос-М") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - Госжилинспекция области) о признании недействительным приказа от 10.07.2018 N 812-Л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Гелиос-М" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что вывод Госжилинспекции области о необходимости предоставления договора управления, заключенного с собственниками помещений, обладающими более 50% голосов от общего числа голосов, основан на редакции п. п. "в" п. 3 Порядка, действовавшей до 10.04.2018. У Госжилинспекции области отсутствуют правомочия самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений МКД по мотиву отсутствия кворума или иному, без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке. Вывод суда первой инстанции об отсутствии у общества оснований для заключения договора управления многоквартирным домом N 35/3 по пр. Коммунистическому в г. Ростове-на-Дону с председателем совета данного дома по причине отсутствия необходимого кворума противоречит закону. Вопрос 10 повестки дня является организационным, подпадает под действие п. 5 ч. 2 статьи 44 ЖК РФ, не требует 2/3 голосов при принятии решения. Инспекция при рассмотрении заявления от 26.06.2018 имела в распоряжении документы, подтверждающие заключение договора управления собственниками, обладающими 50,24% голосов. Как следует из протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от 26.05.2018 по п. 10 повестки дня общего собрания "ЗА" проголосовали 80,20% (2713,33 м2) от количества голосовавших на собрании, которое, в свою очередь, составило 62,65% (3383,13 м2) от общего числа голосов в многоквартирном доме, равного 5400,20 м2. Учитывая, что 2713,33 м2 составляет 50,24% от 5400,20 м2, председателю совета дома делегировали полномочия на заключение и подписание договора управления с ООО "УК "Гелиос-М" собственники, обладающие более 50% голосов. Письменное решение собственника помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Ростов-на-Дону, проспект Коммунистический, 35/3, по вопросам, поставленным на голосование в повестку дня на внеочередном общем собрании собственников, проводимом в форме очно-заочного голосования применительно к п. 10 повестки дня собрания (протокол N 1 от 26.05.2018) позволяет однозначно идентифицировать лицо, выступившее за утверждение полномочий председателя совета МКД для заключения и подписания договора управления от его имени, против такого делегирования полномочий, либо воздержавшегося. Протокол N 1 от 26.05.2018 и приложения к нему, являющиеся его неотъемлемой частью (решения собственников - бюллетени для голосования по вопросам повестки дня), содержат необходимые и достаточные данные для идентификации как представляемых лиц (собственников), так и представителя, а также указание на полномочия представителя. Само по себе представление в инспекцию договора управления, подписанного лишь с одним из собственников - председателем совета дома, не свидетельствует о невыполнении заявителем как управляющей организацией требований частей 1, 2 ст. 162 ЖК РФ. Имеющаяся у управляющей компании обязанность по заключению договора управления не налагает такую же обязанность по его заключению на жильцов - собственников помещений в многоквартирном доме, и возможность понуждения собственников помещений к подписанию договора у управляющей компании ответствует. В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условия - отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Указанная обязанность инспекции с 10.04.2018 закреплена подпунктом "д" пункта 5 Порядка. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2018 по делу N А53-28399/17 ООО "СодействиеКомм" признано несостоятельным (банкротом). Инспекция с 06.07.2018 не только владела, но и была обязана проверить информацию о вступившем в законную силу решении суда о признании ООО "СодействиеКомм" банкротом на момент вынесения приказов N 812-Л, N 813-Л от 10.07.2018.
В отзыве на апелляционную жалобу Госжилинспекция области указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Гелиос-М" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Гелиос-М" на основании лицензии от 23.03.2016 N 418, выданной Госжилинспекцией области, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ростовской области.
В период с 04.05.2018 по 25.05.2018 собственниками помещений многоквартирного дома N 35/3 по проспекту Коммунистический в г. Ростове-на-Дону в форме очно-заочного голосования проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, решение по результатам которого оформлено протоколом от 26.05.2018 N 1 (т.д. 1 л.д. 51-57).
Согласно протоколу от 26.05.2018 N 1 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение расторгнуть договор управления с ООО "СодействиеКомм" и утвердить ООО "УК "Гелиос-М" для заключения договора управления многоквартирным домом.
25.06.2018 ООО "УК "Гелиос-М" в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства по адресу в сети Интернет dom.gosuslugi.ru размещены сведения в форме заявки для реестра лицензий субъекта Российской Федерации N 161034365.
26.06.2018 ООО "УК "Гелиос-М" обратилось с заявлением в Госжилинспекцию области, в котором просило внести изменения в адресный перечень реестра лицензий Ростовской области в части изменения перечня и сведений о многоквартирном доме по адресу г. Ростов-на-Дону, проспект Коммунистический, 35/3 на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 26.05.2018 N 1 и заключенного договора управления с председателем совета указанного многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения заявления общества 10.07.2018 Госжилинспекцией области вынесен приказ N 812-Л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления.
Основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в Реестр в форме приказа и возврате заявления обществу послужило непредставление заявителем договора управления, который заключен собственниками помещений в многоквартирном доме N 35/3 по проспекту Коммунистическому в г. Ростове-на-Дону, обладающими более 50% голосов от общего числа голосов.
Полагая приказ инспекции от 10.07.2018 N 812-Л незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Пунктом 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, установлено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных Положением.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу указанной нормы с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению МКД прекращаются.
Договор управления МКД заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Из содержания частей 8, 8.1, 8.2 статьи 162 ЖК РФ следует, что договор управления МКД может быть расторгнут в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Расторжение договора собственниками помещений в одностороннем порядке возможно не только в случае, если управляющая организация не выполняет условия такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей компании.
По правилам статьи 192 ЖК РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).
Из части 3 названной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие указанной нормы права Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - приказ N 938/пр).
В период принятия приказа от 10.07.2018 N 812 действовала редакция Порядка от 02.03.2018.
В соответствии с пунктом 2 приказа N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; данные о реорганизации лицензиата в случаях: реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); реорганизации лицензиата в форме преобразования; реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
На основании пункта 3 приказа N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата);
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;
к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
На основании пункта 5 приказа N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 приказа N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 приказа N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 приказа N 938/пр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора в соответствии с пунктом 7 приказа N 938/пр принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
На основании пункта 8 приказа N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 приказа N 938/пр.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов в силу пункта 9 приказа N 938/пр являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 приказа N 938/пр; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 приказа N 938/пр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 приказа N 938/пр.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Решение Госжилинспекции области об отказе во внесении изменений в Реестр и возврате заявления ООО "УК "Гелиос - М" от 10.07.2018 мотивировано тем, что заявление и документы, предоставленные ООО "УК "Гелиос - М", не соответствуют подпункту "в" пункта 3 приказа N 938/пр, а именно: ООО "УК "Гелиос - М" не предоставлен договор управления, который заключен собственниками помещений в многоквартирном доме N 35/3 по пр.Коммунистическому в г. Ростове-на-Дону, обладающими более 50% голосов от общего числа голосов.
Согласно преамбуле договора N 1 от 26.05.2018 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г.Ростов-на-Дону, прспект Коммунистический, 35/3, договор заключен между ООО "УК "Гелиос - М" (управляющая организация) и председателем совета указанного многоквартирного дома Сорокиной Е.А., действующей на основании решений общего собрания собственников помещений в МКД (оформленных протоколами N 4 от 19.10.2016, N 1 от 26.05.2018) (л.д.25-43 т.3).
Решение, оформленное протоколом N 4 от 19.10.2016 (п.4), принято по вопросу наделения полномочиями председателя совета дома на подписание договора управления от имени собственников дома с ООО "СК".
Решение, оформленное протоколом N 1 от 26.05.2018 (п.10), принято по вопросу наделения полномочиями председателя совета дома на подписание договора управления от имени собственников дома с ООО "Управляющая компания "Гелиос".
В соответствии с пунктами 3, 6 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома:
на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;
осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, относится принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ч.5 ст. 161 ЖК РФ не содержит положений, регулирующих порядок предоставления председателю совета многоквартирного дома полномочий на заключение от имени собственников помещений в данном доме, договора управления многоквартирным домом, т.о. данный вопрос относится компетенции общего собрания.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ для принятия решения, предусмотренного пунктом 4.3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, (в рассматриваемом случае - для наделения председателя совета дома полномочиями по заключению с выбранной управляющей организацией договора управления) требуется большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно протоколу от 26.05.2018 N 1 общее количество голосов собственников помещений в МКД составляет 5400,20 (один голос равен одному квадратному метру общей площади помещения, принадлежащего собственнику). Количество голосов собственников помещений МКД, принявших участие в голосовании на общем собрании 3383,13, что составляет 62,65% от общей площади жилых и нежилых помещений.
Решение по вопросу повестки дня о наделении председателя совета многоквартирного дома N 35/3 по пр. Коммунистическому в г. Ростове-на-Дону соответствующими полномочиями принято 2713,33 голосов (80,20% от числа голосовавших), что составляет 50,24 % от общей площади жилых и нежилых помещений (2712,33х100/5400,20), т.о. данное решение принято менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, т.е. при отсутствии кворума для принятия данного решения.
В силу п. 2 ст. 185.1 ГК РФ решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Доказательства того, что собственниками выдавались доверенности, оформленные в соответствии с положениями ст. 185 ГК РФ на заключение договора управления от их имени на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, также отсутствуют.
При этом, подписавший договор управления председатель многоквартирного дома, как собственник помещений данного МКД, не обладает более 50 % голосов общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ООО "УК "Гелиос - М" не опровергнуты доводы госжилинспекции области о том, что полномочия председателя многоквартирного дома N 35/3 по пр. Коммунистическому в г.Ростове-на-Дону на заключение договора управления от имени собственников данного МКД не подтверждены, ввиду принятия решения о наделении его такими полномочиями менее 2/3 голосов общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, договор подписан лицом, не обладающим более 50 % голосов общего числа голосов собственников помещений.
Т.е. представленный в материалы дела договор N 1 от 26.05.2018 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г.Ростов-на-Дону, проспект Коммунистический, 35/3, может считаться заключенным ООО "УК "Гелиос - М" с гр. Сорокиной Е.А., как с одним из собственников помещений данного МКД, а не с представителем иных собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченным на то в установленном законом порядке.
Довод заявителя о том, что для надлежащего исполнения подпункта "в" пункта 3 приказа N 938/пр достаточно лишь формальное приложение к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации копии договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, без необходимости подтверждения факта его заключения (а в рассматриваемом случае - без необходимости подтверждения наличия у председателя совета дома полномочий на его подписание от имени всех собственников многоквартирного дома, обоснованно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 приказа N 938/пр к заявлению должна быть приложена копия заключенного договора управления, а не его проекта, утвержденного решением общего собрания собственников помещений МКД, что в рассматриваемой ситуации равносильно необходимости подтверждения заявителем наличия у лица, подписавшего договор управления от имени собственников МКД, полномочий на заключение такого договора либо принадлежности ему более 50 % голосов от общего числа собственников МКД.
Кроме того, к аналогичному выводу позволяет прийти и наличие в пункте 3 приказа N 938/пр наряду с подпунктом "в" требований, изложенных в подпункте "а", о необходимости приложить к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации копии протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
При изучении довода заявителя о рассмотрении инспекцией заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, поданного ООО "СОДЕЙСТВИЕКОММ", признанного на тот момент банкротом, судом установлено следующее.
26.06.2018 ООО "СОДЕЙСТВИЕКОММ" (ИНН 6165192841, юридический адрес: 344091, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Каширская, д. 9/53 А, оф. 206 А, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 11.06.2015 N 323) обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с расторжением договора управления спорным многоквартирным домом N 35/3 по пр. Коммунистическому в г. Ростове-на-Дону (вх. N 37/2199).
К заявлению были приложены копия протокола от 26.05.2018 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-т Коммунистический, 35/3, копия акта от 30.05.2018 приема-передачи технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-т Коммунистический, 35/3, копия договора управления многоквартирным домом от 01.11.2016, копия выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "СОДЕИСТВИЕКОММ" по состоянию на 25.06.2018, копия паспорта гражданина Российской Федерации Вдовиченко П.Г.
По результатам рассмотрения заявления инспекцией установлено, что информация о вступлении в силу судебного решения о признании ООО "СК" банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отсутствовала. Признаки ничтожности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении, по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, отсутствовали.
Согласно имеющимся в лицензионном деле материалам на момент подачи ООО "СК" заявления в Госжилинспекцию области и на момент принятия приказа N 807-Л от 10.07.2018 ООО "СК" банкротом не являлось, директор Вдовиченко П.Г. являлся единоличным уполномоченным представителем общества (согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.06.2018 и 10.07.2018 соответственно).
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2018 по делу N А53-23697/2018 ставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23697/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГЕЛИОС-М"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "СОДЕЙСТВИЕКОММ"
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6711/20
22.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4047/20
30.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3766/19
07.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19924/18
25.10.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-23697/18