Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 мая 2019 г. N Ф04-1816/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А75-9498/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16390/2018) акционерного общества "Сфера Жилья" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2018 по делу N А75-9498/2018 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Сфера жилья" к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании пункта 1 предписания от 06.06.2018 N НЮ-134/п,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица: открытого акционерного общества "Юганскводоканал",
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Акционерное общество "Сфера Жилья" (далее по тексту - общество, АО "Сфера Жилья", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Служба, заинтересованное лицо) об оспаривании пункта 1 предписания от 06.06.2018 N НЮ-134/п.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2018 по делу N А75-9498/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Суд установил, что в спорный период времени (с 01.08.2017) жилищное законодательство не предусматривало расчет нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, в многоквартирном доме N 52 коллективный прибор учета водоотведения отсутствует, таким образом пришел к выводу, что взимание с собственников квартиры платы за отведение сточных вод на общедомовые нужды при отсутствии в многоквартирном доме коллективного прибора учета не может быть признано обоснованным. В связи с чем суд первой инстанции посчитал, что предписание Службы в оспариваемой части основано на положениях жилищного законодательства, соответствует характеру выявленного Службой нарушения в действиях управляющей компании и направлено на его прекращение.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Сфера Жилья" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2018 по делу N А75-9498/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований АО "Сфера Жилья", признать недействительным пункт 1 предписания от 06.06.2018 N НЮ-134/п.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что судом первой инстанции не принято во внимание, что в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее по тексту - Постановление N 1498) установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Заявитель отмечает, что согласно абзацу 3 пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту - Правила N 306), в редакции Постановления N 1498, норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Общество полагает, что в связи с изменениями, внесенными в нормативно-правовые акты, ссылки на решения судов по делу N А36-733/2014, определение Верховного суда Российской Федерации (далее по тексту - ВС РФ) от 17.04.2015 по делу N 310-ЭС14-5955, решение ВС РФ от 10.12.2014 N АКПИ14-1190, носят неактуальный характер.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
АО "Сфера Жилья" является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Нефтеюганск, 12 микрорайон, дом 52.
В Службу поступило обращение собственника квартиры N 52 указанного дома по вопросу несогласия с начисленной суммой платы за содержание общего имущества многоквартирного дома. На основании указанного обращения в период с 17.05.2018 по 06.06.2018 Нефтеюганским отделом инспектирования Службы в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проведенной проверки в числе прочего было установлено, что за период времени с июля 2017 по март 2018 жильцам квартиры N 52 к оплате предъявляются расходы на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в размере 242 руб. 28 коп., в месяц - 26 руб. 92 коп.
В акте проверки от 06.06.2018 указано, что согласно представленным обществом для проведения проверки документам, конструктивные особенности многоквартирного дома не предусматривают возможность отведения сточных вод в целях содержания общего имущества. Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что общество нарушило нормы действующего законодательства, плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме взиматься не должна.
Установив нарушения действующего жилищного законодательства, Службой выдано предписание N НЮ-134/п от 06.06.2018 сроком исполнения до 25.06.2018, в пункте 1 которого обществу указано произвести собственникам (потребителям) квартиры N 52 многоквартирного дома перерасчет в форме возврата сумм расходов на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, за период с 01.08.2017.
Не согласившись с требованиями, изложенными в пункте 1 предписания, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
07.11.2018 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Порядок исчисления платы за коммунальные услуги урегулирован нормами ЖК РФ.
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - ПравилаN 354).
Частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что конструктивные особенности многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Нефтеюганск, 12 микрорайон, дом 52, предусматривают возможность отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, так как в материалах дела представлен договор заявителя и АО "Юганскводоканал" от 01.01.2016 N 8А, в соответствии с которым АО "Юганскводоканал" обязалось принимать от заявителя сточные воды по канализационным сетям. АО "Юганскводоканал" подтвердило факт оказания услуг заявителю по приему сточных вод в свою канализационную сеть, в том числе в отношении спорного многоквартирного дома.
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует материалам дела и заинтересованным лицом не оспорен.
В то же время из совокупного толкования пунктов 1, 36, 42, 43, 48, 59 Правил N 354, анализа судебной практики суд первой инстанции пришел к выводу, что в спорный период времени жилищное законодательство не предусматривало расчет нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, в связи с чем посчитал предписание Службы в оспариваемой части законным.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, размер расходов на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в рассматриваемом случае подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Однако вывод суда первой инстанции об отсутствии такового норматива не соответствует нижеприведённым нормативным актам.
Так, согласно пункту 2 Постановления N 1498 Правительство Российской Федерации установило, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N 306 (в редакции, действующей с 01.01.2017) норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.05.2017 N 4-нп с 01.06.2017 утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению и отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размерах согласно приложению N 2.
В соответствии с указанным приложением норматив потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (6-9 этаж) составляет 0,026 (кубический метр в месяц на 1 квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме). Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (6-9 этаж) составляет 0,052 (кубический метр в месяц на 1 квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 29 вышеуказанного приказа Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что именно на основании вышеуказанных норм АО "Сфера Жилья" определяло расходы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества по адресу: город Нефтеюганск, микрорайон 12, дом 52, квартира 52, что следует из соответствующего расчета и объяснений заявителя, представленных в материалы дела (т. 2 л.д. 96-97).
В связи с изложенным ссылка Службы и суда первой инстанции на практику судов вышестоящих инстанций, рассматривавших споры в более ранние периоды на основании ранее действовавшего законодательства без учета новых правовых норм в отношении определения объемов водоотведения, несостоятельна.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества, Службой по существу не опровергнуты, отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый пункт 1 предписания контролирующего органа не соответствует положениям действующего законодательства, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта соответственно изложенному.
Понесенные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся апелляционным судом в порядке статьи 110 АПК РФ на Службу как на проигравшую сторону.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2018 по делу N А75-9498/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования акционерного общества "Сфера Жилья" удовлетворить.
Признать недействительным пункт 1 предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2018 N НЮ-134/п.
Взыскать со Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу акционерного общества "Сфера Жилья" судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9498/2018
Истец: АО "СФЕРА ЖИЛЬЯ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Третье лицо: ОАО "Юганскводоканал"