Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2019 г. N Ф05-8572/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А41-44929/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство "ТЕМП", индивидуального предпринимателя Сикачева Владимира Александровича, Ведищевой Татьяны Юрьевны на решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2018 по делу N А41-44929/2017 (судья Богатина Ю.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство "ТЕМП" - Ведищева Т.Ю. (директор), Курило О.А. (доверенности от 03.04.2017 N 1),
индивидуального предпринимателя Сикачева Владимира Александровича - Курило О.А. (доверенность от 01.03.2017),
Ведищевой Татьяны Юрьевны - лично (паспорт),
Ведищева Руслана Юрьевича - Курило О.А. (доверенность от 15.09.2017 N 50 АБ 0272943),
Ведищева Дмитрия Юрьевича - Курило О.А. (доверенность от 15.09.2017).
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсов А.В. (доверенность от 25.12.2018 N 430-Д).
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство "ТЕМП" (далее - ООО "КФХ "ТЕМП", общество, заявитель), индивидуальный предприниматель Сикачев Владимир Александрович (далее - ИП Сикачев, предприниматель, заявитель), Ведищева Татьяна Юрьевна, Ведищев Руслан Юрьевич, Ведищев Дмитрий Юрьевич (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) с требованием об оспаривании распоряжения от 07.02.2017 N 427-Ф-2017.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.12.2017 заявление удовлетворено.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 05.03.2018 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 27.06.2018 судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.11.2018 (резолютивная часть объявлена 22.10.2018) в заявленных требованиях ООО "КФХ "ТЕМП", ИП Сикачева, Ведищевой Т.Ю. отказано, в отношении требований Ведищевой Д.Ю. производство по делу прекращено.
С вынесенным решением не согласились заявители - Ведищева Т.Ю., ИП Сикачев, ООО "КФХ "ТЕМП" и обжаловали его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявители (далее также - податели жалобы) просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податели указывают на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Так, податели жалобы отмечают, что законодательство не содержит нормы об обязанности собственников и других обладателей вещных прав на земельные участки ежедневно (или еженедельно) просматривать сайт Росреестра. Ссылаются на то, что ООО "КФХ "ТЕМП" является субъектом малого бизнеса, а в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 01.01.2016 по 31.12.2018 введено ограничение на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Указывают, что в материалах дела отсутствует задание на проведение административного обследования 27.01.2017, утвержденное руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля. Отмечают, что решение от 07.02.2017 стало основанием для проведения проверки 20.02.2017 в отношении Ведищевой Т.Ю., Ведищего Р.Ю. Ведищева Д.Ю., ООО "КФХ "ТЕМП", ИП Сикачева.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 названного Кодекса в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение на предмет его законности и обоснованности пересмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции только в обжалуемой подателем жалобы части - в части отказа в удовлетворении требований.
Как следует из материалов дела, Ведищева Т.Ю., Ведищев Р.Ю., Ведищев Д.Ю. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96903 категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под крестьянское (фермерское) хозяйство.
По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком с правом застройки от 01.01.2017 земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:96903 предоставлен в пользование ООО "КФХ "ТЕМП" сроком на 11 месяцев. Расположенное на земельном участке здание по договору от 01.01.2017 в аренду предоставлено индивидуальному предпринимателю Сикачеву В.А. до 31.05.2017.
Распоряжением управления от 07.02.2017 N 427-Ф-2017 назначена внеплановая проверка с целью проверки фактов, выявленных в ходе проведения административного обследования в соответствии с актом от 27.01.2017 N 22-1АО-04/2017 по соблюдению земельного законодательства, требований охраны и использования земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96903.
По результатам внеплановой выездной документарной проверки от 20.02.2017 ООО "КФХ "ТЕМП", ИП Сикачев, Ведищева Т.Ю., Ведищев Р.Ю., Ведищев Д.Ю. привлечены к административной ответственности за использование земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96903 не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием.
Указанные лица обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения управления от 07.02.2017 N 427-ф-2017.
Арбитражный суд первой инстанции в заявленных требованиях ООО "КФХ "ТЕМП", ИП Сикачева, Ведищевой Т.Ю. отказал ввид3у их необоснованности, в отношении требований Ведищевой Д.Ю. производство по делу прекратил.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В силу пункта 4 указанной статьи при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 2 названного Закона устанавливает, что государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Названный Закон разграничивает такие виды государственного контроля (надзора), как проведение проверок, проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований.
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся, среди прочего, в случаях выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В силу пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
Административное обследование объектов земельных отношений проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора (пункт 1 статьи 71.2 названного Кодекса).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, внеплановая выездная документарная проверка, состоявшаяся 20.02.2017, назначена распоряжением Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2017 N 427-Ф-2017, подписанным заместителем руководителя Управления Меркульяна А.В. (т. 1 л. д. 20, 21).
Основанием такой проверки являются результаты административного обследования в соответствии с актом от 27.01.2017 N 22-1АО-04/2017.
Согласно пункту 2 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, экологотоксикологического обследований) и другими методами.
Порядок проведения административного обследования земельных участков урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений", Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений", или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Акт административного обследования объекта земельных отношений утверждается уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора либо его территориальных органов и их структурных подразделений. Акт административного обследования объекта земельных отношений, составленный в электронной форме, подписывается квалифицированной электронной подписью уполномоченного на утверждение такого акта должностного лица.
Согласно пункту 10 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, должностные лица при проведении проверок обязаны знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, их уполномоченного представителя с результатами проверки.
Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.
Указанным сайтом является сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "https://rosreestr.ru/", где, вопреки доводам заявителей, в разделе "Еженедельный отчет о проведенных проверках и административных обследованиях" (https://rosreestr.ru/site/openservice/audits/gosudarstvennyy-zem-nadzor/ ezhenedelnyy-otchet-o-provedennykh-proverkakh/), в том числе, содержится информация об административном обследовании от 03.02.2017 земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96903.
Сведения, содержащиеся на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "https://rosreestr.ru/", являются общедоступными.
Требования о направлении акта обследования объектов земельных отношений правообладателям объектов, равно как и уведомления о проведении обследования объектов земельных отношений в ходе систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации, вопреки доводам заявителей, закон не содержит, на что верной указал арбитражный суд первой инстанции.
В связи с отсутствием оснований для вывода о нарушении заинтересованным лицом порядка проведения административного обследования объектов земельных отношений, результаты которого в силу прямого указания закона могут являться основанием для вынесения оспариваемого распоряжения Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2017 N 427-Ф-2017, достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным оспариваемого распоряжения у суда не имеется.
Арбитражный суд первой инстанции также принял во внимание то обстоятельство, что распоряжением Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2017 N 427-Ф-2017 назначена выездная внеплановая проверка в отношении Ведищевой Т.Ю.
Как следует из постановлений о назначении административного наказания от 27.03.2017, выездные внеплановые проверки в целях установления соблюдения требований земельного законодательства в отношении Ведищева Р.Ю., Ведищева Д.Ю. проведены на основании распоряжений Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2017 N N 425-Ф-2017, 426-Ф-2017. При этом данные распоряжения в рамках настоящего дела не оспариваются. Указание подателей жалобы на иное не соответствует просительной части заявления по делу.
Арбитражный суд первой инстанции верно указал, что заявители - ООО "КФХ Ведищев Р.Ю., Ведищев Д.Ю. не доказали, каким образом распоряжение Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2017 N 427-Ф-2017 нарушает их законные права и интересы.
Ввиду изложенного арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителей - подателей жалобы.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
ООО "КФХ "ТЕМП" подлежит возвращению из федерального бюджета излишне уплаченная платежным поручением от 28.11.2018 N 251 государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2018 по делу N А41-44929/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство "ТЕМП", индивидуального предпринимателя Сикачева Владимира Александровича, Ведищевой Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство "ТЕМП" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 28.11.2018 N 251 государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44929/2017
Истец: Ведищев Дмитрий Юрьевич, Ведищев Руслан Юрьевич, Ведищева Татьяна Юрьевна, ИП Ип Сикачев Владимир Александрович, ООО "КФХ "ТЕМП"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственнной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственнной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8572/18
07.02.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24589/18
01.11.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44929/17
27.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8572/18
05.03.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2032/18
25.12.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44929/17