г. Красноярск |
|
08 февраля 2019 г. |
Дело N А74-10950/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Петровской О.В., Усиповой Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии представителя истца - Доровских В.Г. на основании протокола от 04.02.2018 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "15" ноября 2018 года по делу N А74-10950/2018, принятое судьёй Мельник Л.И.,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Луч" (ИНН 2455033170, ОГРН 1122455001459, далее - ТСЖ "Луч", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020, далее - АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ответчик) о взыскании 609 186 рублей 26 копеек неосновательного обогащения, 106 646 рублей 62 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.11.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- расчетный способ (с применением утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды для нужды ГВС) обязателен к применению только в отопительный период, так как система теплоснабжения является открытой и поступающая в систему теплоснабжения горячая вода расходуется как на нужды отопления, так и на нужды горячего водоснабжения;
- при наличии исправного, введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета теплоэнергии и ГВС, расчет должен производиться на основании показаний этих приборов учета; в противном случае лишена смысла установка общедомовых приборов учёта, по показаниям которых должны осуществляться расчёты за поставленный и потребленный ресурс между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, что означает, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности, и, как следствие, возложение на ресурсоснабжающую организацию бремени несения убытков, возникающих в виде разницы между стоимостью фактически поставленного ресурса и стоимостью ресурса, определенного по нормативам потребления;
- при отключении системы отопления в июне, июле и августе, весь теплоноситель, поступающий в систему дома, расходуется только на нужды ГВС и при наличии общедомового прибора учета, установленного в доме, который определяет объём горячего водоснабжения исходя из двух компонентов: на воду в м3 и на тепловую энергию в Гкал, в указанном периоде выделять количество тепловой энергии, затраченной на подогрев воды для ГВС нецелесообразно, в связи с чем, ответчиком производится расчет по показаниям прибора учета, за вычетом Гкал, затраченных на подогрев воды для нежилых помещений (вычисленных с применением норматива на подогрев);
- позиция ВС РФ, изложенная в пункте 27 Обзора судебной практики N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, а также в определениях ВС РФ от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 по делу N 305-ЭС 17-15601, основана на судебных актах, по которым периоды взыскания затрагивают отопительный период, и истцы при определении размера платы по ГВС исходили только из показаний общедомовых приборов учета, и при расчетах использовали только их без применения утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (теплоснабжающая организация) и ТСН "Луч" (абонент) 18.03.2013 заключили договор теплоснабжения N 10550 (далее - договор), по условиям которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательства поставлять тепловую энергию и теплоноситель в целях обеспечения коммунальными ресурсами собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а потребитель - оплачивать принятый ресурс (пункты 1.1, 4.1.1 договора).
Исполняя условия договора, ответчик в период июнь-август 2015 года, июнь-август 2016 года и июнь-август 2017 года поставлял истцу энергоресурс, для оплаты которого предъявил к оплате счета-фактуры от 30.06.2015 N 11-062015-2550000932, от 31.07.2015 N 11-072015-2550000932, от 31.08.2015 N 11-072015-2550000932, от 30.06.2016 N 11-062016-2550000932, от 31.07.2016 N 11-072016-2550000932, от 31.08.2016 N 11-082015-2550000932, от 30.06.2017 N 11-062017-2550000932, от 31.07.2017 N 11-072017-2550000932, от 31.08.2017 N 11-082017-2550000932 по строке "горячая вода" на общую сумму 1 239 463 рубля 63 копейки (с учетом НДС).
По мнению истца, в спорный период ответчик неправомерно выставил к оплате счета-фактуры, в которых стоимость коммунального ресурса определена по двухкомпонентному тарифу без применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, тем самым завысив сумму за потребленный коммунальный ресурс на 609 186 рублей 26 копеек.
Полагая, что денежные средства в указанной сумме перечислены ответчику в отсутствие правовых оснований, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на теплоснабжение от 18.03.2013 N 10550, отношения по которому регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующими энергоснабжение (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьями 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено материалами дела, в периоды июнь-август 2015, 2016 и 2017 годов на объект истца ответчиком поставлялась тепловая энергия в целях оказания коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. К оплате выставлены счета-фактуры, согласно которым за каждый из расчетных месяцев произведено начисление за две составляющих: горячая вода (компонент на тепловую энергию) и горячая вода (компонент на теплоноситель).
Заявляя требование о взыскании неосновательного обогащения в сумме 609 186 рублей 26 копеек, истец ссылается на то, что ответчик неправомерно производил расчет потребленной тепловой энергии в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению на основании показаний общедомовых приборов учета, в то время как обоснованным является расчет по двухкомпонентному тарифу с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Так, в соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение Qiодн в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, положениями Правил N 354 установлено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенное согласуется с правовой позицией, определенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, а также в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548, от 22.05.2018 N 309-ЭС18-545, от 11.07.2018 N 305-ЭС18-3486, от 18.07.2018 N 308-ЭС18-3663.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формулам 23 и 24 Правил N 354 определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии. Тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирного дома является горячая вода.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
В письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
С учетом приведенных правовых норм и разъяснений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца отсутствовали основания рассчитывать объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, основанного на показаниях общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в многоквартирный дом в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
В спорный период норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в установленном порядке утвержден не был.
Определение экономически обоснованной цены услуг (тарифа), в том числе заложенных в тариф отдельных показателей, производится по установленным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в действующем периоде регулирования.
Суд первой инстанции установил, что для муниципального образования г. Минусинск постановлением Правительства Красноярского края от 19.07.2016 N 355-п утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вступившие в силу с 01.09.2016.
Поскольку отсутствие в период июнь-август 2015, 2016 годов утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды не должно приводить к нарушению прав конечных потребителей, осуществляющих расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением определенного показателя количества тепловой энергии (Гкал/куб. м), которая необходима для приготовления 1 кубического метра горячей воды, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным применение истцом в расчете объема тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, норматива, установленного вышеуказанным актом.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в виде разницы между стоимостью потребленной в рассматриваемом периоде коммунальной услуги на горячее водоснабжение, рассчитанной в соответствии с вышеприведенными нормами, и фактически оплаченными услугами.
Согласно представленному в материалы дела расчету истца, на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение, вызванное переплатой за поставленный коммунальный ресурс, за спорный период в сумме 609 186 рублей 26 копеек.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет неосновательного обогащения на указанную сумму, признает его обоснованным, арифметически верным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования в полном объеме.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "15" ноября 2018 года по делу N А74-10950/2018 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "15" ноября 2018 года по делу N А74-10950/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-10950/2018
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЛУЧ", ТСН "Луч"
Ответчик: АО "Енисейская ТГК-13", АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"