город Воронеж |
|
08 февраля 2019 г. |
Дело N А14-15683/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ушаковой И.В.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые коммуникации" (ранее ООО "Котельная ДСК") (ОГРН 1023601543350, ИНН 3665019293) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.10.2018 по делу N А14-15683/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Протасов С.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловые коммуникации" (ранее ООО "Котельная ДСК") (ОГРН 1023601543350, ИНН 3665019293) к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области (ОГРН 1023601577922, ИНН 3666033639), о взыскании 10 892 руб. неосновательного обогащения, перечисленного платежным поручением N 10 от 16.03.2016,
третьи лица: Управление службы судебных приставов по Воронежской области в лице Советского РОСП г. Воронежа, межрайонная инспекция ФНС N 1 по Воронежской области, инспекция ФНС по Советскому району г. Воронежа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Котельная ДСК" (далее - ООО "Тепловые коммуникации" (в связи с изменением наименования), истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области (далее - ответчик) о взыскании 10 892 руб. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление службы судебных приставов по Воронежской области в лице Советского РОСП г. Воронежа, межрайонная инспекция ФНС N 1 по Воронежской области, инспекция ФНС по Советскому району г. Воронежа.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 02.08.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.10.2018 по делу N А14-15683/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные исковые требования удовлетворить.
Определением суда апелляционной инстанции от 12.12.2018 апелляционная жалоба принята к производству в порядке упрощенного производства.
Через электронный сервис "Мой Арбитр" в пределах срока, установленного апелляционным судом в определении от 12.12.2018, от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, размещенный на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.08.2015 по делу N А14-9786/2015 с ООО "Котельная ДСК" в пользу ООО "РВК-Воронеж" было взыскано 72 295,79 руб. неустойки и 2 000 руб. расходов по госпошлине, а также в доход федерального бюджета 892 руб. госпошлины.
Платежным поручением N 557 от 22.10.2015 ООО "Котельная ДСК" перечислил сумму 892 руб. госпошлины в федеральный бюджет через МИФНС N 1 по Воронежской области.
По инкассовому поручению N 10 от 16.03.2016 с ООО "Котельная ДСК" была списана сумма 10 892 руб. на основании постановления от 10.03.2016 Советского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области.
Денежные средства были зачислены на лицевой счет Советского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области, открытый в Управлении федерального казначейства по Воронежской области.
Считая, что данные денежные средства списаны незаконно, истец обратился к ответчику и третьим лицам с претензией о возврате указанной суммы.
Претензия истца была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что лицом, ответственным за незаконное списание является Управление Федерального казначейства по Воронежской области, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор по существу, арбитражный суд области пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом арбитражного суда области, исходя из следующего.
Согласно статьям 1102, 1105 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, для удовлетворения требований о взыскании неосновательного обогащения следует доказать, что имело место приобретение или сбережение имущества, приобретение или сбережение произведено за его счет и ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований, то есть не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке. Кроме того, должен быть доказан размер неосновательного обогащения.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Между тем, в данном случае истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказал факт наличия неосновательного обогащения на стороне ответчика.
Пунктом 8 Информационного письма ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что лицо, обратившееся с требованием о возмещении неосновательного обогащения, обязано доказать факт пользования ответчиком принадлежащим истцу имуществом, период такого пользования, отсутствие установленных законом или сделкой оснований для такого пользования, размер неосновательного обогащения.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования. Так, в случае, если из представленных истцом документов усматривается, что основаниями платежа являлись конкретные правоотношения, именно истец должен доказать, что правоотношения, указанные в качестве оснований платежа, не являются такими основаниями.
Обращаясь с иском о взыскании неосновательного обогащения, истец ссылался на незаконное списание Управлением Федерального казначейства по Воронежской области инкассовым поручением N 10 с расчетного счета ООО "Котельная ДСК" 10 892 руб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылался на Приказ Министерства юстиции Российской Федерации N 11, Министерства финансов Российской Федерации N 15н от 25.01.2008 "Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов".
Со ссылкой на пункты 9, 10 Инструкции истец приводит доводы в пользу того, что денежные средства, незаконно взысканные с расчетного счета ООО "Котельная ДОС", по заявлению старшего судебного пристава поступили в доход федерального бюджета.
Однако, как указывает истец, в рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом совершены действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения. Согласно платежному поручению N 10 от 16.03.2016 назначением платежа указано "взыскание денежных средств по постановлению б/н от 10.03.2016".
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона N 118-ФЗ от 21.07.1997 "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ), части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N 229-ФЗ) непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Исполнительные действия и меры принудительного исполнения, применяемые к должнику в целях исполнения исполнительного документа, предусмотрены статьями 64, 68 Федерального закона N 229-ФЗ.
Как следует из пояснений ответчика, представленных в отзыве на апелляционную жалобу, в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области Советскому РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области открыт лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств -05311842300.
В соответствии с платежным поручением N 10 от 16.03.2016 денежная сумма 10 892 руб. была зачислена на лицевой счет 05311842300 для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств - Советского РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области.
Управление Федерального казначейства по Воронежской области в отзыве на иск пояснило, что не имеет полномочий по распоряжению средствами, которые находятся на лицевом счете 05311842300 для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств - Советского РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области, а осуществляет лишь учет операций со средствами, находящимися на этом счете, только от имени и по поручению
клиента - получателя бюджетных средств - Советского РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области.
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации N 11, Министерства финансов Российской Федерации N. 15н от 25.01.2008 "Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов" издан во исполнение Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" для исполнения возложенных на судебных приставов-исполнителей обязанностей, но не регламентирует деятельность органов Федерального казначейства.
Указанную инструкцию нельзя считать изданной в развитие положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих бюджетные полномочия Федерального казначейства и конкретизирующей положения, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", Положении об Управлении Федерального казначейства по Воронежской области, утвержденном приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2005 N 127, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 616) федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности.
Управление является территориальным органом Федерального казначейства.
Согласно Положению об Управлении Федерального казначейства по Воронежской области, утвержденному приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316, Управление Федерального казначейства по Воронежской области является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Воронежской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Основными задачами деятельности Управления Федерального казначейства по Воронежской области являются: кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления; кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; осуществление в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств; кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; осуществление учета доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; составление и представление в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации, а также иной бюджетной отчетности; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации.
В статье 166.1 Бюджетного кодекса РФ среди бюджетных полномочий Федерального казначейства названо и осуществление в установленном им порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций участников бюджетного процесса.
Пунктом 4 статьи 220.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (в редакции приказа Казначейства России от 28.12.2017 N 36н) (далее - Порядок открытия и ведения лицевых счетов).
Данный Порядок открытия и ведения лицевых счетов устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства для учета операций участников бюджетного процесса и в предусмотренных законом случаях, неучастников бюджетного процесса.
В целях Порядка открытия и ведения лицевых счетов участником бюджетного процесса может является получатель бюджетных средств, имеющий право в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, осуществлять операции со средствами, поступающими во временное распоряжение (далее - получатель бюджетных средств, осуществляющий операции со средствами во временном распоряжении).
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка открытия и ведения лицевых счетов на структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов распространяются положения настоящего Порядка открытия и ведения лицевых счетов, регламентирующие вопросы в отношении получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении.
Среди прочих видов лицевых счетов, которые открываются и ведутся органами Федерального казначейства для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, подпункт д) пункта 4 Порядка открытия и ведения лицевых счетов предусматривает и лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в соответствии с заключенным Соглашением об осуществлении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, а также подразделения судебных приставов (далее - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств).
На лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, отражаются следующие операции: поступление средств; выплаты (пункт 147 Порядка открытия и ведения лицевых счетов).
На основании пункта 156 Порядка открытия и ведения лицевых счетов операции по возврату средств, поступивших во временное распоряжение получателя бюджетных средств, осуществляются органом Федерального казначейства на основании Заявки на возврат (код формы по КФД 0531803).
Порядок проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений утвержден приказом Федерального казначейства от 11.12.2015 N 25н "Об утверждении Порядка проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений (далее - Порядок 25н).
В силу пункта 4 Порядка 25н органы Федерального казначейства для учета операций со средствами во временном распоряжении клиентов открывают в подразделениях Центрального банка Российской Федерации счета на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение" с отличительным признаком "1" в четырнадцатом разряде номера счета.
С учетом изложенного, поскольку со стороны истца не представлены доказательства, указывающие на то, что ответчик без установленных законом оснований приобрел или сберег денежные средства в заявленном размере, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения.
Списание денежных средств не может рассматриваться как произведенное без установленных законом оснований, что исключает применение к отношениям по возврату денежных средств статьи 1102 Гражданского кодекса РФ.
В апелляционной жалобе, заявитель ссылается на пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 550 "О правилах возврата исполнительского сбора" и указывает, что возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства.
Вместе с тем, пункт 5 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 550 в его полной редакции содержит правило о том, что возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.
Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 550 возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.10.2018 по делу N А14-15683/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые коммуникации" (ранее ООО "Котельная ДСК") (ОГРН 1023601543350, ИНН 3665019293) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15683/2018
Истец: ООО "Котельная ДСК"
Ответчик: Управление федерального казначейства по Воронежской области
Третье лицо: ИФНС по Советскому району, МИФНС N 1 по ВО, Советский РОСП УФССП по Воронежской области