г. Пермь |
|
8 февраля 2019 г. |
Дело N А50-31920/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.
при участии:
от Администрации Кондратовского сельского поселения - Бехтерев А.В., паспорт, доверенность от 10.12.2018;
от Министерства социального развития Пермского края - Пономарева Е.А., паспорт, доверенность от 26.11.2018;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства социального развития Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 ноября 2018 года
по делу N А50-31920/2018,
принятое судьей Торопициным С.В.
по исковому заявлению Администрации Кондратовского сельского поселения
(ОГРН 1055907352665, ИНН 5948028609)
к Пермскому краю в лице Министерства социального развития Пермского края (ОГРН 1025900520689, ИНН 5902290642), Министерства строительства и архитектуры Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210)
о взыскании убытков в сумме 897 776 руб.,
установил:
Администрация Кондратовского сельского поселения (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Пермскому краю о взыскании с Пермского края (далее - ответчик) за счет казны Пермского края убытков в сумме 897 776 руб., причиненных бюджету Кондратовского сельского поселения в связи с предоставлением жилого помещения Епишину Р.С. в целях соблюдения его жилищных прав.
Определением суда от 19.10.2018 к участию в деле в качестве лиц, представляющих интересы ответчика (Пермский край), привлечены Министерство социального развития Пермского края (Минсоцразвития), Министерство строительства и архитектуры Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 ноября 2018 года исковые требования Администрации удовлетворены. С Пермского края в лице Министерства социального развития Пермского края за счет казны Пермского края в пользу Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в лице Администрации Кондратовского сельского поселения взысканы убытки в сумме 897 776 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал этот акт в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), полагает, что данной нормой не предусмотрены расходные обязательства субъекта Российской Федерации по финансированию обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По мнению ответчика, в силу положений ст.17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Таким образом, Минсоцразвития считает, что предоставление жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством Российской Федерации. По мнению Минсоцразвития, нормативное регулирование порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, отсутствует. Кроме того, расчет убытков, подлежащих взысканию, произведен судом не верно. Также неверно определен надлежащий орган исполнительной власти, отвечающий от имени Пермского края.
Представитель Минсоцразвития ПК в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения по существу дела N 661/15-01/2019 в Конституционном Суде Российской Федерации по запросу Правительства Пермского края о проведении проверки соответствия положениям Конституции Российской Федерации положений преамбулы и части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, изложенным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, против удовлетворения ходатайства возражал.
Указанное ходатайство рассмотрено судом по правилам ст.143,147,159,184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в его удовлетворении отказано.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В силу указанной нормы обязанность приостановить производство по делу по данному основанию связана с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу, то есть с наличием обстоятельств, препятствующих принятию решения по рассматриваемому делу. Поскольку таких доказательств не представлено, каких-либо препятствий для рассмотрения настоящего иска судом не установлено, оснований для приостановления производства по настоящему делу не имеется.
Обращение Правительства Пермского края (дело N 661/15-01/2019) находится лишь на предварительном изучении Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению еще не принято (ст.40,42 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Апелляционный суд разъясняет, что обжалование определений об отказе в приостановлении производства по делу АПК РФ не предусмотрено. Возражения на данное определение могут быть заявлены при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (часть 2 статьи 188 АПК РФ).
Министерство строительства и архитектуры Пермского края, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами, решением Пермского районного суда Пермского края от 25.08.2017 по делу N 2-2206/2017 на Администрацию возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке Епишину Р.С. отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, на одного человека не менее 22 кв. м общей площади, состоящее не менее чем из одной комнаты и отвечающего санитарно-техническим требованиям. Решение вступило в законную силу 30.09.2017 (л.д.11-15). Основанием для принятия указанного судебного акта явились выводы суда о том, что Епишин Р.С. является инвалидом с детства, имеет психическое заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N378), имеет право на пользование дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь"), поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
Определением Пермского районного суда Пермского края от 04.07.2018 по делу N 2-2206/2017 изменен порядок и способ исполнения решения Пермского районного суда Пермского края от 25.08.2017 путем взыскания с Администрации денежной суммы в сумме 897 776 рублей, соответствующей стоимости жилого помещения.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта Администрацией на счет Епишина Р.С. перечислено 897 776 руб., что подтверждается платежным поручением от 10.08.2018 N 000381.
Ссылаясь на то, что в результате реализации положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в отношении указанного выше физического лица истцом понесены убытки в сумме 897 776 рублей, подлежащие возмещению за счет Пермского края, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав исковые требования обоснованными по праву и по размеру, возложил обязанность по их возмещению на Минсоцразвития.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 551-О-О).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года (второй абзац статьи 17).
Согласно статье 28.2 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (третий абзац статьи 17).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, необоснованным является довод ответчика о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 БК РФ.
Изложенная правовая позиция содержится, кроме того, в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК (ред. от 14.12.2012) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" внеочередное предоставление жилых помещений осуществляется гражданам, страдающим одной из тяжелых форм хронических заболеваний, определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Поскольку Епишин Р.С. является инвалидом с детства, имеет заболевание, входящее в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ 16.06.2006 N 378 (но не туберкулез), поставлен на соответствующий учет после 01.01.2005, вывод суда о том, что в рассматриваемом случае расходы по обеспечению его жилым помещением являются расходными обязательствами Пермского края, является обоснованным.
Что касается определения надлежащего органа исполнительной власти, отвечающего от имени Пермского края, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 ГК РФ, когда вред подлежит возмещению за счёт соответствующей казны (казны РФ, казны субъекта РФ, казны муниципального образования), от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.1.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным органом в сфере социального обслуживания граждан на территории Пермского края, организует предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области, Пермского края.
Согласно пункту 3.2 вышеуказанного Положения, Министерство социального развития Пермского края осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что определением Пермского районного суда Пермского края по делу N 2-2206/2017 установлено, что стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Пермском районе составляет 40 808 рублей, и определено на основании Постановления Правительства Пермского края от 14.03.2018 N 123-П "Об утверждении на I квартал 2018 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам) Пермского края и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений".
Указанное определение суда от 04.07.2018 по делу N 2-2206/2017 является обязательным и подлежит обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для определения стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Пермском районе в сумме 36 155 рублей, у суда не имеется.
Исходя из средней расчетной стоимости 1 кв. м, установленной Постановлением N 123-П, средняя расчетная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения для Пермского муниципального района в I квартале 2018 года составляла 40 808 руб.
Указанная стоимость рассчитана в соответствии с Методикой определения средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 N 112-п, предусматривающей, что определение средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края.
Довод жалобы о том, что размер убытков должен быть рассчитан исходя из показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 27.06.2017 N 925/пр, отклоняется, поскольку указанный приказ устанавливает показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения применительно к субъекту Российской Федерации (Пермскому краю) в целом, в то время как Постановление N 123-п определяет среднюю расчетную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в разрезе муниципальных районов (городских округов) Пермского края, то есть является более детализированным.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 ноября 2018 года по делу N А50-31920/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31920/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КОНДРАТОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ