Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 мая 2019 г. N Ф10-1184/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
8 февраля 2019 г. |
Дело N А68-10732/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Доклэнд" (Тульская область, Ленинский район, д. Нижнее Елькино, ОГРН 1097154020810, ИНН 7104509317) - Кравчука А.Л. (доверенность от 31.01.2019), заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тульской области (Тульская область, Ленинский район, п. Ленинский, ОГРН 1047103030006, ИНН 7130015434) - Петровой Е.А. (доверенность от 09.01.2019 N 03-13/00061), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доклэнд" на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.10.2018 по делу N А68-10732/2017 (судья Чубарова Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Доклэнд" (далее - заявитель, ООО "Доклэнд", общество, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Тульской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тульской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России N 8 по Тульской области, инспекция, налоговой орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.06.2017 N 2169.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.10.2018 по делу N А68-10732/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Доклэнд" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования общества, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылался на то, что в целях применения пониженных налоговых ставок в 2016 году определять основной вид деятельности необходимо в 2015 году, исходя из доходов за 2014 год.
Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что тот факт, что у организации, которая ввела в эксплуатацию объект недвижимости в декабре 2015 года, возникло само право на льготу в 2015 году (а реализовать эту льготу она смогла бы только со следующего налогового периода - с 2016 года), не дает оснований определять выручку (для определения вида экономической деятельности) за 2014 год, поскольку льгота фактически применяется в налоговой декларации за 2016 год, следовательно, предыдущим годом по отношению к 2016 году является 2015 год (за который инспекция определила основной вид экономической деятельности).
Заявитель жалобы ссылается на то, что в решение суда первой инстанции отсутствуют мотивы и ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из которых суд посчитал правомерной позицию налогового органа о том, что основной вид деятельности организации определяется налоговым органом в 2016 году исходя из дохода налогоплательщика за 2015 год. При этом возражения налогоплательщика о том, что в соответствии с уставом, ЕГРЮЛ основным видом деятельности налогоплательщика до 24.08.2016, то есть и в 2014, 2015 годах являлось "Строительство зданий и сооружений" (код по ОКВЭД 45.2), судом в решении приведен, но не оценен и мотивы, по которым суд их отклонил, в решении отсутствуют.
Общество обращает внимание на то, что порядок определения основного вида деятельности в целях применения пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в Законе Тульской области от 06.02.2010 N 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" отсутствует.
Заявитель полагает, что в 2014, 2015 годах общество не является в соответствии с ЕГРЮЛ организацией, основным видом деятельности которой является розничная торговля или сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Апеллянт считает, что приведенные правовая позиция, доводы, возражения общества о том, что под применением пониженных налоговых ставок следует понимать не только уже фактическое их применение, но непосредственно возникновение права на применение пониженных налоговых ставок (возможность применения с периода, следующего за периодом возникновения права на применение), юридически значимым событием признается именно факт ввода в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества, не оценены и мотивы, по которым суд со ссылками на нормы права их отклонил, в решении отсутствуют.
МИФНС России N 8 по Тульской области в отзыве на апелляционную жалобу возражала против ее доводов, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
Из материалов дела следует, что МИФНС России N 8 по Тульской области проведена камеральная налоговая проверка общества на основе налоговой декларации по налогу на имущество за 2016 год, представленной в инспекцию 16.01.2017 (peг. номер 65311718). По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 24.04.2017 N 1517.
Акт от 24.04.2017 N 1517, материалы камеральной налоговой проверки рассмотрены 08.06.2017 заместителем начальника инспекции в присутствии представителя общества по доверенности (протокол рассмотрения от 08.06.2017 N 2089).
По результатам рассмотрения принято решение от 08.06.2017 N 2169 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 08.06.2017 N 2169), которое 15.06.2017 получено представителем общества по доверенности.
В соответствии с пунктом 3.1 резолютивной части решения от 08.06.2017 N 2169 обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 3 940 483 руб.; пени по состоянию на 08.06.2017 в сумме 87 150,35 руб.; общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 788 096 руб. 60 коп.
Не согласившись с решением от 08.06.2017 N 2169, ООО "Доклэнд" направило апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - Управление).
Решением Управления от 02.08.2016 N 07-15/16731@ отменен пункт 3.1 резолютивной части решения от 08.06.2017 N 2169 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, в виде штрафа в размере 394 048 руб. 30 коп. Управлением учтены обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение налогового правонарушения. В остальной части решение от 08.06.2017 N 2169 оставлено без изменения.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из оспариваемого решения следует, что обществом 16.01.2017 представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество за 2016 год, в которой заявлена налоговая льгота в виде пониженной ставки 0% в соответствии со статьей 1 Закона Тульской области от 06.02.2010 N 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" (далее - Закон N 1390-ЗТО) по факту ввода в эксплуатацию объекта недвижимости (логистического комплекса "Доклэнд") в декабре 2015 года первоначальной стоимостью 736 320 843 руб.
Из преамбулы Закона N 1390-ЗТО следует, что он не распространяется на организации, основным видом деятельности которых является розничная торговля или сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Согласно представленному инвестиционному проекту строительство логистического комплекса "Доклэнд" состоит из следующих объектов: Производственно-складской комплекс "Елькино" Магазин с встроенным КПП Энергоблок логистического комплекса. Среднесписочная численность работников ООО "ДОКЛЭНД" по данным расчетов "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", представленных в налоговый орган, за 2014 год составило 2 человека, за 2015 год составило 4 человека. Основным видом деятельности ООО "Доклэнд" заявленным при регистрации за период с 17.02.2014 по 24.08.2016 являлся "Строительство зданий и сооружений" (Код ОКВЭД 45.2). С 24.08.2016 плательщиком внесены изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001. С 25.08.2016 основной вид деятельности изменен на "Деятельность по складированию и хранению" (Код ОКВЭД 52.10).
В представленных ООО "Доклэнд" в ходе камеральной проверки документов по определению основного вида деятельности установлено, что в 2014 и 2015 годах общество не заключало договоры на выполнение строительные работ с заказчиками, что ООО "Доклэнд" подтвердило; графики работ, акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма NКС-3) за 2014, 2015 годы не представлены.
Инспекция пришла к выводу о том, что ООО "Доклэнд" в 2014-2015 годах не осуществляло строительную деятельность, следовательно, вид деятельности "Строительство зданий и сооружений" (Код ОВЭД 45.2) не является основным видом деятельности в 2014 и 2015 годах.
Строительство логистического комплекса ООО "Доклэнд" осуществлял генеральный подрядчик АС "ПСО-13" по договору генерального подряда от 05.68.2015 N 1.
За период с 01.01.2015 по 31.12.2015 ООО "Доклэнд" заключены договоры:
- с обществом с ограниченной ответственностью "Эдил-Импорт" ИНН/КПП 7733510051/771601001 (далее - ООО "Эдил-Импорт") на аренду недвижимого имущества, предварительный договор аренды недвижимого имущества N б/н от 22.01.2015 и договор о возмещении расходов N б/н от 22.01.2015,
- с обществом с ограниченной ответственностью "Легкий шаг" ИНН/КПП 7104512447/710401001 (далее - ООО "Легкий шаг") на аренду недвижимого имущества, предварительный договор аренды недвижимого имущества от 08.04.2015 N Скл1 -ПДА/0415 и договор о возмещении расходов от 04.04.2015 N Скл1-КУ/0415.
Предметом данных договоров аренды является заключение ООО "Доклэнд" (арендодатель) с ООО "Эдил-Импорт" и ООО "Легкий шаг" (арендатор) договоров аренды помещения ориентировочной площадью 8 167,47 кв.м. в порядке, на условиях и в сроки, определенные предварительными договорами аренды, после завершения строительства логистического центра класса "А" "DockLand" ориентировочной площадью 16315 кв.м., строящегося по адресу: Тульская область, Ленинский район, сельское поселение Иншинское, западнее здания бывшей школы в деревне Нижнее Елькино.
Целевым назначением строящегося логистического центра является использование складских помещений только с целью передачи объекта аренды в пользование арендатору и его использование исключительно как офисно-складского помещения для хранения, обслуживания, внутрискладской обработки товаров с дальнейшей продажей при условии наличия у арендатора необходимых специальных разрешений в соответствии с действующим законодательством и положениями данных договоров.
Для определения правомерности применения на основании пункта 1 статьи 3 Закона N 1390-ЗТО пониженной ставки по налогу на имущество организаций в 2016 году инспекция для определения фактического вида деятельности рассматривала данные бухгалтерской отчетности ООО "Доклэнд" за 2015 год.
По данным бухгалтерской отчетности за 2015 год, представленной в налоговую инспекцию 21.03.2016 в "Отчете о финансовых результатах" (Форма 2) по строке 2110 графа 4 "Выручка (за минусом НДС, акцизов) за отчетный период" отражена выручка 36 357 000 руб., что соответствует данным представленной налогоплательщиком "Оборотно-сальдовой ведомости" по о счету 90 за 2015 год. Выручка по предоставлению доступа в помещение составляет 42 901 716 руб., в т.ч. НДС 6 544 330 руб.
Инспекцией на основании представленных обществом актов приемки-сдачи оказанных услуг за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 исчислена выручка в сумме 42 901 716 руб. (в т.ч. НДС - 6 544 328 руб.), которая получена ООО "Доклэнд" от реализации услуг по предоставлению доступа в помещение (которые в соответствии с положениями предварительных договоров аренды от 22.01.2015 и от 08.04.2015 N Скл1-ПДА/0415 идентичны услугам по сдаче имущества в аренду объектов недвижимости), а также инспекцией исчислен размер прочих доходов, полученных обществом от возмещения стоимости коммунальных услуг, в сумме 2 955 612 руб., в т.ч. НДС - 450 856 руб., которые составили 92,1 % от общей суммы прочих доходов, что соответствует данным представленной обществом бухгалтерской отчетности за 2015 год.
Общества за 2015 год сформировалась следующим образом: 26,1 % - от оказания услуг по сдаче имущества в аренду и 73,9 % - от оказания услуг по представлению доступа в помещение, которые идентичны услугам по сдаче имущества в аренду объектов недвижимости, в связи с чем инспекция пришла к выводу о том, что Закон N 1390-ЗТО не распространяется на ООО "Доклэнд" (как на организацию, сдающую внаем собственное недвижимое имущество), и льготой по налогу на имущество в виде пониженной ставки общество в 2016 году не может пользоваться.
На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 376 НК РФ налоговым органом произведен расчет среднегодовой стоимости имущества за 2016 год, которая составила 727 454 145 руб., что является налоговой базой для исчисления налога на имущество и доначислен налог на имущество организаций.
Считая, что оспариваемое решение инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии со статьей 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (абзац 2 пункта 4 статьи 376 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 382 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Из пункта 2 статьи 382 НК РФ следует, что сумка налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 данной статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Исходя из пункта 4 статьи 382 НК РФ, сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ.
В силу положений пункта 1 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 372 НК РФ).
В соответствии пунктом 1 статьи 380 НК РФ и статьи 2 Закона Тульской области от 24.11.2003 N 414-ЗТО налоговая ставка для исчисления налога на имущество применяется в размере 2,2 %.
На основании статьи 3 Закона Тульской области от 24.11.2003 N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" сумма авансовых платежей по налогу исчисляется налогоплательщиком самостоятельно и уплачивается не позднее срока, установленного для представления налоговых расчетов по авансовым платежам, то есть не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
При этом сумма налога, подлежащего уплате по истечении налогового периода, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно и уплачивается не позднее срока, установленного для представления налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из пункта 2 статьи 380 НК РФ, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого субъектом налогообложения.
Правила установления и использования налоговых льгот определены статьей 56 НК РФ, согласно которой льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из пункта 3 статьи 56 НК РФ следует, что льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (пункт 14 НК РФ).
На основании НК РФ разработан и вступил в силу Закон N 1390-ЗТО.
Согласно статье 1 Закона N 1390-ЗТО для категорий налогоплательщиков, указанных в приложении 1 к настоящему закону, установлены налоговые ставки для исчисления налога на имущество организаций в соответствии с приложением 1 к настоящему закону.
В свою очередь, пониженные налоговые ставки применяются налогоплательщиками, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более четырех налоговых периодов, следующих непрерывно.
Приложением 1 к Закону N 1390-ЗТО поименована категория налогоплательщиков, для которой устанавливается пониженная налоговая ставка в целях исчисления налога на имущество организаций.
Данная категория налогоплательщиков, имеющая право на применение пониженных ставок налога (в том числе, 0 процентов) в соответствии с Законом N 1390-ЗТО, названа законодателем как инвесторы, осуществившие в налоговом периоде ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, повлекший учет имущества в качестве основного средства и (или) учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе организации, в объеме свыше 50 млн. руб.
В преамбуле Закона N 1390-ЗТО указано, что настоящий закон разработан в соответствии с НК РФ, Уставом (Основным Законом) Тульской области, Законом Тульской области от 18.12.2008 N 1181-ЗТО "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений" и направлен на оказание государственной поддержки организациям, осуществившим инвестиции в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, находящиеся в их собственности, на территории Тульской области, за исключением организаций, основным видом деятельности которых является розничная торговля или сдача внаем собственного недвижимого имущества (далее - инвесторы) (в ред. Закона Тульской области от 20.11.2014 N 2213-ЗТО).
Как следует из пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", статьи 6 Закона Тульской области от 14.12.1994 N 4-ЗТО "О законах области" структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Вместе с тем роль преамбулы в структуре законодательного акта достаточно высока, поскольку она определяет общую направленность его нормативного регулирования, его основное содержание.
Преамбула предваряет текст законопроекта. Преамбула Закона N 1390-ЗТО определила направленность его нормативного регулирования, как оказание государственной поддержки организациям, осуществившим инвестиции в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, находящиеся в их собственности, на территории Тульской области, за исключением организаций, основным видом деятельности которых является розничная торговля или сдача внаем собственного недвижимого имущества (далее - инвесторы).
Все нормативные предписания Закона N 1390-ЗТО, оформляемые в виде пунктов, приложений, относятся ко всем другим организациям-инвесторам, за исключением организаций, основным видом деятельности которых является розничная торговля или сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Как верно отметил суд первой инстанции, таким образом, региональный законодатель, определил категории налогоплательщиков, которые не подпадают под льготное налогообложение.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно счел, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для вывода о распространении действия Закона N 1390-ЗТО на организации, основным видом деятельности которых является розничная торговля или сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Указанная позиция изложена в письме министерства финансов Тульской области от 10.08.2016 N 19-04-10/2572 (направленным в ответ на запрос управления от 20.07.2016 N 16-46/11532), из которого следует, что Закон N1390-ЗТО направлен на оказание государственной поддержки организациям, осуществившим инвестиции в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, находящиеся в их собственности, на территории Тульской области, за исключением организаций, основным видом деятельности которых является розничная торговля или сдача внаем собственного недвижимого имущества.
В данном письме также изложено, что действие Закона N 1390-ЗТО направлено на стимулирование предприятий, принимающих меры к обновлению основных средств, приобретающих или создающих новые здания, сооружения, оборудование, предназначенные для производства конкурентоспособных товаров, выполнения работ, оказания услуг, привлечение инвесторов для развития промышленности в регионе.
Данные Положения закона N 1390-ЗТО, с которыми налогоплательщик не согласен, не признаны в установленном порядке недействующими.
Из материалов дела усматривается, что 16.01.2017 обществом представлена налоговая декларация по налогу на имущество за 2016 год, в которой заявлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде пониженной ставки 0 % в соответствии со статьей 1 Закона N 1390-ЗТО по факту ввода в эксплуатацию в декабре 2015 года объекта недвижимости (логистический комплекс "ДОКЛЭНД") стоимостью 736 320 843 руб. Общество полагало, что соответствует всем критериям отнесения к налогоплательщикам, имеющим право на применение пониженной налоговой ставки 0 % (код заявленной льготы - 2012400).
Так, основным заявленным видом деятельности общества за период с 17.02.2014 по 24.08.2016 являлось "строительство зданий и сооружений" (код ОКВЭД 45.2), с 25.08.2015 - "деятельность по складированию и хранению" (код ОКВЭД 52.10).
Вместе с тем договоры на выполнение строительных работ с заказчиками с приложением графиков работ, актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) за 2015 год обществом по требованию инспекции от 15.11.2016 N 13414 не представлены, т.е. ООО "Доклэнд" не представлено доказательств осуществления в 2015 году работ по строительству зданий и сооружений, заявленных в качестве основного вида деятельности.
При этом предметом предварительных договоров аренды недвижимого имущества (от 22.01.2015 - с ООО "Эдил-Импорт", от 08.04.2015 N Скл1-ПДА/0415) является заключение ООО "Доклэнд" (арендодатель) с ООО "Эдил-Импорт" и ООО "Легкий шаг" (арендатор) договоров аренды помещения ориентировочной площадью 8 167,47 кв.м. в порядке, на условиях и в сроки, определенные предварительными договорами аренды, после завершения строительства логистического центра класса "А" "DockLand" ориентировочной площадью 16315 кв.м., строящегося по адресу: Тульская область, Ленинский район, сельское поселение Иншинское, западнее здания бывшей школы в деревне Нижнее Елькино.
В соответствии с договорами о возмещении расходов от 22.01.2015 (с ООО "ЭдилИмпорт") от 04.04.2015 N Скл1-КУ/0415 (с ООО "Легкий шаг") арендатор (ООО "ЭдилИмпорт", ООО "Легкий шаг") обязуется возмещать арендодателю (ООО "ДОКЛЭНД") его расходы на оплату коммунальных услуг, потребленных арендатором в данном помещении.
В свою очередь, целевым назначением строящегося логистического центра является использование складских помещений только с целью передачи объекта аренды в пользование арендатору и его использование исключительно как офисно-складское помещение для хранения, обслуживания, внутрискладской обработки товаров с дальнейшей продажей, при условии наличия у арендатора необходимых специальных разрешений в соответствии с действующим законодательством и положениями данных договоров.
Как установлено судом, инспекция для определения правомерности применения пониженной ставки за 2016 год в соответствии с Законом N 1390-ЗТО рассматривала данные бухгалтерской отчетности общества за 2015 год. На основании представленных обществом актов приемки-сдачи оказанных услуг за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 инспекцией исчислена выручка в сумме 42 901 716 руб. (в т.ч. НДС - 6 544 328 руб.), которая получена обществом от реализации услуг по предоставлению доступа в помещение (которые в соответствии с положениями предварительных договоров аренды от 22.01.2015 и от 08.04.2015 N Скл1- ПДА/0415 идентичны услугам по сдаче имущества в аренду объектов недвижимости). Также исчислен размер прочих доходов, полученных обществом от возмещения стоимости коммунальных услуг в сумме 2 955 612 руб. (в т.ч. НДС - 450 856 руб.), которые составили 92,1% от общей суммы прочих доходов, что соответствует данным представленной обществом бухгалтерской отчетности за 2015 год.
Таким образом, выручка общества за 2015 год составляет: 26,1 % - от оказания услуг по сдаче имущества в аренду и 73,9 % - от оказания услуг по представлению доступа в помещение, которые идентичны услугам по сдаче имущества в аренду объектов недвижимости.
Для определения основного вида экономической деятельности ООО "Доклэнд" инспекция воспользовалась Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 8-О о том, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе идентичны налогу, они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Как верно указал суд первой инстанции, нормы законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содержащие определение основного вида деятельности, могут быть применены при решении вопроса о квалификации вида деятельности в целях законодательства о налогах, поскольку указанный вид платежей имеет признаки налогового платежа.
Согласно пункту 9 названных Правил основным видом деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Соответственно, в качестве критерия для определения того факта, является ли тот или иной вид деятельности основным для организации, может быть применена оценка объема выручки от данной деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания, по которым для определения основного вида экономической деятельности общества не могут быть применены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
С учетом изложенного суд первой инстанции согласился с выводом инспекции, изложенным в оспариваемом решении, о том, что основным видом деятельности ООО "Доклэнд" в 2016 году является "Сдача внаем собственного недвижимого имущества" (в т.ч. с учетом пункта 9 Правил), поскольку в 2015 году выручка общества в размере 100 % сложилась от оказания услуг по сдаче недвижимого имущества в аренду.
Указанное также подтверждается и сведениями, представленными Тульским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, которое в письме от 12.01.2017 N 13-10/05-03-17281 сообщило, что основным видом деятельности для расчета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год на основании заявлений (приложение N 1 к Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности) и справок-подтверждения основного вида деятельности (приложение N 2 к Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности), представленных ООО "Доклэнд", является оказание услуг по сдаче недвижимого имущества в аренду.
Данные обстоятельства заявителем не оспорены.
Как указано выше, из пункта названных Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска основным видом деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Однако тот факт, что у организации, которая ввела в эксплуатацию объект недвижимости в декабре 2015 года, возникло само право на льготу в 2015 году (а реализовать эту льготу она смогла бы только со следующего налогового периода - с 2016 года), не дает оснований определять выручку (для определения вида экономической деятельности) за 2014 год, поскольку льгота фактически применяется в налоговой декларации за 2016 год, следовательно, предыдущим годом по отношению к 2016 году является 2015 год (за который инспекция и определила основной вид экономической деятельности).
Учитывая, что осуществление ООО "Доклэнд" деятельности по сдаче имущества в аренде исключает, исходя из Закона N 1390-ЗТО, возможность применения льготы по налогу на имущество, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что инспекция обоснованно доначислила обществу налог на имущество организаций за 2016 год в сумме 3 940 483 руб., соответствующие пени в соответствии со статьей 75 НК РФ и штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога. Вместе с тем штраф уменьшен решением вышестоящего налогового органа на основании статей 112, 114 НК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания недействительным оспариваемого решения инспекции, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
С учетом изложенного довод общества, изложенный в жалобе о том, что в целях применения пониженных налоговых ставок в 2016 году основной вид деятельности необходимо определять в 2015 году, исходя из доходов за 2014 год, является необоснованным.
Заявленные в апелляционной жалобе общества доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции налогоплательщика по делу, не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 19.10.2018 по делу N А68-10732/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доклэнд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.