Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июня 2019 г. N Ф02-2202/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
08 февраля 2019 г. |
дело N А78-11091/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 октября 2018 года по делу N А78-11091/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН 1183850010850, ИНН 3849068886) к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) о признании незаконными действий,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует государственного казенного учреждения "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края" (ОГРН 1157536002502, ИНН 7536151050),
(суд первой инстанции: судья Перевалова Е.А.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - Гармаевой Л.В. - представителя по доверенности от 05.12.2018,
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края - Тестовой А.В. - представителя по доверенности N 118 от 19.10.2018,
от третьего лица - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - заявитель, ООО "Альянс" или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отмене аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211, и обязании провести аукцион на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211,
С участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - государственного казенного учреждения "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края" (далее - ГКУ "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, вынесенного при нарушении норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента выразила согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 30 января 2019 года был объявлен перерыв до 10 часов 40 минут 01 февраля 2019 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.04.2018 заявитель обратился на основании статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в Департамент с заявлением об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211, общей площадью 85 092 кв.м., с разрешенным использованием для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. Романовский с целью строительства торгового центра по продаже строительных материалов и продовольственных товаров.
Письмом от 10.05.2018 N 05-11/3321-А заявителю сообщено, что Департаментом соответствующее решение принято (распоряжение от 25.01.2018 N313/р) и предложено принять участие в аукционе после опубликования соответствующей информации в газете "Читинское обозрение".
Распоряжением Департамента от 25.05.2018 N 2188/р утверждено извещение о проведении аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка. 30.02.2018 на официальном сайте опубликовано извещение N 300518/17237775/01 и в газете "Читинское обозрение" от 30.05.2018 N 22 опубликована информация о проведении аукциона.
Комитетом градостроительной политики Администрации городского округа "Город Чита" письмом от 27.11.2017 N 3765 сообщено, что в отношении земельного участка, право на заключение договора, аренды которого выставлено на торги, максимальные допустимые параметры разрешенного использования не разрабатывались.
Департаментом в порядке самоконтроля в соответствии с пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение 13.06.2018 об отказе в проведении аукциона, информация об отмене аукциона размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Считая действия Департамента по отмене аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211 незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этими действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 12.5.11 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением правительства Забайкальского края от 29.12.2017 N 585, Департамент организует и проводит аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности края, земельных участков на территории города Читы и городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район", государственная собственность на которые не разграничена, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером 75:32:010223:211, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. Романовский, площадью 85092+/- 102 кв.м. является собственностью Забайкальского края, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Департамент является уполномоченным органом принимать решения о проведении аукциона или отказе в его проведении.
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованные в предоставлении земельного участка гражданин или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка, цели использования земельного участка.
Цель заявителя, указанная в заявлении, - строительство торгового центра по продаже строительных материалов и продовольственных товаров.
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
Пунктом 30 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в принятии решения о проведении аукциона, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости вид разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211, с видом разрешенного использования для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1).
Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, разрешенное использование спорного земельного участка предусматривает возможность строительства зданий, сооружений, при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка должны быть определены предельные параметры разрешенного строительства зданий, сооружений.
Комитетом градостроительной политики Администрации городского округа "Город Чита" письмом от 27.11.2017 N 3765 сообщено, что в отношении земельного участка, право на заключение договора, аренды которого выставлено на торги, максимальные допустимые параметры разрешенного использования не разрабатывались.
Как указано Департаментом, земельный участок с кадастровым номером 75:32:010223:211 выставлен на аукцион без определения предельных параметров разрешенного строительства, что нарушает требования подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции.
Кроме того, как пояснил представитель третьего лица, с заявкой на участие в аукционе заявитель не обращался, обязанности уполномоченного органа направлять лицу, не являющемуся участником аукциона, извещения об отказе в проведении аукциона, не имеется, права и законные интересы ООО "Альянс" отменой аукциона, не нарушены.
Информация об отмене аукциона размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, заявителем не представлено надлежащих доказательств, нарушения его прав и законных интересов действиями Департамента.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые действия Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по отмене аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211 соответствуют нормам земельного законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя, а поэтому отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 октября 2018 года по делу N А78-11091/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11091/2018
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГКУ "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества"