г. Хабаровск |
|
08 февраля 2019 г. |
А37-2262/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Аткинская дорожная компания": не явились;
от Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области территориальный отдел "Магаданское лесничество": не явились;
от третьего лица: Магаданской межрайонной природоохранной прокуратуры: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области территориальный отдел "Магаданское лесничество"
на решение от 06.12.2018
по делу N А37-2262/2018
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аткинская дорожная компания"
к Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области территориальный отдел "Магаданское лесничество"
о признании незаконным и отмене постановления
третье лицо: Магаданская межрайонная природоохранная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аткинская дорожная компания" (далее - ООО "АДК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 07/06-2018 от 30.08.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Магаданская межрайонная природоохранная прокуратура (далее-прокуратура).
Решением от 06.12.2018 суд требования ООО "Аткинская дорожная компания" удовлетворил, признал незаконным и отменил постановление Департамента N 07/06-2018 от 30.08.2018 о назначении административного наказания.
Не согласившись с решением суда, Департамент заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, в обоснование жалобы указал, что правонарушение совершенное Обществом было установлено Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой 17.07.2018, является длящимся, в связи с чем срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
ООО "АДК" в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "АДК" является строительство автомобильных дорог и автомагистралей, одним из дополнительных видов деятельности является- разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.
На основании коллективного обращения жителей п. Уптар г. Магадана прокуратурой проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства о недрах и лесного законодательства при осуществлении деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ).
Проверкой установлено, что ООО "АДК" осуществляет использование участка лесного фонда, расположенного в квартале 78 Сокольского участкового лесничества ТО "Магаданское лесничество" с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (строительного камня) без заключения договора аренды лесного участка.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения явились основанием для вынесения Магаданским межрайонным природоохранным прокурором 27.07.2018 в отношении ООО "АДК", в отсутствии представителя Общества, надлежащим образом извещенного, постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по статье 7.9 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статей 23.29 и 28.8 КоАП РФ указанное постановление с материалами административного производства 06.08.2018 направлены прокуратурой в Департамент для рассмотрения по существу.
30.08.2018 Департаментом, в присутствии представителя ООО "АДК", вынесено постановление N 07/06-2018 о назначении административного наказания, которым ООО "АДК" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.9 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который признавая постановление недействительным, ввиду пропуска срока привлечения ООО "АДК" к административной ответственности обоснованно исходил из следующего.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, выражается в действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.
Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды.
Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В статье 71 ЛК РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование (часть 1).
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 данной статьи).
В силу части 2 статьи 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду.
В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 N 7-пп, Департамент является органом исполнительной власти Магаданской области, реализующим государственную политику в сфере устойчивого управления лесами и уполномоченным на предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Как следует из материалов дела, ООО "АДК" договор аренды лесного участка, на котором осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче строительного камня, не заключало и не регистрировало.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации.
Факт совершения административного правонарушения, выразившегося в осуществлении ООО "АДК" самовольного пользования участка лесного фонда, расположенного в квартале 78 Сокольского участкового лесничества ТО "Магаданское лесничество", с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (строительного камня) в период 08.05.2018 по 18.05.2018 без заключения договора аренды лесного участка, заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Таким образом, Обществом допущено самовольное занятие лесного участка, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В части 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 указано, что под длящимся правонарушением следует понимать действие или бездействие, выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления. При этом, длящееся правонарушение в любой момент может быть пресечено и устранено самим правонарушителем.
Поэтому исчисление срока давности с момента обнаружения длящегося правонарушения возможно лишь в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено, то есть имело место во время проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Факт того, что допущенное Обществом правонарушение в период совершения противоправных действий являлось длящимся, не исключает возможности завершения нарушителем совершения действий, образующих событие административного правонарушения, после чего оно является оконченным.
Согласно заявлению, поданному в суд, пояснениям представителя Общества, следует, что Общество добровольно прекратило противоправные действия по самовольному использованию лесного участка с целью геологического изучения, разведки, разработки и добычи ОПИ (строительного камня) 19.05.2018.
Из содержания оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении в отношении ООО "АДК" следует, что административный орган установил период совершения правонарушения с 08.05.2018 по 18.05.2018.
Поскольку на дату вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении - 27.07.2018, противоправное пользование лесным участком для добычи строительного камня Обществом прекращено, то есть являлось оконченным, то срок привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ, исчисляемый в данном случае с даты прекращения заявителем совершения противоправного деяния (19.05.2018), на дату вынесения оспариваемого постановления о назначении административного наказания - 30.08.2018, истек.
Исходя из вышеизложенного, дело не могло быть рассмотрено административным органом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению (пункт 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2), суд первой инстанции правомерно признал постановление незаконным и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Более того, изложенные в апелляционной жалобе доводы нашли свое отражение в оспариваемом судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 06.12.2018 по делу N А37-2262/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2262/2018
Истец: ООО "Аткинская дорожная компания"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области территориальный отдел "Магаданское лесничество"
Третье лицо: Магаданская межрайонная природоохранная прокуратура