Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2019 г. N Ф07-2828/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2019 г. |
Дело N А56-86344/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Рывкин В.И. по доверенности от 04.07.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34132/2018) ООО "Валутек" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2018 по делу N А56-86344/2018 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по иску (заявлению) Общество с ограниченной ответственностью "Валутек"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Валутек" (далее - заявитель, Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС) в лице его филиала N 4 о признании недействительным уведомления от 24.04.2018 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствие с которым основным видом экономической деятельности организации является аренда и лизинг прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения ОКВЭД 77.39.29, относящийся к 22 классу страхования профессионального риска с соответствующим данному виду деятельности размеру страхового тарифа 3,4 % и об обязаннее устранить нарушение путем выдачи уведомления о размере страховых взносов на 2018 год, в соответствие с основным и единственным видом экономической деятельности Общества является деятельность агентов по оптовой торговле машинами, промышленным оборудованием, судами и летательными аппаратами код по ОКВЭД 46.14 с соответствующим данному виду деятельности размеру страхового тарифа 0,2 %.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2018 в удовлетворении иска отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством, не предусмотрен. Кроме того, даже при нарушении установленных сроков для предоставления в Фонд информации о подтверждении основного осуществляемого Обществом вида деятельности, положения пункта 13 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551) не исключают возможность подтверждения указанной информации "в соответствующем году".
В судебном заседании, представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель Фонда в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв не представил.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.05.2018 в Отделение ФСС от Общества поступило заявление и комплект документов о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2017 год, в соответствии с которым основным видом деятельности Общества являлась деятельность агентов по оптовой торговле машинами, оборудованием, судами и летательными аппаратами (код по ОКВЭД 46.14, размер страхового тарифа 0,2%).
Поскольку Общество представило указанное заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с нарушением установленного законом срока на подачу данных документов, Уведомлением Филиала N 4 Отделения ФСС от 24.04.2018 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователь был отнесен к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в ЕГРЮЛ, а именно, основным видом экономической деятельности указана аренда и лизинг прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения, ОКВЭД 77.39.29, относящийся к 22 классу страхования профессионального риска с соответствующим данному виду деятельности размеру страхового тарифа 3,4 %.
Общество оспорило указанное Уведомление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что согласно действующей с 26.02.2017 редакции пункта 5 Порядка N 55 в случае непредставления страхователем в срок до 15 апреля предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55 документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, у фонда отсутствует обязанность устанавливать именно фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска.
Поскольку в соответствии с положениями новой редакции пункта 5 Порядка N 55, действующей в спорный период, в целях установления тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний фонд отнес общество к тому виду деятельности, который по сведениям ЕГРЮЛ имеет наиболее высокий класс профессионального риска, суд первой инстанции признал правомерным оспариваемое уведомление фонда и отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, доводы жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 31.01.2006 N 55 утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Вместе с тем, законодательством о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не урегулирован вопрос об определении основного вида экономической деятельности в случае, когда документы, указанные в пункте 3 порядка N 55, представлены страхователем хотя и с нарушением установленного срока, но до направления ему уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, в случае, если до момента установления фондом размера страхового тарифа в соответствии с пунктом 5 порядка N 55, страхователь представил документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в Определении Верховного Суда РФ от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Как установлено судами, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55 документы для подтверждения основного вида экономической деятельности Общество представило в Филиал N 4 Отделения ФСС с нарушением установленного срока 22.05.2018. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Однако апелляционным судом из материалов дела установлено, что Филиал N 4 Отделение ФСС вынес оспариваемое Уведомление 24.04.2018, однако доказательств его отправки в адрес заявителя в суд не представил.
Список корреспонденции отправки почты Фондом с указанием даты 25.04.2018, где указано Общество (л.д. 62-63) и список N 70 простых почтовых отправлений с отметкой почты от 26.04.2018 (л.д. 64) не могут рассматриваться апелляционным судом как надлежащие доказательства отправки спорного уведомления, т.к. по списку Фонда указано общее количество отправляемой корреспонденции в размере 486 штук, в то время как в почтовом списке, подтверждающим отправку писем, количество указано 3026 штук.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по делу N А45-16531/2017 позиция фонда, что страхователю, не представившему в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, фондом на соответствующий год устанавливается страховой тариф, пересмотр которого возможен только по итогам выездной проверки, проведенной фондом, противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности, поскольку назначение выездной проверки осуществляется по усмотрению фонда.
Как установлено апелляционным судом, общество обжаловало оспариваемое уведомление от 24.04.2018 руководителю фонда (жалоба от 22.06.2018, с приложением выписки из ЕГРЮЛ), фонд отклонил жалобу письмом от 09.06.2018 N 18-04-01-21/01-68064. Кроме того, в деле имеются, в том числе, представленные обществом заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности от 02.04.2018, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности от 02.04.2018, пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2017 год и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2017 год.
Поскольку Общество занимается исключительно "Деятельностью агентов по оптовой торговле машинами, промышленным оборудованием, судами и летательными аппаратами", то установление ему Фондом тарифа страховых взносов, исходя из тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по виду деятельности "аренда и лизинг прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения" ОКВЭД 77.39.29, относящийся к 22 классу страхования профессионального риска с соответствующим данному виду деятельности размеру страхового тарифа 3,4%.", который фактически Обществом в спорный период не осуществлялся, является неправомерным.
Аналогичная позиция изложена в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2018 N Ф07-4002/2018 по делу N А56-51614/2017.
Таким образом, общество представляло доказательства своей позиции относительно основного вида экономической деятельности в 2017 году вида экономической деятельности "Деятельность агентов по оптовой торговле машинами, промышленным оборудованием, судами и летательными аппаратами".
Доказательств ведения Обществом другой экономической деятельности апелляционным судом не установлено.
Соответственно, решение суда подлежит отмене, а требование в части признания недействительным оспариваемого Уведомления, удовлетворению.
Кроме того, заявителем заявлено требование об обязании устранить нарушение путем выдачи уведомления о размере страховых взносов на 2018 год, в соответствие с основным и единственным видом экономической деятельности Общества является деятельность агентов по оптовой торговле машинами, промышленным оборудованием, судами и летательными аппаратами код по ОКВЭД 46.14 с соответствующим данному виду деятельности размеру страхового тарифа 0,2 %.
Апелляционный суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению поскольку, само по себе признание недействительным решения (уведомления) на основании которого установлен новый страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании подразумевает под собой возврат к прежнему тарифу.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2018 по делу N А56-86344/2018 отменить.
Признать недействительным уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.04.2018, выданное Филиалом N 4 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, с установлением размера страхового тарифа - 3,40% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ВАЛУТЕК".
Взыскать с Филиала N 4 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу ООО "ВАЛУТЕК" расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-86344/2018
Истец: ООО "Валутек"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ