город Томск |
|
8 февраля 2019 г. |
Дело N А03-3601/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (N 07АП-12632/18), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2018 по делу N А03-3601/2018, по заявлению акционерного общества "Сбербанк Лизинг" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю о признании недействительным решения от 13.02.2018 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером N 2182225095952 об исключении общества с ограниченной ответственностью "Компания Алтайторг" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Компания Алтайторг", директора общества с ограниченной ответственностью "Компания Алтайторг" Меркулова Р.В.,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сбербанк Лизинг" (далее - заявитель, общество, Банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, регистратор) о признании недействительным решения от 13.02.2018 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером N 2182225095952 об исключении общества с ограниченной ответственностью "Компания Алтайторг" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 15.11.2018 (резолютивная часть объявлена судом 08.11.2018) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что регистрационным органом соблюден порядок исключения недействующей организации из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От третьего лица, отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО "Компания Алтайторг" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.02.2012. Между АО "Сбербанк Лизинг" и ООО "Компания Алтайторг" заключен Договор лизинга N ОВ/Ф-9716-01-01 от 18.09.2013, предметом лизинга по которому является легковой автомобиль HYUNDAI VF (i40), 2013 года выпуска, VIN: XWELB41CBD0000966. 13.07.2017 из-за просрочки оплаты лизинговых платежей Договор лизинга N ОВ/Ф-9716-01- 01 от 1809.2013 по инициативе АО "Сбербанк Лизинг" был расторгнут, предмет лизинга возвращен не был.
С целью принудительного возврата предмета лизинга, а также взыскания с ООО "Компания Алтайторг" задолженности АО "Сбербанк Лизинг" обратилось в Третейский суд при Автономной некоммерческой организации "Независимая Арбитражная Палата" с исковым заявлением к ООО "Компания Алтайторг". Решением Третейского суда при Автономной некоммерческой организации "Независимая Арбитражная Палата" от 26.09.2016 по делу N Т/НСБ/16/6593 исковые требования АО "Сбербанк Лизинг" удовлетворены в полном объеме. Определением Арбитражного суда Алтайского края от 01.03.2017 по делу N А03- 1612/2017 выдан исполнительный лист на принудительное исполнение Решения Третейского суда.
27.04.2017 судебным приставом-исполнителем Восточного ОСП г. Бийска и Бийского района Коневой Г.Б. по заявлению АО "Сбербанк Лизинг" и на основании исполнительного листа серии ФС N 015958589, выданного по делу N А03-1612/2017, возбуждено исполнительной производство N 36746/17/22024-ИП в отношении должника - ООО "Компания Алтайторг".
Задолженность по данному исполнительному производству оплачена не была, предмет лизинга не возвращен.
Одновременно в МИФНС России N 15 по Алтайскому краю (как органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц) от МИФНС России N 1 по Алтайскому краю (как налоговый орган, где ООО "Компания Алтайторг" состоит как налогоплательщик) поступили сведения о том, что последняя бухгалтерская отчетность представлена Обществом 20.01.2015, движение по расчетному счету в банке отсутствует, о чем Инспекцией были составлены справки от 15.05.2017 N 2732-О и N 2732-С.
В связи с непредставлением Обществом налоговой отчетности и отсутствием движения денежных средств по банковским счетам Инспекцией было принято решение от 19.05.2017 N 2190 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение от 19.05.2017 N 2190 о предстоящем исключении Общества опубликовано регистрирующим органом в журнале "Вестник государственной регистрации" от 24.05.2017 часть 2 N 20 (634). 24.08.2017 АО "Сбербанк Лизинг" направило в адрес МИФНС России N 15 по Алтайскому краю заявление N 2180 от 23.08.2017, содержащее возражения против исключения ООО "Компания Алтайторг" (ИНН: 2204057954, ОГРН: 1122204000577) из ЕГРЮЛ, уведомив о наличии у Общества не исполненных перед Банком обязательств.
Процедура по исключению Общества из ЕГРЮЛ как недействующего лица была прекращена 30.08.2017, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.
МИФНС России N 1 по Алтайскому краю 16.10.2017 были составлены справки N 49-О и N 49-С, содержащие сведения о том, что признаки осуществления Обществом деятельности не появились: отчетность не представлялась, движение денежных средств по счетам отсутствовало, в свиязи с чем, МИФНС России N 15 по Алтайскому краю вновь принято решение от 20.10.2017 N 4595 о предстоящем исключении Общества как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение от 20.10.2017 N 4595 опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 25.10.2017 часть 2 N42(656) от 25.10.2017 / 936. Впоследствии проведена процедура исключения недействующего юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Компания Алтайторг" из Единого государственного реестра юридических лиц, о чем 13.02.2018 внесена соответствующая запись.
Банк обратился в суд с настоящим заявлением, полагая, что повторное инициирование Инспекцией процедуры исключения Общества в административном порядке - при том, что он заявил о наличии неисполненного обязательства и отсутствии сведений о его исполнении, противоречит положениям статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Удовлетворяя требования, суд пришел к выводу о несоответствии действий регистрирующего органа статье 21.1 Закона N 129-ФЗ. Поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном этим Законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), были введены в Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" с целью актуализации данных ЕГРЮЛ (его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П и в Определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Таким образом, положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Кредиторы исключаемых из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц при отсутствии со стороны регистрирующего органа нарушений пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ реализуют право на защиту своих прав и законных интересов в сфере экономической деятельности путем подачи в регистрирующий орган заявлений в порядке, установленном пунктом 4 статьи 21.1 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 названного закона исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Пунктом 4 статьи 21.1 указанного закона заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Согласно пункту 7 статьи 22 федерального закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 указанного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в реестр соответствующей записи.
Установление Законом N 129-ФЗ возможности регистрирующего органа вносить во внесудебном порядке записи в ЕГРЮЛ об исключении юридических лиц, фактически прекративших осуществление своей деятельности, имеет своей целью соблюдение принципа достоверности сведений государственного реестра как информационного ресурса. В связи с этим, процедура регламентированная положениями статей 21.1, 22 Федерального закона N 129-ФЗ, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности, и не может рассматриваться как санкция за несвоевременное предоставление хозяйствующим субъектом документации налоговой отчетности либо сведений об открытии банковских счетов. Регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным основаниям, указанным в пункте 1 статьи 21.1 Закона, не учитывая права и охраняемые законом интересы иных, третьих лиц, являющимися сторонами правоотношений с участием лица, исключаемого из ЕГРЮЛ, в частности его кредиторов. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, Инспекция приняла повторное решение об исключении Общества из ЕГРЮЛ как недействующего лица ранее периода, определенного пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, что привело к ограничению прав Банка как кредитора Общества.
Из материалов дела следует, что 24.08.2017 АО "Сбербанк Лизинг" в адрес Инспекции, направил заявление по поводу решения о предстоящем исключения юридического лица (19.05.2017), в котором указал, что в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, затрагиваются права и законные интересы заявителя. Одновременно было обращено внимание ИФНС о наличии гражданских правоотношений между АО "Сбербанк Лизинг") и ООО "Компания Алтайторг", а так же наличия исполнительного производства.
В связи с поступившим заявлением Решение о предстоящем исключении из реестра недействующего юридического лица ИФНС принято не было. Несмотря на указанное заявление через два месяца - 20.10.2017 Инспекция повторно приняла решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а 13.02.2018 исключила ООО "Компания Алтайторг" из реестра.
Период с 30.08.2017 до даты вынесения решения и совершения регистрирующим органом действий, оспариваемых в настоящем деле (т.е. 20.10.2017 и 13.02.2018) составил менее 12 календарных месяцев, и на момент совершения обжалуемых действий и принятия решения, обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не наступили (на момент исключения ООО "Компания Алтайторг" из Единого государственного реестра юридических лиц у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N15 по Алтайскому краю имелись сведения о наличии задолженности вышеуказанного юридического лица перед АО "Сбербанк Лизинг" и наличии возражений со стороны заявителя об исключении ООО "Компания Алтайторг" из реестра), о чем регистрирующий орган должен был знать в силу своих полномочий.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в сложившейся ситуации регистрирующий орган не имел правовых оснований для внесения в отношении ООО "Компания Алтайторг" записи об исключении последнего из реестра, как недействующего юридического лица
В рассматриваемом случае МИФНС N 15 по Алтайскому краю абсолютно формально подошло к толкованию положений ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что привело к ограничению прав АО "Сбербанк Лизинг". Кроме того, с учетом представленных материалов исполнительного производства N 36746/17/22024-ИП, АО "Сбербанк Лизинг" подтверждается тот факт, что исполнительные действия в отношении ООО "Компания Алтайторг" были прекращены именно в связи с исключением ООО "Компания Алтайторг" из ЕГРЮЛ, что повлекло нарушение прав и законных интересов АО "Сбербанк Лизинг". Так, фактически судебным приставом Восточного ОСП г.Бийска и Бийского района УФССП по Алтайскому краю заявителю (как взыскателю по исполнительному производству) отказано в объявлении розыска должника-организации и в объявлении розыска автомобиля (о чем вынесены соответствующие постановления), так как согласно выписки из ЕГРН в отношении должника принято решение об исключении его из ЕГРЮЛ.
Доводы Инспекции о том, что АО "Сбербанк Лизинг" не проявлял процессуальную активность в исполнительном производстве N 36746/17/22024-ИП, а также что в отношении ООО "Компания Алтайторг" прекращено исполнительное производство, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанное обстоятельство не исключает возможности повторного обращения взыскателя в службу судебных приставов-исполнителей и предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст.21 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В данном случае, при наличии решения Третейского суда при Автономной некоммерческой организации "Независимая Арбитражная Палата" от 26.09.2016 по делу N Т/НСБ/16/6593 и вступившего в законную силу Определения Арбитражного суда Алтайского края от 01.03.2017 по делу А03-1612/2017 об изъятии у общества с ограниченной ответственностью "Компания Алтайторг" в пользу акционерного общества "Сбербанк Лизинг" легкового автомобиля HYUNDAI VF (i40) (2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN) XWELB41CBD0000966), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Компания Алтайторг" в пользу акционерного общества "Сбербанк Лизинг" задолженности по Договору лизинга N ОВ/Ф-9716-01-01 от 18.09.2013 в размере 114 317 руб. 53 коп., расходов по оплате третейского сбора в размере 29 000 руб. и 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, Инспекция приняла решение об исключении недействующего юридического лица из реестра.
При этом решением инспекции, об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, затронуты законные интересы АО "Сбербанк Лизинг". В результате исключения юридического лица из реестра заявитель, не смог выполнить весь комплекс мероприятий направленных на исполнение судебных актов, а также предъявить предусмотренные действующим законодательством требования к руководителю юридического лица.
Довод инспекции со ссылкой на возможность назначения процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного должника осталось нереализованное имущество, также нельзя признать обоснованным, поскольку в силу ст. 9,12 ГК РФ выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу (Определение ВС РФ от 02.06.2016 N 306-ЭС15-20155). То обстоятельство, что Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит прямого запрета на проведение повторной процедуры исключения юридического лица из реестра, как недействующего, не свидетельствует о законности вышеуказанных действий регистрирующего органа. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2018 по делу N А03-3601/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3601/2018
Истец: АО "Сбербанк Лизинг"
Ответчик: МИФНС России N 15 по Алтайскому краю