Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2019 г. N Ф09-2594/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
08 февраля 2019 г. |
Дело N А76-26744/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2018 по делу N А76-26744/2018 (судья Свечников А.П.).
В заседании принял участие представитель:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области - Арабаджи В.М. (доверенность от 08.11.2018).
Браславский Семен Леонидович, Браславский Леонид Семенович.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоперсональ" в лице конкурсного управляющего Тумбасова Павла Дмитриевича (далее - заявитель, общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании неподлежащими исполнению инкассовых поручений от 18.05.2018 NN 13569, 13570, 13571, 13572, 13573, 13574, об обязании инспекции возвратить денежные средства в сумме 730 767,02 руб., взысканных с общества инкассовыми поручениями от 18.05.2018 NN 13569, 13570, 13571, 13572, 13573, 13574.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР в г.Магнитогорске, фонд), Браславский Семен Леонидович (далее - Браславский С.Л.), Браславский Леонид Семенович (далее - Браславский Л.С.).
Решением суда первой инстанции требования общества удовлетворены, инкассовые поручения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области от 18.05.2018 NN 13569, 13570, 13571, 13572, 13573, 13574 признаны не подлежащими исполнению, обязана межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Автоперсональ".
Не согласившись с решением суда первой, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований обществу отказать. Налоговый орган указывает, что процедуры взыскания, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), произведены своевременно в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Поскольку ранее выставленные инкассовые поручения о взыскании текущей задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2 - 4 кварталы 2011 г., 1 - 3 кварталы 2012 г., а также соответствующей пени возвращены банком в адрес ГУ - УПФР в г.Магнитогорске без исполнения в связи с закрытием расчетного счета общества по причине признания общества несостоятельным (банкротом), открытии в отношении него процедуры банкротства - конкурсное производство. Инспекция указывает, что разногласия по периоду образования и отнесения задолженности по страховым взносам к текущим платежам, возникшие между уполномоченным органом и конкурсным управляющим, разрешены определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2018 по делу N А76-9185/2011, при этом налоговый орган вправе выставлять инкассовые поручения на взыскание с налогоплательщика текущих платежей, в том числе в период конкурсного производства, поэтому перевыставление налоговым органом в связи с закрытием расчетного счета инкассовых поручений на текущую задолженность по страховым взносам не нарушает права налогоплательщика.
Заявитель, Браславский С.Л., Браславский Л.С. в отзывах на апелляционную жалобы указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2011 по делу N А76-9185/2011 возбуждено производство по делу о банкротстве заявителя.
21.06.2011 определением Арбитражного суда Челябинской области от 21.06.2011 по делу N А76-9185/2011 в отношении заявителя введена процедура банкротства - наблюдение.
29.05.2012 решением Арбитражного суда Челябинской области от (решение изготовлено в полном объеме 05.06.2012) по делу N А76-9185/2011 заявитель признан банкротом, открыто конкурсное производство.
12.05.2017 определением Арбитражного суда Челябинской области от (определение изготовлено в полном объеме 19.05.2017) по делу N А76-9185/2011 конкурсным управляющим заявителя утвержден Тумбасов Павел Дмитриевич.
Заявителем представлены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды 2009-2012 г.г.
Фондом заявителю направлены требования об уплате за 2 - 4 кварталы 2011 г., 1 - 3 кварталы 2012 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 324 226,76 руб., пени 180 563,02 руб., на накопительную часть - 59 818,07 руб., пени 30 7171,04 руб., на обязательное медицинское страхование - 89 633,98 рублей, пени - 45 808,15 руб. (требования Фонда от 12.11.2012 N N 255030, 255033, от 17.12.2014 NN 292564, 292562, 292561, 292563, от 12.05.2016 N 194275).
Фондом принято решение о взыскании страховых взносов, пени за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, от 25.02.2015 в отношении задолженности по страховым взносам в Пенсионный Фонд России в общей сумме 592 191,59 руб., пени 68 794,54 руб., в фонд обязательного медицинского страхования - 67 495,98 руб., пени - 15 042,64 руб., в банк направлены инкассовые поручения 25.02.2015.
Фондом в связи с неисполнением обществом требований от 12.11.2012 N N 255030, 255033 принято постановление от 06.12.2012 о взыскании страховых взносов, пени за счет имущества плательщика страховых взносов.
Фондом в связи с неисполнением обществом требований от 12.11.2012 N N 255030, 255033 об уплате страховых взносов, пени, от 12.05.2016 N 194275 об уплате пени по страховым взносам, решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, не принято.
26.10.2015 должник закрыл расчетный счет в Челябинском отделении N 8597 ПАО СБЕРБАНК.
22.06.2017 должник открыл расчетный счет в Кредит Урал Банк" (Акционерное общество).
31.01.2018 уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о включении указанной задолженности в реестр требований кредиторов в рамках дела N А76-9185/2011.
15.05.2018 определением Арбитражного суда Челябинской области от по делу N А76-9185/2011 установлено, что сумма задолженности по страховым взносам и пени заявителя составляет 1 045 121,19 руб., из них мораторная задолженность в размере 245 233,27 руб. признана обоснованной и включена в реестр требований кредиторов должника определениями суда от 21.12.2011, 30.11.2012, а задолженность по страховым взносам, пени в сумме 802 026,17 руб. по сроку возникновения 2 - 4 кварталы 2011 г., 1 - 3 кварталы 2012 г., то есть после возбуждения дела о банкротстве должника 31.05.2011, является текущей.
18.05.2018 инспекцией направлены в банк инкассовые поручения от N N 13569, 13570, 13571, 13572, 13573, 13574 (с учетом изменения назначения платежа письмом от 17.09.2018 N 04803 ООпС-УРО) о взыскании с заявителя страховых взносов и пени в сумме 730 767,02 рублей.
Указывая, что инкассовые поручения не подлежат исполнению, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что выставление повторных инкассовых поручений на расчетный счет плательщика производится налоговым органом в пределах установленного п. 1 ст. 47 НК РФ годичного срока, который течет с момента истечения срока исполнения требования, в связи с истечением указанного срока спорные инкассовые поручения не подлежат исполнению.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, в случае возбуждения в отношении плательщика процедур банкротства, взыскание страховых взносов осуществляется с учетом требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ)
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм Закона N 127-ФЗ следует, что уполномоченный орган вправе осуществить взыскание денежных средств должника в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.
В пункте 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор), указано, что при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.
Следовательно, в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.
Оспаривание в суде инкассового поручения налогового органа, вынесенного на основании статьи 46 НК РФ, возможно путем подачи в суд заявления о признании его не подлежащим исполнению (пункт 64 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Поскольку задолженность по страховым взносам относится к периодам 2011 - 2012 гг., то проверке подлежит соблюдение Фондом порядка принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должника, который являлся последовательным и определялся продолжительностью совокупности сроков, установленных статьями 19, 22 Закона N 212-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, Фондом должнику направлены требования о взыскании задолженности по страховым взносам, пени 12.11.2012 со сроком исполнения 01.12.2012, 17.12.2014 со сроком исполнения 13.01.2015, от 12.05.2016 (на взыскание только пени) со сроком исполнения 31.05.2016.
Фондом только в связи с неисполнением требований от 17.12.2014 в срок до 13.01.2015 принято решение от 25.02.2015 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени за счет денежных средств общества, ввиду неисполнения требований от 12.11.2012 о взыскании страховых взносов и пени, от 12.05.2016 о взыскании пени аналогичных решений Фонд не принимал.
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом необходимо принимать во внимание, что в силу абзаца десятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим. Одновременно снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Основанием для снятия арестов на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (статья 47 НК РФ) в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается (пункт 19 Обзора).
Следовательно, после 01.01.2017 взыскание текущей недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням инспекцией могло быть продолжено, начиная с меры, следующей за мерой, примененной Фондом, то есть путем принятия решения по статье 46 НК РФ в связи с неисполнением обществом требований Фонда от 12.11.2012, со сроком исполнения 01.12.2012, и 12.05.2016 (на взыскание только пени), со сроком исполнения 31.05.2016.
В тоже время, как срок, установленный статьей 19 Закона N 212-ФЗ, так и срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 НК РФ (не позднее двух месяцев после истечения установленного срока для исполнения требования), истек 01.02.2013 и 31.07.2016, соответственно, в связи с чем принятие и направление инспекцией инкассовых поручений 18.05.2018 является нарушением указанных норм.
Также из обстоятельств дела следует, что в связи с закрытием должником расчетного счета 25.10.2015, Фонду возвращены инкассовые поручения от 25.02.2015, направленные во исполнение решения Фонда от 25.02.2015 в связи с неисполнением требований должником от 17.12.2014 об уплате страховых взносов и пени.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13114/13 по делу Арбитражного суда Пермского края N А50-18748/2012, следует, что выставление инкассовых поручений к расчетным счетам налогоплательщика, производится налоговым органом в пределах установленного пунктом 1 статьи 47 НК РФ годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика.
Следовательно, если первое инкассовое поручение на взыскание денежных средств с расчетного счета в счет недоимки по страховым взносам и задолженности по пени направлено в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате, то повторное поручение, направляемое в случае закрытия расчетного счета, к которому предъявлено первое поручение, может быть направлено в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пени.
Между тем, срок исполнения требований Фонда от 17.12.2014 установлен 13.01.2015, поэтому повторно инкассовые поручения могли быть направлены инспекцией только по 13.01.2016 включительно.
Само по себе отсутствие у должника в период с 27.10.2015 по 21.06.2017 расчетного счета, не исключает соблюдение налоговым органом срока повторного направления инкассовых поручений в банк в течение одного года после истечения срока исполнения требования.
Поскольку инкассовые поручения налогового органа от 18.05.2018 N N 13569, 13570, 13571, 13572, 13573, 13574 направлены в банк для исполнения с пропуском установленных сроков статьями 19, 22 Закона N 212-ФЗ, статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, то инкассовые поручения налогового органа не подлежат исполнению.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на определение от 15.05.2018 по делу N А76-9185/2011, как на подтверждение отсутствия разногласий с конкурсным управляющим по периоду образования и отнесению задолженности по страховым взносам, пени к текущим платежам при рассмотрении настоящего спора не имеет правового значения, так как в данном случае подлежит установлению соблюдение уполномоченным органом порядка обращения взыскания на денежные средства заявителя путем направления в банк инкассовых поручений для исполнения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2018 по делу N А76-26744/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26744/2018
Истец: Браславский Леонид Семенович, Браславский Семен Леонидович, Леонов Маркелл Владимирович, ООО "Автоперсональ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области
Третье лицо: Браславский Л. С., Браславский С. Л., ГУ УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2594/19
08.02.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-19707/18
20.11.2018 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-26744/18
11.10.2018 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-26744/18
17.09.2018 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-26744/18