г. Ессентуки |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А18-1044/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А..
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хатаян Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Горизонт" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02.10.2018 по делу N А18-1044/2018 (судья Х.А. Тутаев)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Страж" компания охранной деятельности (ОГРН 1140725001823, ИНН 0725014787)
к государственному бюджетному учреждению "Республиканский онкологический диспансер" (ОГРН 1020600987516, ИНН 0606005141),
к отделу государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия (ОГРН 1020600986735, ИНН 0602000061),
к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Горизонт" (ОГРН 1100608001966, ИНН 0608016438),
о признании недействительными итогов электронного аукциона N 011420000011800001, третье лицо ООО "Защита"
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Страж" компания охранной деятельности - Алокова М.Х. (доверенность) и Канукоев А.Х. (доверенность),
в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Страж" компания охранной деятельности обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к государственному бюджетному учреждению "Республиканский онкологический диспансер", к отделу государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия, к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Горизонт", о признании незаконным контракта, заключенный между ООО "Частная охранная организация "Горизонт" и ГБУ "Республиканский онкологический диспансер"; обязать ответчиков прекратить исполнение обязательства по спорному контракту; обязать ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" заключить контракт на оказание услуг круглосуточной охраны ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" с истцом, по результатам открытого конкурса N 011420000011800001 (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 19.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Защита", ООО "Веласко". По заявлению истца приняты обеспечительные меры в виде запрещения ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" и ООО "Частная охранная организация "Горизонт" заключение договора на оказание услуг круглосуточной охраны на территории ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" по итогам электронного аукциона N 011420000011800001.
Решением от 02.10.2018 принят частичный отказ от исковых требований. Прекращено производство по делу в части требований о признании недействительном итогов электронного аукциона N 011420000011800001 от 12 апреля 2018 г. "Оказание услуг круглосуточной охраны на территории ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" и признании победителем данного аукциона общество с ограниченной ответственностью "Страж" КОД. Уточненные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Страж" КОД удовлетворены. Контракт, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Горизонт" и государственным бюджетным учреждением "Республиканский онкологический диспансер" по итогам электронного аукциона N 011420000011800001 от 12 апреля 2018 года признан недействительным. ООО "Горизонт" и ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" обязано прекратить исполнение обязательства по контракту, заключенному по результатам электронного аукциона N 011420000011800001 от 12 апреля 2018 года. ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" обязано заключить контракт на "Оказание услуг круглосуточной охраны на территории ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" с ООО "Страж" КОД по результатам открытого конкурса N 011420000011800001 от 07.05.2018.
Не согласившись с решением суда, ООО "Частная охранная организация "Горизонт" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Страж" КОД просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Страж" КОД просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27 марта 2018 года в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещению заказов http://zakupki//gov.ru (далее - ЕИС) были размещены извещение и документация о проведении открытого конкурса N 011420000011800001 о проведении аукциона в электронной форме, на право заключения контракта "Оказание услуг круглосуточной охраны на территории ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" (организатор, заказчик).
На участие в данном конкурсе заявки были поданы 4 участниками: ООО "Частная охранная организация "Горизонт", Республика Ингушетия, г. Назрань; ООО "Страж" компания охранной деятельности, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик; ООО частная охранная организация "Защита", Республика Ингушетия, г. Назрань; ООО частная охранная организация "Веласко" Республика Ингушетия, г. Назрань.
Рассмотрение заявок и подведение итогов конкурса было назначено на 12 апреля 2018 г. По результатам электронного аукциона 13.04.2018 был опубликован протокол, согласно которого победителем был признан участник с номером заявки N 29 - общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Горизонт".
18 апреля 2018 г. общество с ограниченной ответственностью "Страж" компания охранной деятельности, считая решение конкурсной комиссии незаконным, обратилось с жалобой в Управление Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее УФАС РФ по РИ) с требованием отменить Протокол подведения итогов электронного аукциона по заявке N 011420000011800001 и в арбитражный суд с настоящим иском.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС РФ по РИ решением по делу N 98-3/18 о нарушении законодательства о контрактной системе от 26 апреля 2018 г. (резолютивная часть решения объявлена 23.04.2018) признал в действиях Уполномоченного органа (Отдел закупок Министерства финансов РИ) нарушения части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, выдал предписание об устранении нарушений закона от 26.04.2018, которым обязал Уполномоченный орган в срок до 07.05.2018 отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участи в открытом конкурсе от 12.04.2018 и провести рассмотрение заявок повторно в соответствии со статьей 53 Закона о контрактной системе, с учетом положений решения N 98-3/18 от 23.04.2018.
Как следует из решения УФАС РФ по РИ по делу N 98-3/18 Уполномоченным органом в нарушение требований части 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не отклонена заявка ООО "Частная охранная организация "Горизонт" в виду несоответствия его лицензии, приложенной к заявке, требованиям конкурсной документации.
Уполномоченным органом отменен протокол рассмотрения и оценки заявок от 12.04.2018, которым победителем было признано ООО "Частная охранная организация "Горизонт" и протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 07.05.2018 для закупки N 011420000011800001 победителем признано ООО "Страж" КОД.
Решение УФАС РФ по РИ по делу N 98-3/18 от 23.04.2018 и предписание N 98-3/18 от 26.04.2018 ни участниками аукциона, ни Уполномоченным лицом и заказчиком не оспорено.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, документация о проведении конкурса в числе прочего должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экономические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательны предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" утвержден Порядок оценки.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказания услуги, являющиеся объектом закупки (подпункт 1).
В силу указанной нормы права и статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию в связи с чем заказчиком в пункте 12.1.1 раздела II "Информационная карта открытого конкурса" в числе других установлено требование о наличии лицензии на охранную деятельность.
Аналогичные требования о наличии лицензии заказчиком установлено в разделе III "Техническое задание", в котором установлено, что исполнитель должен иметь действующую лицензию на охранную деятельность на весь период срока оказания услуг в соответствии с пунктом 32 статьи 12 главы 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Качество оказываемых услуг устанавливается в соответствии со статьей 721 ГК РФ (пункт 1).
В пункте 2 Технического задания указано, что безопасность оказываемых охранных услуг определяется строго в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 г. N 2487-1.
В силу пункта 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности разрешается охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 г. N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к Министерству здравоохранения Российской Федерации (далее - Постановление N 8).
Пунктом 5 Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности проводится категорирование мест массового пребывания людей с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.
Антитеррористической комиссией Республики Ингушетия от 16.01.2018 утвержден список объектов вероятно террористических устремлений, расположенных на территории Республики Ингушетия, в соответствии с которым Государственному бюджетному учреждению "Республиканский онкологический диспансер" присвоена первая категория (категория "а").
В силу пункта 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые представляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Заявка ООО "Частная охранная организация "Горизонт" при повторном рассмотрении заявок участников конкурса 07.05.2018 была обоснованно отклонена, а победителем конкурса признано ООО "Страж" КОД, поскольку ООО "Частная охранная организация "Горизонт" не соответствовала требованиям конкурсной документации в виду отсутствия предусмотренной законом лицензии для оказания услуг заказчику.
Неисполнение отдельных процедурных требований Закона о контрактной системе, предусматривающих явно выраженный запрет, которые привели к нарушению принципов открытости, прозрачности, ограничению конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, является существенным нарушением и посягающим на публичные интересы и права третьих лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В силу статьи 3 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок) - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (пункт 3).
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 8).
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Поскольку результаты конкурса от 12.04.2018 были отменены Уполномоченным органом заключение контракта заказчиком с ООО "Частная охранная организация "Горизонт" судом первой инстанции правомерно признано незаконным.
Также судом правомерно удовлетворено требование об обязании заказчика - ГБУ "Республиканский онкологический диспансер" заключить контракт по результатам открытого конкурса N 011420000011800001 от 07.05.2017.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном отклонении заявки ООО "ЧОО "Горизонт" не принимаются поскольку к данному спору не относятся.
Доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02.10.2018 по делу N А18-1044/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1044/2018
Истец: ООО "СТРАЖ"
Ответчик: ГБУ "Республиканский онкологический диспансер", Министерство финансов РИ -Отдел государственных закупок, ООО "ЧОО "Горизонт"
Третье лицо: ООО ЧОО ЗАЩИТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР", Министерство финансов Республики Ингушетия- Отдел государственных закупок, ООО "Частная охранная организация "Горизонт"