Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2019 г. N Ф07-3735/19 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А56-92772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Вавилова Н.В., доверенность от 01.10.2018;
от заинтересованного лица: Емшанова О.В., доверенность от 04.02.2019, Волынский Н.Г., доверенность от 09.01.2019, Фурс А.А., доверенность от 28.01.2019;
от 3-го лица: Болотин В.Ф., доверенность от 19.11.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35483/2018) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2018 по делу N А56-92772/2018 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Транс Логистик Консалт"
к Выборгской таможне
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Трейд Марин"
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ТЛК" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Выборгской таможни (далее - Таможня) о классификации товара от 24.05.2018 N РКТ-10206000-18/000032 и о признании незаконным и отмене уведомления Таможни от 27.06.2018 N10206000/Ув2018/0000084 Б о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпенговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Трейд Марин".
Решением от 22.11.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит отменить решение суда в связи с тем, что, по ее мнению, судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно отзывам заявитель и третье лицо против удовлетворения жалобы возражают, считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что в соответствии с контрактом от 20.01.2016 N SAFE-/2016, заключенным с компанией "SAFE BOATS INTERNATIONAL" (США), ЗАО "ТЛК" (таможенный представитель ООО "Трейд Марин") предъявило к таможенному оформлению товар "катер "SAFE 44 ARCHANGEL FULL CABIN-INBOARD", номер корпуса EGO02055E616Z1442, длина 13,4 м, ширина 4.3 м, осадка 0,76 м, вместимость 12 человек", ввезенный ООО "Трейд Марин" по ДТ N10206100/091216/0004066. В графе 33 ДТ заявлен классификационный код товара единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) - 8903 92 990 0 (Лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем, прочие, длиной более 7,5 м.).
По результатам таможенной проверки (акт от 24.05.2018 N 10206000/210/240518/А000032/000) Таможней принято решение от 24.05.2018 N РКТ-10206000-18/000032 о классификации спорного товара в товарной подсубпозиции 8903 92 100 0 (Лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем, морские).
Таможней заявителю направлено уведомление от 27.06.2018 N 10206000/Ув2018/0000084 Б о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Данные решение и уведомление Таможни оспорены заявителем в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД ТС.
По правилам пункта 1 статьи 52 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 ТК ТС).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (Правило 3 (а)).
Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте при наличии к тому достаточных доказательств также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 ТК ТС основания для принятия решения об иной классификации товара (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства").
Согласно дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 8901 10 100, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0, 8902 00 100 0, 8903 91 100 0, 8903 92 100 0, 8904 00 910 0 и 8906 90 100 0 должны включаться только плавучие средства, предназначенные для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 м. Судна, не пригодные для морской эксплуатации, даже если наибольшая длина корпуса (исключая выступающие части) составляет 12 метров и более, включаются в иные, чем указаны в Дополнительном примечании 1, подсубпозиции группы 89 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Основным нормативным актом, на основании которого в Российской Федерации осуществляется классификация маломерных судов, является технический регламент Таможенного союза ТР ТС 026/2012 "О безопасности маломерных судов", принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 33 (далее - ТР ТС 026/2012).
В соответствии с ТР ТС 026/2012 при проектировании маломерного судна показатели прочности, остойчивости и непотопляемости маломерного судна зависят от предельно допустимых для его безопасной эксплуатации высоты волн и скорости ветра. Классификация маломерного судна производится с учетом установленных разработчиком (проектировщиком) для такого маломерного суда ветроволновых характеристик. Классификация маломерного судна влияет на классификацию товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Требования безопасности к маломерным судам устанавливаются в зависимости от категорий сложности района плавания, в котором предполагается их эксплуатация (пункт 11 ТР ТС 026/2012).
Классификация маломерных судов при выпуске в обращение производится уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза (пункт 77 ТР ТС 026/2012).
Ограничения к маломерным судам по районам плавания установлены приложением N 3 к ТР ТС 026/2012, согласно которому к району плавания IV категории сложности II разряда относится морской район или внутренний водный бассейн с высотой волны однопроцентной обеспеченностью до 2,0 метров, удаленностью от мест убежищ или берега не более 12 морских миль.
Уполномоченным органом Российской Федерации по осуществлению классификации и техническим наблюдением за маломерными судами в соответствии ТР ТС 026/2012 является Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). (постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 532 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" и от 25.04.2016 N 349 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по осуществлению классификации и технического наблюдения за маломерными судами в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов").
Из пояснений к дополнительному примечанию 1 группы 89 ТН ВЭД (том VI) следует, что термин "плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации" "означает суда, которые, исходя из их конструкции и оснастки, способны эксплуатироваться в море даже при плохой погоде (ветрах силой приблизительно 7 баллов по шкале Бофорта)".
Согласно положениям статьи 1 Конвенции об открытом море от 1958 года (Женева) открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.
Исходя из требований статье 3 Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года, максимальна ширина территориального моря составляет 12 морских миль.
При проведении таможенного контроля таможенные органы не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств - членов (пункт 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Судом первой инстанции установлено, что руководство пользователя спорного судна и судовой билет не допускают эксплуатацию катера "SAFE 44 ARCHANGEL FULL CABIN-INBOARD" в условиях, при которых высота волн превышает 2,4 метра, что соответствует ветру силой до 5 баллов. Государственной инспекцией по маломерным судам ГУ МЧС России по Ленинградской области в отношении спорного судна проведено освидетельствование, согласно которому катер "SAFE 44 ARCHANGEL FULL CABIN-INBOARD" может эксплуатироваться в условиях территориального моря (заключение от 19.12.2016 N 1-378/16). Спорное судно не предназначено для эксплуатации в открытом море, районы его использования ограничены линией моря, непосредственно прилегающей к побережью. Район плавания катера "SAFE 44 ARCHANGEL FULL CABIN-INBOARD" установлен как морской район или внутренний водный бассейн с высотой волны однопроцентной обеспеченностью до 2,0 метров, удаленностью от мест убежищ или берега не более 12 морских миль.
Как правильно указано в обжалуемом решении, морские прогулочные суда должны иметь такую конструкцию и оснастку, чтобы они могли выдерживать шторм в 7 баллов по шкале Бофорта. Данная шкала применима только к условиям открытого моря. Ветровые характеристики, указанные в руководстве по эксплуатации спорного судна, относятся к району территориального моря и не могут отражать характеристики судна для условий открытого моря. Достоверность судового билета на катер "SAFE 44 ARCHANGEL FULL CABIN-INBOARD" не опровергнута.
Таможня не доказала отнесение ввезенного судна к морским. Способность выдерживать определенную силу ветра достаточным доказательством не является.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что не является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2018 по делу N А56-92772/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92772/2018
Истец: ЗАО "ТРАНС ЛОГИСТИК КОНСАЛТ"
Ответчик: Выборгская таможня
Третье лицо: ООО "ТРЕЙД МАРИН"
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3735/19
11.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35483/18
22.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-92772/18
25.07.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-92772/18