г. Пермь |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А71-9038/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 ноября 2018 года по делу N N А71-9038/2018,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ликероводочный завод "Глазовский" (ИНН 1829013003, ОГРН 1021801091707)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5262244282, ОГРН 1095262008698)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Ликероводочный завод "Глазовский" (далее - ОАО ЛВЗ "Глазовский") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган) от 14.05.2018 N 10-17/11Ю/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.11.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает, что на момент проведения проверочных мероприятий коньяк в количестве 6804 бутылки, информация о котором была зафиксирована в ЕГАИС, фактически отсутствовал на складе; поскольку данная продукция была использована для производства алкогольной продукции, следовательно, заявитель, должен был списать данный коньяк по основаниям списания "Иные цели", однако этого своевременно сделано не было, что свидетельствует о наличии состава вменяемого административного правонарушения.
ОАО ЛВЗ "Глазовский" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2018 год, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 27.12.2017 N 1226, на основании приказа от 08.02.2018 N 223 Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу в период с 14.02.2018 по 21.02.2018 по адресу производства, хранения и поставок ОАО ЛВЗ "Глазовский": г. Глазов, ул. 2-я Набережная, д. 13, проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон N 171-ФЗ).
В ходе проверки проведена инвентаризация остатков алкогольной продукции, хранящейся в складском помещении ОАО ЛВЗ "Глазовский", составлена инвентаризационная опись от 16.02.2018 N 26, согласно которой на момент инвентаризации в складском помещении фактически находилось 26100 бутылок водки.
В то время как по сведениям, зафиксированным в ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по состоянию на 16.02.2018 на остатках ОАО ЛВЗ "Глазовский" числилось 32904 бутылки алкогольной продукции: 26100 бутылок водки и 6804 бутылки коньяка.
Таким образом, установлено расхождение фактических остатков алкогольной продукции со сведениями об остатках алкогольной продукции, зафиксированными в ЕГАИС.
По результатам проверки (акт проверки от 21.02.2018 N у4-а228/10-07) Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу в отношении ОАО ЛВЗ "Глазовский" составлен протокол об административном правонарушении от 24.04.2018; и вынесено постановление от 14.05.2018 N 10-17/11Ю/2018 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ с назначением наказания с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ОАО "ЛВЗ "Глазовский", не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, в связи с недоказанностью вины.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции. В соответствии с п. 4 данных Правил учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В подп. 1 п. 4, подп. 14 п. 6 данных Правил предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот продукции, обязаны фиксировать и передавать в ЕГАИС информацию об объемах (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции.
В п. 5.4.1 Приложения N 5 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной п спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка па основании этих запросов", акт о списании продукции на прочие расходы представляется организациями по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений) в течение рабочего дня после списания продукции.
Представление информации в ЕГАИС осуществляется при помощи программного интерфейса Приложения "Master UTM".
Согласно руководству пользователя приложение "Master UTM" является программным интерфейсом для предоставления информации об объемах производства и оборота АП, СП и ЭС посредством Универсального транспортного модуля. В указанном документе представлено описание принципов функционирования Приложения и описание пользовательского интерфейса.
Согласно п. 2.8.3 руководства Акт списания продукции - является электронным документом в ЕГАИС, предназначенным для списания с остатков продукции, которая фактически на остатках не находится и не может быть списана иным способом. Указанным документом также списывается естественная убыль и производственные потери по продукции, которая находится на остатках по ЕГАИС. Списание продукции производится в случае оформления первичного учетного документа.
В программном комплексе предусмотрены следующие основания списания продукции в ЕГАИС:
Пересортица - недостача, пересортица.
Недостача - недостача (хищение, злоупотребление материально ответственных лиц, ошибки учета, естественная убыль и т.д.
Уценка - уценка (списание) в результате порчи.
Порча - списание объема продукции, не подлежащей дальнейшей реализации (бой, срок годности, порча).
Потери - потери при транспортировке.
Проверки - списание объема продукции, израсходованной на лабораторные нужды для прохождения добровольной проверки качества, рекламные образцы (требуется указание штрихкодов с марок).
Арест - списание арестованной продукции, изъятой из оборота продукции, конфискованной продукции по решению суда (требуется указание штрихкодов).
Иные цели - списание продукции, когда ФСМ/АМ невозможно считать.
Реализация - розничная реализация продукции, не подлежащей фиксации в ЕГАИС.
Производственные потери.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в ходе проверки проведена инвентаризация остатков алкогольной продукции, хранящейся в складском помещении ОАО ЛВЗ "Глазовский", составлена инвентаризационная опись от 16.02.2018 N 26, согласно которой на момент инвентаризации в складском помещении фактически находилось 26100 бутылок водки. В то время как по сведениям, зафиксированным в ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по состоянию на 16.02.2018 на остатках ОАО ЛВЗ "Глазовский" числилось 32904 бутылки алкогольной продукции: 26100 бутылок водки и 6804 бутылки коньяка.
То есть, ОАО ЛВЗ "Глазовский" допустило нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившееся в несоответствии фактических остатков алкогольной продукции, находящихся в складских помещениях организации, и зафиксированной в ЕГАИС информации об объемах остатков алкогольной продукции.
Как следует из материалов дела, ОАО ЛВЗ "Глазовский" в обоснование выявленного несоответствия порядка учета алкогольной продукции ссылался на то, что при производстве ликероводочных изделий в качестве сырья (ингредиента) используется коньяк, который приобретается у организаций, имеющих лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, в потребительской упаковке (бутылки), маркированный в установленном порядке. Факт поступления приобретенного коньяка в установленном порядке фиксируется в универсальном транспортном модуле (далее УТМ) и отражается в Декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Полученный в потребительской упаковке коньяк, как сырье (ингредиент), сразу сливается из бутылок и вносится в купажные емкости, расположенные в помещении ликерного участка. По факту приготовления купажа составляются купажные карты.
В связи с чем ОАО ЛВЗ "Глазовский" полагает, что в данном случае коньяк не может быть списан на прочие расходы, так как он в дальнейшем участвует в качестве сырья в производстве алкогольной продукции и отражается в бухгалтерском учете (учетной системе) общества, а также учитывается при производстве продукции и отражается в Декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции. Порядок учета операций, если организация закупает или производит виноматериал с определёнными характеристиками крепости и объема, а после этого купажирует его и получает сырье с иными характеристиками, либо проводит дополнительную обработку закупаемого или производимого виноматериала, в результате которой виноматериал изменяет свои характеристики (крепость, объем), руководство пользователя не содержит; отсутствует подходящее основание для списания продукции в ЕГАИС.
Суд первой инстанции согласился с данными доводами, и указал, что общество объективно не располагало необходимой информацией о порядке списания продукции в данной ситуации в связи с отсутствием четкого регламентированного порядка учета (списания) коньяка, полученного в потребительской упаковке, в качестве сырья (ингредиента) для производства алкогольной продукции при ведении учета производства и оборота алкогольной продукции через УТМ, что вызывает сомнение в наличии вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
По смыслу изложенных выше норм действующего законодательства в ЕГАИС должны содержаться достоверные сведения и актуальная информация об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ОАО ЛВЗ "Глазовский", осуществляя данную деятельность, обязано было принять все зависящие от него меры для своевременной и достоверной фиксации соответствующих сведений и информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС.
Однако ОАО ЛВЗ "Глазовский" в период с 15.11.2016 по 30.01.2018 в допустило нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно в нарушение п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ, п. 5.4.1 Приложения N 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149, не фиксировало информацию об обороте (списании) алкогольной продукции (коньяка) в ЕГАИС, что повлекло несоответствие фактических остатков алкогольной продукции и зафиксированной в ЕГАИС информации об объемах остатков алкогольной продукции.
Ссылки заявителя на то, что установленный порядок ведения учета производства и оборота алкогольной продукции через УТМ не регламентирует порядок учета (списания) в том виде, каком коньяк использует общество, а также отсутствует подходящее основание для списания продукции в ЕГАИС, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку ОАО "ЛВЗ "Глазовский" имело возможность обратиться за соответствующими разъяснениями в контролирующий орган с целью внесения необходимых сведений в ЕГАИС, однако данным правом не воспользовалось, своевременно не приняло все зависящие от него меры, вследствие чего в ЕГАИС длительное время продолжали оставаться недостоверные сведения об обороте алкогольной продукции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях (бездействии) ОАО ЛВЗ "Глазовский" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО ЛВЗ "Глазовский" извещено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении от 24.04.2018 составлен в присутствии представителя ОАО ЛВЗ "Глазовский" Силуянова А.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2018; постановление о привлечении к административной ответственности от 14.05.2018 вынесено в присутствии представителей ОАО ЛВЗ "Глазовский" Силуянова А.В. действующего на основании доверенности от 01.01.2018 и Чирковой Е.В. действующей на основании доверенности от 01.01.2017.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
Вместе с тем согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела, при отсутствии доказательств существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, принимая во внимание, что ОАО ЛВЗ " Глазовский" 10.05.2018, то есть после проведения проверки, списало спорную продукцию - коньяк по основаниям списания "Иные цели", что подтверждается отчетом об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, суд апелляционной инстанции полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 ноября 2018 года по делу N А71-9038/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9038/2018
Истец: ОАО "Ликероводочный завод "Глазовский"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу