г. Чита |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А58-8539/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя Акционерного общества "Сахатранснефтегаз" Кондрашовой Т.С. (доверенность от 01.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2018 года по делу N А58-8539/2018 (суд первой инстанции - Андреев В.А.),
установил:
Акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ИНН 1435142972, ОГРН 1031402073097, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153, далее - УФАС, административный орган) о признании недействительным пункта 1 решения от 14.06.2018 N 03-55/17А.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" (ИНН 1435116940, ОГРН 1021401066169, далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2018 года по делу N А58-8539/2018 заявленные требования удовлетворены.
УФАС обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 12.01.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), Муниципальное унитарное предприятие "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.12.2013 между АО "Сахатранснефтегаз" (ОАО "Сахатранснефтегаз", заявитель) и МУП "Теплоэнергия" (далее третье лицо) заключен договор N 5Я-1 на поставку природного газа. В соответствии с пунктом 1.1 договора N 5Я-1 на поставку природного газа от 12.12.2013 заявитель (Поставщик) обязуется поставить, а третье лицо (Потребитель) принять и оплатить природный газ для нужд котельных согласно Приложению N 1.
Приложением N 1 к договору N 5Я-1 на поставку природного газа от 12.12.2013 определен план потребления природного газа на 2013 год по котельным МУП "Тёплоэнергия", в том числе по котельным "ЯНИИСХА", "ЯГУ-2", "ДЭУ".
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Якутска от 27.12.2000 N 615-п "О передаче имущества" МУП "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" переданы в том числе следующие объекты недвижимости: котельная "ДЭУ" по адресу: ул. Автодорожная, 1/4, котельная "ЯГУ-2" по ул. Кулаковского, 48/1, котельная "ЯНИИСХА" по ул. Каландаришвили, 7/1. котельная "85 квартал" по ул. Лонгинова, 27/2.
Кроме того, 15.12.2014 между заявителем (поставщик) и третьим лицом (потребитель) заключен договор N 5Я-1 на поставку природного газа. В соответствии с пунктом 2.1 договора N 5Я-2 на поставку природного газа от 15.12.2014 Поставщик обязуется поставить, а Потребитель принять и оплатить природный газ для нужд котельных но адресам: г. Якутск, микр. Марха. с. Табага в количестве, указанном в приложениях N N 1-2.
Приложением N 1 к договору N 5Я-2 на поставку природного газа от 15.12.2014 определен план потребления и стоимости природного газа на 2015 год по котельным МУП "Тёплоэнергия", в том числе на котельные "ОКЦ "Чолбон". "ДЭУ", "Красилышкова, 9", "85 квартал", "50 лет Советской Армии, 53/4", "КРС", "Мелиорация", "Холбос", "Школа Табага", которые принадлежат третьему лицу на вещном праве.
Одним из основных видов деятельности МУП "Теплоэнергия" является производство тепловой энергии (мощности), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, распределение, перераспределение и реализация тепловой энергии, теплоносителя для отопления горячего водоснабжения и других целей, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, воды, по поддержанию резервной тепловой мощности, и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации; подключение к системам теплоснабжения и прочие (п. 3.2 Устава МУП "Теплоэнергия").
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 17.12.2015 N 314 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в 2016 - 2018 годах" установлены тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями ГО "Город Якутск" PC (Я) в 2016-2018 г. г., в том числе и для МУП "Теплоэнергия".
МУП "Теплоэнергия" заключены договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде и горячее водоснабжение, с предприятиями с управляющими организациями, гражданами и иными абонентами, согласно которым МУП "Тёплоэнергия" обязуется поставлять абонентам тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также подавать горячую воду в горячей воде через присоединенную тепловую сеть (в частности, договор N 10020 на поставку тепловой энергии в горячей воде и горячее водоснабжение от 01.07.2014, заключенный между МУП "Теплоэнергия" и управляющей компанией ООО "Север-Строй", договор N 10232 Т на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.03.2016, заключенный между предприятием и управляющей компанией ООО "Кибор"; договор N 10231 Т на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.03.2016, заключенный между предприятием и управляющей компанией ООО "Кибор"; договор N 10231 Г на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.03.2016, заключенный между предприятием и управляющей компанией ООО "Кибор"; договор N10230 Т на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.03.2016, заключенный между предприятием и управляющей компанией ООО "Кибор"; договор N 10232 Г на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.03.2016.
В соответствии условий указанных договоров потребитель обязан оплачивать природный газ в установленные договором сроки.
Расчетным периодом по договору является один месяц. Расчет за газ, используемый в текущем (расчетном) месяце производится в следующем порядке:
- 35 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18 числа текущего месяца;
- 50 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;
- фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае, если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
В соответствии с условиями данных договоров потребитель обязан не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, получить у поставщика счет, счет-фактуру и подписать акт о количестве потребленного газа за истекший месяц. Если потребитель не подписал акт о расходе газа за месяц и не предъявил свои претензии к объему поставленного газа в указанный срок (5 дней), он не вправе в дальнейшем предъявлять претензии к объему поставленного газа. Пи этом, неполучение счета-фактуры и не подписание акта о количестве поставленного газа в указанный срок не продлевает сроки оплаты и не освобождает потребителя от обязанности своевременной оплаты и ответственности за несвоевременную оплату потребленного газа.
Договорами предусмотрено право поставщика прекратить или уменьшить подачу газа в случае задолженности "Потребителя" по оплате за газ за один месяц и более за поставленный газ.
Третье лицо по состоянию на март 2016 года имело задолженность перед заявителем по оплате за поставленный газ (за октябрь 2015 года - январь 2016 года) в размере 257 804 643,86 рублей.
17.03.2016 АО "Сахатрапснефтегаз" направило в адрес МУП "Теплоэнергия" предупреждение о введении ограничения поставки газа N 03-1051, сообщило, что в случае неоплаты указанной задолженности будет произведено ограничение поставки газа на объекты МУП "Теплоэнергия".
22.03.2016 АО "Сахатрапснефтегаз" направило в адрес МУП "Теплоэнергия" письмо N 03-1160 о предоставлении в срок до 23.03.2016 перечня потребителей в разрезе котельных и брони газопотребления по каждой котельной, необходимой для безаварийной работы опасного производственного объекта (Т.3.л.д.75).
22.03.2016 МУП "Теплоэнергия" направило в адрес АО "Сахатранснефтсгаз" письмо N 769 с реестром котельных, предлагаемых к ограничению поставки газоснабжения.
24.03.2016 МУП "Теплоэнергия" направило в адрес ответчика письмо N 770 с просьбой об отмене режима ограничения поставки газа на объекты предприятия в связи с погашением задолженности в январе-марте 2016 года в размере 104,4 млн.руб., и проведением работы по погашению кредиторской задолженности в рамках направленного графика платежей по текущей задолженности и путем согласования графика оплаты с АО "Водоканал" (т.3, л.д.76-78).
24.03.2016 МУП "Теплоэнергия" направило в адрес ответчика письмо N 772 с просьбой об обеспечения режима аварийной (технологической) брони на 30 объектах МУП "Теплоэнергия" (т.3, л.д.79-80).
25.03.2016 АО "Сахатранснефтегаз" направило в адрес МУП Теплоэнергия" извещение о введении ограничения поставки газа N 03-1265 с планом-графиком, в котором указало, что в связи с неоплатой задолженности в размере 257 804 643,86 руб. за октябрь 2015 года - январь 2016 года общество вынуждено с 28.03.2016 произвести ограничение поставки газа на котельных МУП "Теплоэнергия", указав, что в случае непогашения задолженности в течение пяти дней со дня введения ограничения поставки газа АО "Сахатранснефтегаз" вправе прекратить поставку газа до полного погашения задолженности (т.3.л, д.81-83).
26.03.2016 АО "Сахатранснефтегаз" направило в адрес МУП "Теплоэнергия" письма N N 03-1283, 03-1282 о наличии у предприятия задолженности в размере 332 005 940,18 руб. за октябрь 2015 года - февраль 2016 года и указало об ограничении поставки газа с 28 марта 2016 года при неоплате образовавшейся задолженности (т.3, л.д.84,85).
Согласно плану-графику ограничения поставки газа на объекты МУП "Теплоэнергия" ограничению поставки газа подлежали 9 котельных - "ОКЦ "Чолбон", "ДЭУ", "Красильникова, 9", "85 квартал", "50 лет Советской Армии, 53/4", "КРС", "Мелиорация", "Холбос", "Школа Табага" в период с 28.03.2016 по 01.04.2016 с 09 час - мин до 15 час 00 мин.
25.03.2016 МУП "Теплоэнергия" направило обществу письмом N 783 перечень котельных (11 штук), предлагаемых к ограничению поставки газоснабжения ("ДЭУ", "Красильникова, 9", "85 квартал", "50 лет Советской Армии, 53/4", "КРС", "Мелиорация", "Холбос", "Школа Табага", "Радиоцентр", "Хатынг Юряхское шоссе") (т.3, л.д.89).
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа на 9 объектах - котельных МУП "Теплоэнергия": "ОКЦ "Чолбон" (г. Якутск, ул. Хатынг-Юряхское шоссе 10 км), "ДЭУ" (г. Якутск, ул. Автодорожнаяя, 1/4), "Красильникова, 9" (г. Якутск, ул. Красильникова, д. 9), "85 квартал" (г. Якутск, ул. Лонгинова, 27/2), "50 лет Советской Армии, 53/4" (г. Якутск, ул. 50 лет Советской армии, 53/4), "КРС" (г. Якутск, мкр. Марха, ул. Совхозная, 7), "Мелиорация" (г. Якутск, мкр. Марха, ул. Мелиораторов, 1/2), "Холбос" (г. Якутск, мкр. Марха, ул. Комарова, 3), "Школа Табага" (г. Якутск, п. Старая Табага, ул. Лесная, 12).
В материалы дела представлены план-график ограничения поставки газа на объекты МУП "Теплоэнергия" с отметкой о времени начала и окончания ограничения, способа ограничения, согласованный сотрудниками ОРП, АДС, СПГС ГИ АО "Сахатранснефтегаз", а также акты об ограничении и возобновлении поставки газа от 28, 29, 30, 31 марта, 01 апреля 2016 на 9 объектах МУП "Теплоэнергия".
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - 3 котлов, закрытия задвижки перед ГРУ в котельной "Холбос", расположенного по адресу: п. Марха, ул. Комарова, 3 (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 10 час. 45 мин до 16 час 05 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 50 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 40 мин до 15 час 30 мин, акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 09 час 45 мин до 15 час 35 мин. акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 час 50 мин до 15 час 30 мин на основании наряда-задания N 3448 от 28.03.2016).
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - 3 котлов, закрытия крана шарового перед ГРУ в котельной "Мелиорация", расположенного по адресу: п. Марха, ул. Мелиораторов, 1/2 (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 9 час 50 мин до 15 час 40 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 30 мин до 15 час 15 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 25 мин до 15 час 15 мин, акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 09 час 30 мин до 15 час 20 мин, акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 час 30 мин до 15 час 10 мин на основании наряда-задания N 3447 от 28.03.2016).
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - 3 котлов, закрытия задвижки на улице подводящего газопровода в котельной "КРС", расположенного по адресу: мкр. Марха, ул. Совхозная, д. 7 (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 9 час 15 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 15 мин до 15 час 35 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 05 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 09 час 05 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 час 15 мин до 15 час 00 мин на основании наряда-задания N 3446 от 28.03.2016).
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - 3 котлов, закрытия шарового крана, установки заглушки на подводящем газопроводе диаметром 57 в котельной "ОКЦ "Чолбон", расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Хатынг-Юряхское шоссе (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 10 час 00 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 05 мин до 14 час 55 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин па основании наряда-задания N 3441 от 28.03.2016).
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - установки заглушки на подводящем газопроводе в котельной "Красильникова, 9", расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Красильникова, д. 9 (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 10 час 50 мин до 15 час 15 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 19 мин до 15 час 20 мин, акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 10 час 00 мин до 15 час 25 мин, акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 час 13 мин до 15 час 08 мин на основании наряда-задания N 3443 от 28.03.2016).
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - установки заглушки на подводящем газопроводе в котельной "ДЭУ", расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, 1/4 (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 11 час 15 мин до 15 час 30 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 30 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 20 мин, акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 09 час 42 мин до 15 часов 8 минут, акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 часов 30 минут до 15 часов 27 минут на основании наряда-задания N 3442 от 28.03.2016.
В период с 28.03.2016 по 01.04.2018 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - установки заглушки на подводящем газопроводе на фланцевом соединении в котельной "Школа Табага", расположенного по адресу: г. Якутск, п. Старая Табага, ул. Лесная, 12 (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 12 час 10 мин до 16 час 26 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 35 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 20 мин акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 27 мин на основании наряда-задания N 3449 от 28.03.2016).
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - установки заглушки на подводящем газопроводе, закрытия задвижки на подводящем газопроводе в котельной "50 лет Советской Армии, 53/4", расположенного по адресу: г. Якутск, ул. 50 лет Советской армии, 53/4 (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 11 час 40 мин до 16 час 30 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 15 мин до 15 час 35 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин на основании наряда-задания N 3445 от 28.03.2016).
В период с 28.03.2016 по 01.04.2016 АО "Сахатранснефтегаз" ввело ограничение поставки газа путем остановки подачи газа на энергоустановку - установки заглушки на подводящем газопроводе, закрытия крана перед котлом, остановки подачи газа на энергоустановку - 2 котлов в котельной "85 квартал", расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лонгинова, 27/2 (акт об ограничении и о возобновлении поставки газа от 28.03.2016 с 11 час 30 мин до 15 час 20 мин, акт об ограничении поставки газа от 29.03.2016 с 09 час 00 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 30.03.2016 с 09 час 15 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 31.03.2016 с 09 час 10 мин до 15 час 00 мин, акт об ограничении поставки газа от 01.04.2016 с 09 час 05 мин до 15 час 05 мин на основании наряда-задания N 3444 от 28.03.2016).
При этом, МУП "Теплоэнергия" представлен список добросовестных абонентов по девяти котельным на момент ограничения поставки газа с 28.03.2016 по 01.04.2016, включающий в себя 261 добросовестный абонент.
Прокуратурой города Якутска в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) направлено обращение МУП "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" о нарушении АО "Сахатранснефтегаз" (ОАО "Сахатранснефтегаз") Федерального закона "О защите конкуренции" путем прекращения поставки природного газа на котельные "ДЭУ", "ЯНИИСХА", "ЯГУ-2" и создания тем самым угрозы для жизнеобеспечения населения, а также материалы о нарушении АО "Сахатранснефтегаз" антимонопольного законодательства путем ограничения поставки газа в девяти газопотребляющих объектах - котельных МУП "Теплоэнергия", повлекшие прекращение подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилые дома и социально-значимые объекты городского округа "Город Якутск", в том числе добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) в период с 28.03.2016 по 02.04.2016, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО "Сахатранснефтегаз".
Из материалов рассмотрения обращения, представленных материалов прокурорской проверки и обращения следует, что АО "Сахатранснефтегаз" и нарушение антимонопольного законодательства, пунктов 3, 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок) в периоды с 07.04.2015 по 13.04.2015, с 25.03.2015 по 31.03.2015, с 16.04.2015 по 22.04.2015 (котельные "ДЭУ", "ЯНИИСХА", "ЯГУ-2") и с 28.03.2016 по 02.04.2016 (котельные "ОК1 \ "Чолбон", "ДЭУ", "Красилышкова, 9" "85 квартал", "50 лет Советской армии, 53/4", "КРС", "Мелиорация", "Холбос", "Школа Табага") ввело ограничение поставки газа па котельные МУП "Теплоэнергия", прекратив тем самым производство тепловой энергии для горячего водоснабжения и поставку коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома, социальные объекты городского округа "Город "Якутск", в том числе абонентам, добросовестно оплачивающим потребленные топливноэнергетические ресурсы, не предприняв каких-либо действенных мер в целях заключения соглашения, предусмотренного пунктом 6 Порядка и мер по защите нрав добросовестных абонентов топливно-энергетических ресурсов.
На основании обращения МУП "Теплоэнергия" и материалов Прокуратуры г. Якутска, а также информации, полученной в ходе проверки данных обращений, 23.11.2017 Якутским УФАС России возбуждено дело N 03-55/17 А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО "Сахатранснефтегаз" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения представленных в дело материалов Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) принято решение от 04.06.2018 N 03-55/17А, о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому заявитель был признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем совершения действий (бездействия), выразившихся в прекращении поставки природного газа в котельные МУП "Теплоэнергия" с 28 марта 2016 по 01 апреля 2016 года при отсутствии заключенного соглашения в соответствии с требованиями пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1, в непринятии конкретных действенных мер для заключения такого соглашения и защиты прав добросовестных абонентов предприятия, которые привели к нарушению прав МУП "Теплоэнергия", добросовестных абонентов и неопределенною круга лиц ( п.1).
В части совершения АО "Сахатранснефтегаз" действий по прекращению поставки природного газа в котельные МУП "Теплоэнергия" в периоды с 07.04.2015 по 13.04.2015, с 25.03.2015 по 31.03.2015, с 16.04.2015 по 22.04.2015 рассмотрение дела N 03-55/17А о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с истечением срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п.2).
Принято решение о том, что предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения, не выдавать в связи с возобновлением поставки газа (п.3).
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным пункт 1 оспариваемого решения о нарушении обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пришел к выводу о том, что кратковременно ограничивая поставку газа третьему лицу, заявитель действовал в пределах порядка установленного законом, соглашение между ним и третьим лицом в защиты прав добросовестных абонентов МУП "Теплоэнергия" имелось, и в результате чего ограничение поставки газа в период с 28.03.2016 по 01.04.2016 не привело к нарушению прав добросовестных абонентов МУП "Теплоэнергия" и неопределенного круга лиц.
Между тем указанные выводы суда не основаны на нормах права, подлежащих применению в указанный период, а также сделаны вопреки имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Так, сославшись на положения части 1 статьи 5, статьи 10 Закона о защите конкуренции, статью 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30, судом установлено, что заявитель занимает доминирующее положение на розничном рынке поставки природного газа в пределах ГО "Город Якутск". Таким образом, общество при осуществлении деятельности, связанной с поставкой природного газа потребителям, обязано было соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела следует, что АО "Сахатранснефтегаз" занимает доминирующее положение на розничном рынке поставки природного газа в пределах ГО "город Якутск". Наличие у общества доминирующего положения им не оспаривается.
Антимонопольный орган в оспариваемом решении пришел к выводу о том, что ресурсоснабжающие организации, имеющие задолженность за поставленные энергоресурсы, обязаны обеспечить подачу энергоресурсов добросовестным потребителям, в том числе путем достижения соответствующих соглашений с газоснабжающими организациями. Учитывая, что обязанность по заключению таких соглашений носит взаимный характер, газоснабжающие организации обязаны принимать меры к согласованию лимитов поставки энергоресурсов, обеспечивая тем самым исполнение теплоснабжающими организациями своих обязательств перед конечными потребителями, не имеющими задолженности по оплате оказанных услуг.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что хотя у заявителя имелись правовые основания для ограничения поставки газа третьему лицу в связи с наличием подтвержденной задолженности по оплате ресурса за прошлые периоды, однако заявитель не имел право осуществлять данные действия без заключения соответствующего соглашения с третьим лицом и не принял конкретные действенные меры для заключения такого соглашения в целях защиты прав добросовестных абонентов МУП "Теплоэнергия" и неопределенного круга лиц.
Не соглашаясь с позицией антимонопольного органа, суд первой инстанции с учетом положений статей 539 - 547, пункта 2 статьи 548 ГК РФ, статьи 25 Закона о газоснабжении), пункта 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, исходил из того, что газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставки газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по его оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации. Положения действующего законодательства, не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям в том случае, если такими организациями-потребителями являются юридические лица.
С учетом указанного применительно к подпункту "е" пункта 2, пунктам 11, 12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245, суд первой инстанции, исходя из того, что нормативно не установлена форма, в которой должны быть оформлены соглашения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем, тогда как требование к достижению соглашения в данном вопросе должно привести к возможности согласованных действия обоих сторон для предотвращения нарушения прав конечных добросовестных потребителей коммунальных услуг, установил, что, соблюдая установленный порядок действий, заявитель заблаговременно сообщил третьему лицу факте ограничения на конкретных объектах (9 объектов третьего лица) и просил принять последнего меры по обеспечению прав конечных потребителей, связанных с предстоящим ограничением поставки газа. Третье лицо письменно согласовало возможность ограничения на указанных объектах ограничение поставки газа и, зная о предстоящем ограничении поставки газа предприняло действия по обеспечению коммунальных услуг потребителей за счет использования на котельных альтернативного топлива (уголь, дизельное топливо). Результатом данных действий третьего лица стало отсутствие жалоб со стороны потребителей коммунального ресурса (за исключением двух потребителей, которым по их заявлением сделан перерасчет оплаты коммунальных услуг оказанных с отклонением от установленного законом норматива).
Между тем, Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245, к рассматриваемым правоотношениям не применимы, поскольку в спорный период действовал Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1, нарушение пункта 6 которого и вменяется антимонопольным органом (далее - Порядок N 1).
В соответствии со статьей 25 Закона о газоснабжении на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка N 1 (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Между тем, вопреки утверждению суда, такое соглашение заключено не было, в материалы дела оно не представлено.
Ссылка представителя общества на письмо АО "Сахатранснефтегаз" от 22.03.2016 N 03-1160 указанного также не подтверждает, поскольку заявитель запросил у третьего лица лишь список потребителей в разрезе котельных и броню газопотребления по каждой котельной для обеспечения безаварийной работы опасного производственного объекта (т.3 л.д.75).
Довод представителя общества о заключении соглашения в устной форме ничем не подтверждается. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу специфики такого соглашения с учетом обширного перечня добросовестных абонентов, такое соглашение заключить в устной форме объективно не возможно.
При этом бездействие третьего лица в части непринятия мер по заключению соглашения не исключает ответственности заявителя и не может являться основанием для прекращения поставки газа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Вывод суда о том, что третье лицо предприняло действия по обеспечению коммунальных услуг потребителей за счет использования на котельных альтернативного топлива (уголь, дизельное топливо) не соответствует фактическим обстоятельствам.
Антимонопольным органом установлено и не опровергнуто заявителем, что в периоды ограничения поставки газа в 2016 году котельные третьего лица не работали, запуск котельных на аварийное (резервное) топливо во время ограничения поставки газа не был произведен, сжигания аварийного топлива (дизельного топлива, угла) не было. Броня газопотребления договором на поставку газа N 5Я-2 от 15.12.2014 не предусмотрена. На момент ограничения поставки газа на теплоисточниках резервного запаса топлива в емкостях не было. Расхода резервного (аварийного) топлива нет, так как в периоды ограничения поставки природного газа перевод работы теплоисточников на дизельное топливо, твердое топливо (уголь) не производился (письмо МУП "Теплоэнергия" от 28.05.2018 исх.N 1382).
Следовательно, как обоснованно указывает антимонопольный орган, в результате ограничения поставки газа на котельные МУП "Теплоэнергия" создалась угроза прекращения поставки коммунального ресурса - тепловой энергии добросовестным потребителям третьего лица.
Более того, антимонопольный орган ссылается на наличие жалоб потребителей о поставке коммунального ресурса с отклонением от установленного пунктом 15 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 норматива, что заявителем никак не опровергнуто и, следовательно, должно быть квалифицировано как нарушение прав добросовестных абонентов.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Прекращение поставки газа (топлива) ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения. Пунктом 121 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Таким образом, прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организацией и, как следствие, лишение предприятия возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
Указанный вывод соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации о применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции в указанной ситуации (Определение от 11.06.2015 N 308-КГ15-2046).
В настоящем случае антимонопольному органу достаточно было доказать, что в результате ограничения поставки газа интересы третьих лиц могли быть ущемлены, то есть в предмет доказывания настоящего дела входило установление подлежащих защите интересов третьих лиц (добросовестных абонентов) и возможное влияние прекращения поставки газа на указанные интересы, что и установлено судом апелляционной инстанции с учетом представленных антимонопольным органом в материалы дела доказательств.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности антимонопольным органом факта нарушения обществом установленного Законом о защите конкуренции запрета и обоснованности пункта 1 оспариваемого решения антимонопольного органа.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу пунктов 1, 2 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2018 года по делу N А58-8539/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8539/2018
Истец: АО "Сахатранснефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: МУП "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" Городского округа "Город Якутск"