г. Чита |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А58-7507/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнергия" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2018 года по делу N А58-7507/2018 по заявлению акционерного общества "Теплоэнергия" (ОГРН 1181447006069, ИНН 1435332211) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным предписания N 08-02-172-18 от 26.06.2018,
(суд первой инстанции: судья Кайдаш Н.И.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
акционерное общество "Теплоэнергия" (далее - заявитель, общество или АО "Теплоэнергия") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее также - Управление) с заявлением о признании недействительным и отмене предписания N 08-02-172-18-Л от 26.06.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции пришёл к выводу о законности оспариваемого предписания.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
Управление письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 30 января 2019 года был объявлен перерыв до 10 часов 45 минут 01 февраля 2019 года, а в судебном заседании 01 февраля 2019 года - до 12 часов 30 минут 04 февраля 2019 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа от 24.05.2018 N 01-09-1496-18 Управлением проведена внеплановая документарная проверка АО "Теплоэнергия", на основании обращения Билле М.А. с жалобой на то, что обществом нарушаются обязательные требования в части не опубликования в сети "Интернет" на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства информации об индивидуальных приборах учета, установленных в квартире, расположенной по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, д. 37/1, лицевом счете, присвоенном данному жилому помещению, о платежных документах.
По результатам проверки составлен акт от 26.06.2018 N 08-01-629-18-Ж, согласно которому установлено, что АО "Теплоэнергия", осуществляющее поставку ресурсов необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, не разместило на официальном сайте государственной информационной системе жилищнокоммунального хозяйства в сети "Интернет" по адресу: www.dom.gosuslugi.ru: информацию о лицевом счете; сведения об установленных индивидуальных приборах учета, установленных в квартире; сведения о состоянии расчетов потребителя.
На основании указанного акта 26.06.2018 Управлением в отношении общества вынесено предписание N 08-02-172-18, которым выявлены факты несоблюдения обществом требований Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ), а также Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ N 74/114/пр).
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования администрации удовлетворению не подлежат.
Оспариваемым предписанием на АО "Теплоэнегрия" возложена обязанность в срок до 01.08.2018 разместить информацию по квартире, расположенной в доме по адресу: РС (Я) г. Якутск, ул. Билибина, д. 37/1, в соответствии с действующим законодательством в объеме, предусмотренным Приказом N 74-114/пр.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регламентированы Законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ.
Законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ предусмотрено создание ГИС ЖКХ - единой федеральной централизованной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В соответствии с Законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ субъектами, размещающими информацию в системе, именуемыми поставщиками информации, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Такими поставщиками информации являются, в том числе, лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющие коммунальные услуги.
Виды информации, обязательной для размещения в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, предусмотрены пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ.
В силу пунктов 2, 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом, в системе, а также адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ утверждены Приказом N 74/114/пр.
Согласно пунктам 2.1.18, 3.3, 5.2 Раздела 8 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома подлежит информация:
- о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме, жилых домов, по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению);
- об установленных индивидуальных приборах учета в жилых, нежилых помещениях в многоквартирном доме, жилом доме (домовладении), общих (квартирных) и комнатных приборах учета;
- о состоянии расчетов потребителей (собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения)) с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг.
Мероприятиями проведенными Управлением, установлено, что в нарушение приведенных требований раздела 8 Приказа N 74/114/пр АО "Теплоэнергия", осуществляющее поставку коммунальных ресурсов для потребителей, не обеспечило размещение в ГИС ЖКХ указанных сведений.
Суд правомерно отклонен как необоснованный довод АО "Теплоэнергия" о том, что в период проведения проверки у общества отсутствовала техническая возможность, что произошел сбой данных при синхронизации с системой ФИАС в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица - с МУП "Теплоэнергия" на АО "Теплоэнергия" и изменением ИНН, ОГРН предприятия. Технические особенности размещения информации в ГИС ЖКХ, в том числе затрудняющие процесс такого размещения, не освобождают АО "Теплоэнергия" как поставщика информации от обязанности обеспечить соблюдение требований Закона от 21.04.2014 N 209-ФЗ и Приказа N 74/114/пр и создают необходимость в принятии всех возможных мер по заполнению системы.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ поставщики информации обязаны с 01.07.2017 размещать в системе информацию, предусмотренную указанным Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная, в том числе, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ресурсоснабжающими организациями требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Таким образом, Управление наделено полномочиями на проведение мероприятий по контролю за соблюдением ресурсоснабжающими организациями требований Закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ и Приказа N 74/114/пр и на принятие мер по пресечению выявленных нарушений.
Оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям Закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ и Приказа N 74/114/пр.
Оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает права и охраняемые законом интересы АО "Теплоэнергия" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на общество обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2018 года по делу N А58-7507/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7507/2018
Истец: АО "Теплоэнергия"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)