г. Чита |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А78-15128/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Ошировой Л.В., Мациборы А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Филатовой Г.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 декабря 2018 года по делу N А78-15128/2018 по иску акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения" (ОГРН 1057536112633 ИНН 7536064538, адрес: 672000, г. Чита, ул. Забайкальского рабочего, 63) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889 ИНН 7729314745, адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, 2Б) о взыскании 456843,97 руб. (суд первой инстанции: Шеретеко Н.Ю.)
представители лиц участвующих в деле в судебное заседание не явились, извещены
установил:
акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищнокоммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 454910,60 руб. по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 10.01.2018 г. N 6860 за август 2018 г., неустойки в размере 1933,37 руб. за период с 11.09.2018 г. по 27.09.2018 г. с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Определением суда от 03.10.2018 г. рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Определением суда от 12.11.2018 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что истцом при определении объема водопотребления неправомерно применен п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776. Расчет должен производиться согласно п. 17 этих же правил методом расчетного среднемесячного количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора чета за последний год.
Суд неправомерно не освободил федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны РФ от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ. Исходя из изложенного, заявитель апелляционной жалобы мотивированно убежден в ошибочности вывода суда первой инстанции, в части правомерности применения порядка расчета и взыскания, с ответчика в пользу истца госпошлины в заявленном истцом размере.
Лицами, участвующим в деле отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (АО "Водоканал-Чита) и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны РФ (абонент) подписан государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 6860 от 10.01.2018 г. с указанием на наличие протокола разногласий, который в материалы дела сторонами не представлен.
К контракту сторонами согласован и подписан перечень объектов (приложениеN 1).
АО "Водоканал-Чита" в спорный период осуществлял подачу через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду на объекты по ул.Бутина,33; по ул.Полковой проезд,6 и Дивизионная,18 в г. Чите.
За август 2018 г. истцом к оплате предъявлены счета-фактуры N Ю36557 от 31.08.2018 г. на сумму 334042,11 руб., N Ю36558 от 31.08.2018 г. на сумму 92729,10 руб. и N Ю36559 от 31.08.2018 г. на сумму 28139,39 руб. по тарифу, установленному приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 556-НПА от 13.12.2017 г.
По расчету истца объем водопотребления по указанным объектам определен по п. 16 Правил N 776.
Неоплата потребленного ресурса явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из их обоснованности, как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ст.548 Гражданского кодекса РФ правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть.
В соответствии со ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ или изменение условий договора не допускается (ст. 310 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, согласно акту осмотра водомерного узла от 03.05.2018 г. по объекту ул.Бутина,33 по заявке ответчика были демонтированы пломбы с обводной задвижки водомера для проверки водомера в ЦСМ. Новый прибор учета на данном объекте введен в эксплуатацию по акту от 21.08.2018 г.
По акту осмотра водомерного узла от 25.07.2017 г. на объекте Полковой проезд,6 установлено, что истек срок поверки прибора учета и нарушена пломба, и по акту от 08.05.2018 г. на объекте по ул. Дивизионная, 18 по заявке ответчика были демонтированы пломбы с водомера в связи с окончанием срока межповерочного интервала.
По состоянию на 31.08.2018 г. по истечении 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета, в том числе проведение поверки после истечения межповерочного интервала, учет на спорных объектах обеспечен не был.
По расчету истца объем водопотребления по указанным объектам определен по п.16 Правил N 776.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона о водоснабжении коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.
Согласно части 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в случае неисправности прибора учета; при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды; установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной холодной воды; установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении целостности пломб и нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 3 Правила N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
В пункте 49 Правил N 776 указано, что узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях нарушения контрольных пломб или знаков поверки; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно п. 50 Правил N 776 лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении.
В соответствии с ч.10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, п.14, 22 Правил N776 осуществление коммерческого учета расчетным способом производится при отсутствии прибора учета, в том числе в случае неисправности прибора учета.
В силу пункта 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяются: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды; г) метод суммирования объемов воды.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 776 метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета.
Поскольку по состоянию на 31.08.2018 г. по истечении 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета, в том числе проведение поверки после истечения межповерочного интервала, учет на спорных объектах обеспечен не был, АО "Водоканал-Чита" правомерно рассчитало объемы по спорным объектам за август 2018 согласно п.16 Правил N 776.
Доводы апеллянта на применение при расчетах п.17 Правил N 776 подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку метод расчетного среднемесячного количества поданной воды, используемого на основании показаний приборов учета за последний год, применяется в случае установления факта неисправности такого прибора учета или демонтажа прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой но не более чем в течение 60 дней после установления факта неисправности прибора учета.
Доказательства позволяющие при расчете применить указанный пункт, в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в заявленном размере.
В связи с несвоевременной оплатой за август 2018 г. на сумму долга истцом начислена неустойка в размере 1933, 37 руб. за период с 11.09.2018 по 27.09.2017 с последующим начислением, начиная с 28.09.2018 г. по день фактической оплаты основного долга.
В соответствии со ст.330 Гражданского кодекса РФ в случае просрочки исполнения обязательства должник обязан уплатить неустойку, предусмотренную законом или договором.
В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24.03.2016 г. указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку).
В связи с нарушением ответчиком обязательств по оплате истцом начислена неустойка по п.6.4 статей 13 и 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ.
На основании пунктов 6.4 статей 13 и 14 Закона N 416-ФЗ управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
При взыскании суммы неустоек (пеней) в случае просрочки исполнения обязательства по оплате электроэнергии в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения, и при присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения (Обзор судебной практики Верховного суда РФ N 3 (2016).
В соответствии с п.65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. N 7 по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса РФ истец вправе требовать присуждения
неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
По расчету истца на сумму долга за август 2018 г. начислена неустойка в размере действующей ключевой ставки 7,5%, что за период с 11.09.2018 г. по 27.09.2018 г. составляет 1933,37 руб.
Расчет судом проверен, признан верным, в связи, с чем требования о взыскании пени правомерно удовлетворены.
С учетом результатов рассмотрения дела и положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы истца по уплате государственной пошлины судом правомерно отнесены на ответчика.
Доводы апеллянта о том, что суд неправомерно не освободил федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны РФ от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ подлежат отклонению, как несостоятельные поскольку законодательством не предусмотрено освобождение стороны от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
При подаче апелляционной жалобы ответчик заявил ходатайство об освобождении его от уплаты государственной пошлины, рассмотрев которое апелляционный суд приходит к выводу о его удовлетворении в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в том случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), установлено, что, являясь федеральным органом исполнительной власти, оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне), Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны Российской Федерации, выполняют задачи в области обороны. Согласно статье 11.1 Закона об обороне управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
Пунктом 8 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в перечень органов военного управления ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждением (приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.08.2016 N 520), внесены изменения путем дополнения пунктом следующего содержания: "76 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации".
Основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации).
Соответственно, обладая статусом органа военного управления, и входящего в структуру Министерства обороны Российской Федерации, а также являясь ответчиком по рассматриваемому делу, учреждение является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Таким образом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Освободить федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 декабря 2018 года по делу N А78-15128/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
Л.В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-15128/2018
Истец: АО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ГОРОДА ЧИТЫ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ