г. Пермь |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А60-36522/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Вараксы Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273 ОГРН 1106670035834) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588) - Борисов А.В., паспорт, доверенность от 21.01.2019, Раевская А.А., паспорт, доверенность от 21.01.2019:
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Департамента лесного хозяйства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2018 года
по делу N А60-36522/2018,
принятое судьей Киселевым Ю.К.
по заявлению Департамента лесного хозяйства Свердловской области
к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу
о признании недействительным предписания,
установил:
Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - заявитель, Департамент области) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Департамент округа) от 27.03.2018 N 05/1086 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции от 16.10.2018, принятое по настоящему делу, отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель считает, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств по делу и неправильном применении норм материального права. Департамент лесного хозяйства Свердловской области настаивает на том, что оспоренное предписание незаконно и необоснованно, нарушает права заявителя, а также возлагает на него обязанности, которые противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации. Так, заявитель отмечает, что пункт 1 предписания от 27.03.2018 N 05/1086 в целом противоречит действующему законодательству РФ, требования абзаца 3 пункта 1 предписания фактически исполнены, требования пункта 2 предписания в настоящее время являются неактуальными, требования, изложенные в пункте 3 предписания, считает незаконными, поскольку количество летных часов определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно в соответствии с планом-графиком.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит обжалуемое заявителем решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными, а заявленные требования незаконными и необоснованными.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица поддержали доводы письменного отзыва.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом округа в период с 19.03.2018 по 23.03.2018 на основании приказа от 15.03.2018 N 100 проведена внеплановая выездная проверка Департамента области по вопросу обеспечения готовности к пожароопасному сезону 2018 года. Результаты проверки отражены в акте от 23.03.2018 N 02-отр.
По результатам проверки Департамент округа выдал Департаменту области предписание от 27.03.2018 N 05/1086, которым обязал Департамент области в срок до 15.04.2018:
1) привести планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Свердловской области на пожароопасный сезон 2018 года в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, внести в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Свердловской области следующую информацию:
- порядок привлечения и использования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах, с учетом режимов повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, с учетом местных условий;
- мероприятия по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий, указать место проведения (не указано лесничество, квартал, выдел, имеющий общую границу с указанными территориями), в графе 2 "Вид мероприятия" указать: противопожарное обустройство лесов и населенных пунктов, процедуру межведомственного взаимодействия;
- мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда. Во второй графе указываются меры: мероприятия по проведению противопожарного обустройства лесов и населенных пунктов, профилактических выжиганий, в области координации межведомственного взаимодействия;
- порядок привлечения аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств (численность, состав и наименование пожарной техники, снаряжения и инвентаря при разных уровнях пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий), регламент привлечения дополнительных сил и средств, с учетом классов пожарной опасности при повышении режимов готовности РСЧС, при наращивании сил и средств;
2) привести Сводный план тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на пожароопасный сезон 2018 года в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, внести в сводный план тушения лесных пожаров на территории Свердловской области следующую информацию:
- в пункте 1 раздела II "Мероприятия по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры", указать информацию о мерах по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами и лесопарками, а также о мерах по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках;
- в пункте 5 раздела III "Перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, порядок привлечения и использования таких средств, в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах" предусмотреть и указать необходимое количество лесопожарных формирований, их сотрудников, снаряжения, инвентаря, техники и оборудования при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) с учетом режимов повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации и местных условий;
- в разделе IV "Перечень органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, оказывающих содействие' в тушении лесных пожаров" в графе 3 "вид содействия, его объем" указать объем для всех мероприятий;
3) в целях обеспечения расчетной кратности авиационного патрулирования, при проведении авиационного мониторинга на землях лесного фонда Свердловской области в 2018 году дополнительно заключить государственные контракты на 1258 летных часов.
Не согласившись с указанным предписанием, Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания от 27.03.2018 N 05/1086 незаконным.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей заинтересованного лица, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (части 1, 2, 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
Согласно части 7 статьи 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В силу частей 1, 3, 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 названного Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; иные мероприятия.
Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 установлены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы (далее - Правила N 377), согласно пункту 2 которых планы разрабатываются и утверждаются, в том числе, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Согласно пунктам 5, 6, 7, 8 Правил N 377 план состоит из текстовой и графической частей. В текстовой части плана содержится общая характеристика лесов на территории лесничества (лесопарка), информация о мерах противопожарного обустройства лесов, об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
При этом в плане устанавливаются: перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; иные мероприятия, определяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 данных Правил, с учетом Правил пожарной безопасности в лесах.
Графическая часть плана состоит из карт-схем противопожарного обустройства лесов, маршрутов наземного патрулирования лесов и авиационного патрулирования лесов. Указанные карты-схемы составляются на основании планово-картографических материалов лесоустройства, лесохозяйственных регламентов, материалов землеустройства, инвентаризации земель. На таких картах-схемах отображаются границы муниципальных образований, лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, а также местоположение линейных объектов и населенных пунктов. На картах-схемах противопожарного обустройства лесов кроме указанной информации отмечается месторасположение имеющихся и планируемых объектов противопожарного обустройства, предусмотренных частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. План утверждается на один календарный год не позднее 1 февраля соответствующего года.
Согласно пункту 25 Методических указаний в пункте 4 раздела V Плана указываются мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий. В колонке "Вид мероприятия" указываются: противопожарное обустройство лесов и населенных пунктов, профилактические выжигания, процедуры межведомственного взаимодействия.
В силу пункта 26 Методических указаний в пункте 5 раздела V Плана указываются мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда. Во второй графе указываются меры: мероприятия по проведению противопожарного обустройства лесов и населенных пунктов, профилактических выжиганий, в области координации межведомственного взаимодействия.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки заявителем был представлен план тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на 2018 год.
При проверке данных планов тушения лесных пожаров на 2018 год заинтересованным лицом установлено отсутствие в названном плане порядка привлечения и использования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах, с учетом режимов повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, с учетом местных условий; не указаны сведения о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий; не указана процедура межведомственного взаимодействия (отсутствует порядок и регламент взаимодействия); не указан порядок привлечения аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств (численность, состав и наименование пожарной техники, снаряжения и инвентаря при разных уровнях пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий), регламент привлечения дополнительных сил и средств, с учетом классов пожарной опасности при повышении режимов готовности РСЧС, при наращивании сил и средств.
С учетом отсутствия в планах необходимого объема обязательных мероприятий, предусмотренных Правилами N 378 и Правилами N 377, представленные заявителем планы тушения пожаров лесничеств Свердловской области на 2018 год обоснованно признаны заинтересованным лицом неполными, не отвечающими требованиям законодательства, соблюдение которых является критериями определения готовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что пункт 1 предписания противоречит действующему законодательству РФ, суд апелляционной инстанции, повторно в соответствии с положениями статей 71 и 268 АПК РФ изучив представленные в дело доказательства, находит верным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 1 предписания является законным.
Действительно, во исполнение пункта 1 предписания Департаментом лесного хозяйства Свердловской области представлен Порядок и регламент привлечения лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах, с учетом режимов повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, с учетом местных условий (приложение к акту проверки от 07.05.2018 N 29-пр).
Однако представленный документ не подписан и не утвержден, отсутствуют сведения о его включении в Сводный план тушения пожаров на территории Свердловской области.
Соответствующие доводы жалобы о том, что требования абзаца 3 пункта 1 предписания фактически заявителем исполнены, отклоняются как необоснованные.
Пунктом 2 предписания заявителю предписано привести Сводный план тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на пожароопасный сезон 2018 года в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, Департамент области, в том числе указал, что в настоящее время требования данного пункта являются неактуальными в связи с устранением выявленных замечаний.
Указанные доводы поддержаны и в апелляционной жалобе.
Однако и данные доводы заявителя суд апелляционной инстанции находит необоснованными.
Так, согласно подпункту "д" пункта 5 Правил N 378 в текстовой части сводного плана содержится общая характеристика лесов на территории субъекта Российской Федерации (включая сведения о распределении лесов по классам природной пожарной опасности лесов) и указываются в том числе иные мероприятия, содержащиеся в планах тушения лесных пожаров, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 378 сводный план разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в целях: а) оптимизации определения мест размещения и привлечения лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации; б)повышения эффективности привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения лесных пожаров; в) координации мероприятий по тушению лесных пожаров, возникающих на землях лесного фонда и землях иных категорий; г)недопущения распространения лесных пожаров на земли населенных пунктов и земли иных категорий, а также недопущения возникновения лесных пожаров из-за пожаров, возникших на землях населенных пунктов и землях иных категорий; д) обеспечения создания резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 г. N 378) в текстовой части сводного плана содержится общая характеристика лесов на территории субъекта Российской Федерации (включая сведения о распределении лесов по классам природной пожарной опасности лесов) и указываются в том числе перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
Департаментом округа установлено, что в Сводном плане тушения (пункте 1 раздела II) отсутствует информация об общих границах с лесничествами, а именно не указано местоположение конкретных лесничеств (наименование участкового лесничества, номера кварталов, выделов), граничащих с землями и земельными участками иных категорий.
Без указания местоположения конкретных лесничеств (наименование участкового лесничества, номера кварталов, выделов), граничащих с землями и земельными участками иных категорий в пункте 1 раздела II Сводного плана тушения цель разработки Сводного плана тушения (недопущение распространения лесных пожаров на земли населенных пунктов и земли иных категорий, а также недопущения возникновения лесных пожаров из-за пожаров, возникших на землях населенных пунктов и землях иных категорий) не будет достигнута. Отсутствие данных сведений в Сводном плане тушения подтверждается Актом проверки( стр. 43-44 акта), заявителем не опровергнуто.
Кроме того, выявлено отсутствие порядка и регламента привлечения и использования лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных юридических лиц, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров в зависимости от уровня пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий. В представленном при проведении проверки Сводном плане тушения лесных пожаров на 2018 г. на территории Свердловской области объем содействия указан не для всех мероприятий.
При таких обстоятельствах заинтересованное лицо пришло к обоснованному выводу о несоответствии Сводного плана требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Во исполнения предписания Департаментом лесного хозяйства Свердловской области была представлена доработанная (отредактированная) таблица "Мероприятия по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры" (приложение к акту проверки от 07.05.2018 N 29-пр), содержащая информацию о местоположении конкретных лесничеств (наименование участкового лесничества, номера кварталов, выделов), граничащих с землями и земельными участками иных категорий.
Однако представленные Департаментом области мероприятия по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры не подписаны (не согласованы), информация по их внесению в пункт 1 раздела II Сводного плана тушения в Департамент округа не предоставлена.
Кроме того, следует отметить, что факт устранения выявленных нарушений не является основанием для признания в соответствующей части предписания недействительным.
В соответствии с пунктом 3 предписания заявителю в целях обеспечения расчетной кратности авиационного патрулирования, при проведении авиационного мониторинга на землях лесного фонда Свердловской области в 2018 году предписано дополнительно заключить государственные контракты на 1258 летных часов.
Обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, Департамент области, в том числе указал, что количество летных часов определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно в соответствии с планом-графиком.
Указанные доводы поддержаны и в апелляционной жалобе.
Признавая законным, в том числе пункт 3 предписания от 27.03.2018 N 05/1086 об устранении выявленных нарушений, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочие по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Охрана лесов включает в себя осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Авиационные работы по охране лесов согласно части 1 статьи 57 ЛК РФ включают в себя, в том числе: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.11.2016 N 597 (далее - Порядок) в соответствии с частью 2 статьи 57 ЛК РФ.
Организация авиационных работ по охране лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса на организацию охраны лесов, включая осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах (п. 3 Порядка).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 17 Порядка При организации авиационных работ по охране лесов от пожаров в части авиационного патрулирования и тушения лесных пожаров уполномоченные органы устанавливают необходимое количество и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих лесоавиационные работы, возможности использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительную потребность в оборудовании посадочных площадок, маршруты авиационного патрулирования лесов и кратность авиационного патрулирования лесов, сроки начала и окончания авиационного патрулирования лесов, численность авиапожарных команд и количество летчиков-наблюдателей, другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ.
Следовательно, ответственным лицом по организации лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров является уполномоченный в области лесных отношений орган исполнительной власти - Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Согласно пункту 11 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, авиационное патрулирование осуществляется с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров: а) при I классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, в случае наличия в зоне лесоавиационных работ действующих лесных пожаров - один раз в сутки; б) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - один раз в двое суток, а при наличии действующих лесных пожаров - не менее одного раза в сутки; в) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - один раз в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - два раза в сутки; г) при IV и V классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - два раза в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - три раза в сутки.
Судами установлено, что в результате анализа расчетов кратности авиационною патрулирования и объема налета часов на территории автономного округа в 2018 году, для выполнения расчетной кратности авиационного патрулирования лесов необходимо 1526 летных часов.
Следовательно, летные часы в количестве 268 часов в соответствии с заключенными государственными контрактами являются недостаточными для обеспечения эффективного авиационного мониторинга на землях лесного фонда Свердловской области. Недостаток составляет 1258 летных часов. Таким образом, законность п. 3 предписания также доказана заинтересованным лицом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что рассмотрение вопросов, связанных со снятием предписания с исполнения относится к полномочиям органа исполнительной власти, выдавшего предписание, а не к полномочиям арбитражного суда.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы фактически дублируют доводы, изложенные им в заявлении о признании предписания от 27.03.2018 N 05/1086 недействительным. Данные доводы были известны суду и им дана надлежащая правовая оценка. Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, влекущих необходимость отмены обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно. Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств и для изменения правовых выводов апелляционный суд не усматривает.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2018 года по делу N А60-36522/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36522/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ