г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А56-9773/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.
при участии:
от истца: до перерыва: Конева М.в. (доверенность от 06.11.2018), после перерыва: Колганова К.И. (доверенность от 17.09.2018)
от ответчика: Банников А.В. (доверенность от 19.12.2018)
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медико-хирургический центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33763/2018) Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2018 по делу N А56-9773/2018 (судья Кротов С.М.), принятое
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"
о взыскании,
установил:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный медико-хирургический центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 1 050 000 руб. неустойки за нарушение охранного обязательства в виде штрафа, обязании выполнить работы по приведению заполнений оконных проемов зданий, реставрации помещения лестничной клетки, лестниц, ремонту и реставрации ограды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет".
Определением от 05.07.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медико-хирургический центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации на Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Университет).
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 1 050 000 руб. неустойки за нарушение охранного обязательства в виде штрафа, обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по приведению заполнений оконных проемов зданий, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А, Б, к цветовому единообразию с сохранением исторического рисунка расстекловки в соответствии с предметом охраны, утвержденным распоряжением КГИОП от 14.09.2017 N 434-р; в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по реставрации помещения лестничной клетки здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. Б; в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по реставрации лестниц и помещений лестничных клеток зданий, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. В, Г; в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации ограды, расположенной на территории объекта культурного наследия регионального значения "Крестовоздвиженская община сестер милосердия", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А, Б, В, Г.
Решением от 24.10.2018 суд обязал Университет в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по приведению заполнений оконных проемов зданий, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А, Б, к цветовому единообразию с сохранением исторического рисунка расстекловки в соответствии с предметом охраны, утвержденным распоряжением КГИОП от 14.09.2017 N 434-р, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по реставрации помещения лестничной клетки здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. Б., в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по реставрации лестниц и помещений лестничных клеток зданий, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. В, Г, в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации ограды, расположенной на территории объекта культурного наследия регионального значения "Крестовоздвиженская община сестер милосердия", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А, Б, В, Г, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе КГИОП, считая решение в части отказа во взыскании неустойки незаконным и необоснованным, просит решение в указанной части отменить, иск удовлетворить в полном объеме, указывая, что действующее законодательство не освобождает правопреемника от ответственности правопредшественника за нарушение обязательства.
Университет возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (госорган) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный медико-хирургический центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (пользователь) заключено охранное обязательство от 01.08.2013 N 12049 (далее - охранное обязательство) по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения "Крестовоздвиженская община сестер милосердия" в следующем составе:
- здания, являющиеся частью объекта культурного наследия регионального значения "Главное здание по наб. р. Фонтанки", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. Б, В, Г (далее - Памятник);
- здание, являющееся объектом культурного наследия регионального значения "3 флигеля", расположенное по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А (далее - Памятник);
- земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А.
Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) на основании решения Малого Совета Санкт-Петербургского горсовета от 07.09.1993 N 327.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 года N 184-р ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России реорганизовано в форме выделения из него филиала - Санкт-Петербургского клинического комплекса федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации с образованием на его основе федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
27.02.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица: федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН 7801274408).
В соответствии с передаточным актом от 01.06.2015, утвержденным Заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяном 21.07.2015, объекты недвижимого имущества, указанные в исковом заявлении КГИОП, были переданы ФГБУ "СПМЦ" Минздрава России.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ ФГБУ "СПМЦ" Минздрава России прекратило свою деятельность 19.01.2018 путем реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (СПБГУ) (ИНН 7801002274).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73) и на основании задания КГИОП от 25.12.2017 N б/н истцом произведено мероприятие по систематическому контролю за исполнением требований охранного обязательства, в ходе которого осмотрен объект культурного наследия регионального значения "Крестовоздвиженская община сестер милосердия", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А, Б, В, Г, в результате которого установлено, что на здании, являющемся частью объекта культурного наследия регионального значения "3 флигеля" (лит. А), в отсутствие согласованной КГИОП документации и разрешения КГИОП выполнены работы по окраске оконных проемов в колер, не согласованный с КГИОП; на здании, являющемся частью объекта культурного наследия регионального значения "Главное здание по наб. р. Фонтанки" (лит. Б), выполнены следующие работы (в отсутствие разрешения КГИОП): работы по окраске заполнений оконных проемов; работы по косметическому ремонту помещения лестничной клетки; работы по окраске металлопластиковых оконных заполнений белого цвета (в отсутствие согласованной КГИОП документации и разрешения КГИОП); на здании, являющемся частью объекта культурного наследия регионального значения "Главное здание по наб. р. Фонтанки" (лит. В), в отсутствие разрешения КГИОП выполнены работы по косметическому ремонту лестницы и помещения лестницы; на здании, являющемся частью объекта культурного наследия регионального значения "Главное здание по наб. р. Фонтанки" (лит. Г), в отсутствие разрешения КГИОП выполнены работы по косметическому ремонту лестницы и помещения лестницы, зафиксировано неудовлетворительное техническое состояние ограды, расположенной на территории Памятника, выявлены многочисленные разрушения отделки (деструкция красочного слоя, штукатурки), разрушение кирпичной кладки с выветриванием шовного раствора и деструкцией кирпича, известняк основания ограды также имеет многочисленные деструкции (трещины, утраты, выветривания шовного раствора), металлические элементы также имеют отклонения от нормативного технического состояния: геометрия рисунка нарушена, материал коррозирован, красочный слой нарушен, о чем составлен акт от 25.12.2017.
Пунктом 2.3 охранного обязательства предусмотрена обязанность собственника приступать к выполнению работ по сохранению Памятника после получения разрешения КГИОП.
В пункте 2.5 охранного обязательства предусмотрена обязанность собственника выполнять работы на основании и в соответствии с согласованной с Госорганом документацией, наличие которой предусмотрено актом осмотра технического состояния помещения(ий), либо актом текущего осмотра, либо предписанием Госоргана.
Согласно пункту 2.10 охранного обязательства собственник не вправе без согласования с Госорганом изменять внешний и (или) внутренний архитектурный облик Помещения и Памятника и (или) планировочную структуру Помещения и Памятника; заменять исторический материал, из которого изготовлены конструкции, архитектурно-художественные элементы, оконные и дверные заполнения Помещения и Памятника; осуществлять реконструкцию (приспособление для современного использования) Помещения и Памятника.
В соответствии с пунктом 3.1 охранного обязательства в случае, если пользователь не содержит памятник в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а равно не обеспечивает уборку памятника и территории, указанной в пункте 2.1 настоящего охранного обязательства, от бытовых и промышленных отходов, госорган вправе взыскать с пользователя в штраф в размере 50 00 рублей за каждый случай нарушения.
Согласно пункту 3.5 охранного обязательства в случае выполнения работ без разрешения госоргана, не на основании или не в соответствии с документацией, согласованной госорганом, силами лица, не имеющего соответствующей лицензии, совершения без разрешения госоргана любых действий из перечисленных в пунктах 2.8 и 2.10 охранного обязательства, а равно использования памятника и (или) территории в целях, перечисленных в пункте 2.15 настоящего охранного обязательства, изменения предметов охраны, госорган вправе взыскать с пользователя штраф в размере 10000 рублей за каждый случай и вид нарушения.
Ссылаясь на то, что пользователь выполнил шесть видов работ с нарушением пункта 2.3, два вида работ с нарушением пункта 2.5 охранного обязательства, а также нарушил пункт 3.1 охранного обязательства, то есть 11 раз нарушил условия охранного обязательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что 19.01.2018 к Университету перешли охранные обязательства, в связи с чем ответчик не является лицом, непосредственно нарушившим условия охранного обязательства и не может нести ответственность в виде оплаты штрафных санкций, однако как собственник имущества обязан совершать действия по сохранению объекта культурного наследия, суд обязал Университет совершить соответствующие действия, во взыскании неустойки отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с органом охраны объектов культурного наследия в установленном пунктом 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ порядке, при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ (пункт 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона N 73-ФЗ и пунктом 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 (далее - Положение), государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется путем заключения государственным органом охраны объектов культурного наследия с пользователем памятника истории и культуры, в частности, охранного обязательства, в котором устанавливаются порядок и условия использования памятника.
При невыполнении условий охранного обязательства организация, в пользовании которой находится памятник, выплачивает неустойку (пункт 63 Положения).
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Необходимость проведения установленных судом действий по сохранению памятника сторонами не оспаривается, Комитетом Университету выдано соответствующее задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 15.10.2018 N 01-522548/18-0-2.
Апелляционный полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Университет не является лицом, нарушившим условия охранного обязательства, в связи чем в данном случае на него не может быть возложена ответственность за их нарушение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, включая предмет и сроки исполнения обязательств.
Вместе с тем, нарушения охранного обязательства были установлены Комитетом 25.12.2017, Университет стал собственником спорных объекта культурного наследия 19.01.2018, тогда как законодательство связывает возникновение и прекращение обязанности по сохранению объекта культурного наследия (охранное обязательство) с наличием у субъекта этой обязанности соответствующего вещного или обязательственного права на данный объект.
Кроме того, согласно пункту 4 охранного обязательства охранное обязательство прекращает свое действие, в частности при прекращении права пользователя на памятник. 27.02.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании в форме выделения из ФГБУ "НХМЦ им. Н.И, Пирогова" Минздрава России федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" Министерства здравоохранения РФ, которому были переданы объекты, указанные в охранном обязательстве. Вместе с тем, охранное обязательство с данным лицом не заключалось, условия передаточного акта не содержат передачу прав и обязанности по данному охранному обязательству, в том числе относительно условий охранного обязательства, устанавливающих ответственность за нарушение обязанностей пользователя.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что Комитетом выдано Университету задание на проведение работ по сохранению объекта 15.10.2018, обжалуемым решением установлены сроки проведения работ, таким образом, оснований для взыскания с Университета санкций до истечения установленных решением сроков не имеется.
Исходя из изложенного, по мнению апелляционного суда, отказ суда первой инстанции во взыскании неустойки соответствует фактическим правоотношениям сторон.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2018 по делу N А56-9773/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9773/2018
Истец: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Ответчик: ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГОУ Федеральное высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"