г. Москва |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А41-70694/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - АО "Красногорскэнергосбыт" - Цырульников П.М по доверенности от 09.01.2019, Токарева Т.В по доверенности от 09.01.2019,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Филиппова В.А по доверенности от 18.10.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Красногорскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018 по делу N А41-70694/18, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению АО "Красногорскэнергосбыт" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
АО "Красногорскэнергосбыт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" при рассмотрении письменного запроса заявителя от 15.05.2018 г. исх. N КЭС-709;
- обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" провести внеплановую проверку исполнителей коммунальных услуг, осуществляющих деятельность на территории городского округа Красногорск; дать правовую оценку деятельности исполнителей коммунальных услуг; при наличии правовых оснований принять в отношении исполнителей коммунальных услуг меры надзорного реагирования; привлечь ответственных должностных лиц исполнителей коммунальных услуг и самих исполнителей коммунальных услуг к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ и проинформировать АО "КЭС" о принятых мерах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Красногорскэнергосбыт" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель "Красногорскэнергосбыт" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных пояснений на отзыв, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 15.05.2018 г. в Госжилинспекцию Московской области поступило заявление АО "Красногорскэнергосбыт" от 15.05.2018 г. исх. N КЭС-709 о неисполнении законодательства об энергосбережении и энергоэффективности на территории г.о. Красногорск при управлении многоквартирными домами, в котором заявитель просил провести внеплановую проверку исполнителей коммунальных услуг, осуществляющих деятельность на территории городского округа Красногорск; дать правовую оценку деятельности исполнителей коммунальных услуг; при наличии правовых оснований принять в отношении исполнителей коммунальных услуг меры надзорного реагирования; привлечь ответственных должностных лиц исполнителей коммунальных услуг и самих исполнителей коммунальных услуг к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ и проинформировать АО "КЭС" о принятых мерах.
29.05.2018 г. в адрес АО "Красногорскэнергосбыт" был направлен ответ N 08исх-8064/к, в котором заявителю разъяснено, что в соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договоров управления по требованию одной из сторон осуществляется в судебном порядке, разрешение споров при заключении и исполнении условий договоров осуществляется в рамках гражданского судопроизводства; в случае поступления обращений граждан по вопросам нарушений требований Федерального закона N 261-ФЗ данные обращения будут рассмотрены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с бездействием заинтересованного лица при рассмотрении обращения от 15.05.2018 г. исх. N КЭС-709, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В заявлении от 15.05.2018 г. исх. N КЭС-709 АО "Красногорскэнергосбыт" указывает на то, что управляющие компании ООО "ДЭЗ"; ООО "ДЭЗ - сервис"; ООО УК "Жилищный трест и К"; МУП "РСП"; ООО "Красногорская коммунальная система"; ООО "Комфорт"; ООО "Нормаль"; ООО УК "Спецмонтаж": ООО "Технологии комфорта"; ООО УК "Южный". ТСЖ "Наш дом"; ЖСК "Зенит-К": ТСЖ "Сокол"; ЖСК "Машиностроитель"; ТСЖ "Архангельское"; ТСЖ "Свой дом"; ЖСК "Зоркий"; ТСЖ "Красная горка": ТСЖ ЖСК "Зенит - 2"; ТСЖ "Школьная - 1", осуществляющие управление многоквартирными домами на территории г. Красногорск, уклоняются от ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии, меры к установке которых были предприняты АО "Мособлэнерго" (ранее - "Красногорское предприятие электрических сетей") в 2014-2015 гг.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона), ресурсоснабжение организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно- технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Как следует из письма заявителя от 15.05.2018 исх. N КЭС-709 в адрес Госжилинспекции Московской области, по данным АО "Мособлэнерго", не введены в эксплуатацию и не могут быть использованы для определения объемов потребления энергии 485 общедомовых приборов учета на 272 многоквартирных домах, управление которыми осуществляется: ООО "ДЭЗ", ООО "ДЭЗ-Сервис", ООО УК "Жилищный трест и К", МУП "РСП", ООО "Красногорская коммунальная система", ООО "Комфорт", ООО "Нормаль", ООО УК "Спецмонаж", ООО "Технологии комфорта", ООО УК "Южный". Анапогичная ситуация складывается и по ТСЖ (ЖСК) под управлением которых находится 20 многоквартирных домов, где 50 общедомовых приборов учета не допущены в эксплуатацию.
В силу требований пункта 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Согласно подпункту 6 пункта 13 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать условие о порядке ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
АО "Мособлэнерго" (ранее - ОАО "Красногорское предприятие электрических сетей") в 2014-2015 годах приняло меры к установке общедомовых приборов учета многоквартирных домов, однако установленные общедомовые приборы учета введены в эксплуатацию не были.
Основными причинами неучастия в процедуре допуска общедомовых приборов в эксплуатацию исполнители коммунальных услуг выдвигают условия договоров энергоснабжения, заключенных до 2014 года о расчетах по индивидуальным приборам учета электроэнергии, установленным в многоквартирных домах на местах общего пользования (лифты, чердаки, подвалы и т.д.), а также тем, что ТСО не является для данных исполнителей коммунальных услуг стороной договора энергоснабжения, что не является основанием для освобождения исполнителя коммунальных услуг от соблюдения требований Закона об энергосбережении и смежных нормативных актов в сфере жилищного законодательства и электроэнергетики, обеспечивающих исполнение данного федерального закона.
В соответствии с п. 28 раздела 111 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", договоры энергоснабжения заключаются гарантирующим поставщиком электроэнергии с любым потребителем электроэнергии (в том числе исполнителем коммунальных услуг) и условиями таких договоров являются обязанность гарантирующего поставщика урегулировать в интересах потребителя договорные отношения с ТСО, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства (в настоящем случае, находящиеся в многоквартирных домах). При этом, п. 78 раздела IV вышеуказанного Постановления предусмотрено, что в стоимость электроэнергии, поставляемой в многоквартирные дома, входит и стоимость услуг по передаче электроэнергии, оказываемых ТСО гарантирующим поставщиком в интересах исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абз. 2 ч. 1 ст. 421 Г'К РФ).
Согласно ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (абз. 2 ч. 4 ст. 421 ГК РФ).
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон (ч. 5 ст. 421 ГК РФ).
Частью 4 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Применительно к энергоснабжению такие нормы содержатся в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств Потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила от 27.12.2004).
Пунктом 13 Правил N 861 предусмотрены существенные условия для данного вида договора:
а) величина максимальной мощности энергопринимающих устройств с распределением указанной величины по каждой точке поставки;
б) порядок определения размера обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 15 (1) настоящих Правил, включающий:
- сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств, или порядок определения такого объема;
- порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии;
в) ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства;
г) сведения о приборах учета электрической энергии (мощности);
д) обязанность потребителя услуг по обеспечению установки и допуску в эксплуатацию приборов учета, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
е) обязанность потребителя услуг, энергопринимающие устройства которого подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики, установленным в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям или настоящими Правилами, и находятся под их воздействием, по обеспечению эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также по обеспечению возможности реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Таким образом, если обязанность по обеспечению ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, то есть документального их оформления в качестве приборов учета, по показаниям которых осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, исполнителем коммунальных услуг не исполняется, заявитель не лишен возможности обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ не содержит такого основания для проведения внеплановой проверки как обращение ресурсоснабжающей организации относительно фактов нарушения законодательства о энергоэффективности.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018 по делу N А41-70694/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70694/2018
Истец: АО "КРАСНОГОРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" Россия, 123592, д.20, ул.Кулакова, корп.1, Москва
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"