г. Москва |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А40-119544/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей Н.И. Левченко, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Момот,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018 по делу N А40-119544/18, принятое судьёй Жбанковой Ю.В., по иску ООО "ТУЛЬСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ" (ИНН 6208009349, ОГРН 1076219000329) к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) об урегулировании разногласий,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Клишина Е.Е. (доверенность от 09.01.2019),
от ответчика - Гармаш И.Ю. (доверенность от 06.12.2018),
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО "Тульский комбинат хлебопродуктов" (далее - истец) к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на подачу и уборку вагонов на пути необщего пользования, принадлежащие перевозчику.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018 разногласия урегулированы в редакции истца: установлена плата только за фактическое использование железнодорожного пути необщего пользования.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчик является владельцем пути необщего пользования и обязан нести бремя его содержания; компенсация затрат на содержание путей за счет истца является неправомерной.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал, что внесение пользователем платы только за фактическое использование пути необщего пользования не обеспечивает безубыточность деятельности ОАО "РЖД" и не соответствует положениям статьи 58 Устава железнодорожного транспорта. Ссылается на актуальную судебную практику.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, урегулировать разногласия в редакции ответчика.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцом (пользователь) и ответчиком (перевозчик) с разногласиями подписан договор N 7-11/90 от 16.03.2018 на подачу и уборку вагонов истцу при станции Криволучье Московской железной дороги. Протоколом разногласий от 16.03.2018 и протоколом согласования разногласий от 05.04.2018 сторонами урегулирована часть разногласий. Не урегулированными остались разногласия по пункту "б" § 16 договора, в котором истец предлагает установить плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", только за фактическое использование этого пути, а ответчик предлагает взимать ежесуточную плату за содержание этого пути.
Принимая решение об урегулировании спорных положений договора в редакции истца, суд первой инстанции исходил из того, что, как это указано выше, ответчик является владельцем пути необщего пользования и обязан нести бремя его содержания; компенсация затрат на содержание путей за счет истца является неправомерной.
При этом судом не принято во внимание следующее.
Ежесуточное взимание платы на содержание железнодорожного пути необщего пользование обусловлено необходимостью содержать этот путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения перевозчиком своих обязательств в части подачи и уборки вагонов в любой момент. При эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования должна учитываться технология функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, единый технологический процесс функционирования железнодорожной станции и пути необщего пользования, что подразумевает необходимость постоянного поддержания пути необщего пользования в надлежащем состоянии. При формировании ставки платы за пользование путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", необходимо учитывать прямые, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, связанные не только с текущим содержанием путей и постоянных устройств, но и затраты на капитальные ремонты станционных и подъездных путей, амортизацию подъездных путей.
Возложение всех расходов по содержанию путей необщего пользования, используемого в интересах ответчика, только на том основании, что собственником путей является ОАО "РЖД", не может быть признано обоснованным. Редакция ответчика соответствует действующему законодательству и направлена на возмещение расходов на содержание пути необщего пользования.
Истец, полагающий необоснованным размер причитающейся с него платы, не ссылается на крайнюю невыгодность спорного условия договора, который истец вынужден был бы заключить вследствие тяжелых обстоятельств, либо иные обстоятельства, свидетельствующие о явной обременительности этого условия.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая новый судебный акт об урегулировании спорных условий договора в редакции ответчика, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) определяет железнодорожные пути необщего пользования как железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В силу части 2 статьи 56 Устава подача и уборка вагонов для грузоотправителей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах необщего пользования, связанные с подачей и уборкой вагонов, включены в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок предусматривает, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы должно устанавливаться с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования.
Согласно статье 63 Устава владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования. Использование путей необщего пользования предусматривает обязательность оплаты такого пользования.
По данному делу владельцем таких железнодорожных путей выступает ОАО "РЖД".
В связи с принятием Федерального закона N 503 от 31 декабря "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и согласно статье 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" вступили в законную силу изменения, согласно которым взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, является обязательным.
Статьями 60, 64 Устава также предусматриваются отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования, владельцем железнодорожного пути необщего пользования является ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути, что соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Положения статьи 58 Устава в редакции, действовавшей до 01.04.2015, не предусматривавшие внесение платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, препятствовали установлению соответствующего сбора в виде обязательного платежа в тарифном руководстве N 3 (в связи с чем отдельные нормы последнего и были признаны недействующими), однако не могут являться препятствием для добровольного установления сторонами обязанности по внесению такой платы (в том числе ежесуточной) при заключении договора.
На наличие у перевозчика права взимания рассматриваемой платы указывается, в письме от 28.05.2015 N ТС-6279/10 ФСТ России, а также в письме Минтранса России от 01.04.2016 АЦ-26/3881.
Так как размер платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику законодательно не определен, размер такой платы устанавливается в договорах на подачу и уборку вагонов, на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, исходя из Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р.
Согласно пункту 1 порядка ежесуточная плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов определяется за развернутую длину этого пути по ставке, установленной за 1 км в сутки.
Таким образом, плата, предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018 по делу N А40-119544/18 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 16.03.2018 N 7/11/90 на подачу и уборку вагонов между обществом с ограниченной ответственностью "Тульский комбинат хлебопродуктов" и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", изложив § 16 пункт б) в следующей редакции:
"ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", за 3 130 метров, используемых при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по ставкам, утвержденным ОАО "РЖД", из расчета 3 230 рублей в сутки за 1 км. На момент заключения договора ежесуточная плата за использование пути составляет 10 109 рублей 90 копеек и 18% НДС".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тульский комбинат хлебопродуктов" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 3 000 (три тысячи) рублей в возмещение расходов по государственной пошлине, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119544/2018
Истец: ООО "ТУЛЬСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"