Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июня 2019 г. N Ф01-2115/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А17-7422/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителя истца - Серегиной Н.А., по доверенности от 01.02.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск", ИНН 3702624975, ОГРН 1103702018529
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.11.2018 по делу N А17-7422/2017, принятое судом в составе судьи Владимировой Н.В.
по иску акционерного общества "Ивгортеплоэнерго" (ИНН 3702733438 ОГРН 1143702016006)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" (ИНН 3702624975 ОГРН 1103702018529),
третье лицо: акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания",
о взыскании задолженности,
установил:
акционерное общество "Ивгортеплоэнерго" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" (далее - Компания, ответчик, заявитель) о взыскании 451 500 руб. 55 коп. задолженности за поставленную горячую воду на содержание общего имущества в январе-мае 2017 года (далее - Спорный период).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее - АО "ИГТСК", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.11.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что истец сформулировал предмет иска как взыскание с ответчика задолженности по договору теплоснабжения от 30.01.2017 N 1582одн и установление судом факта отсутствия заключения такого договора создает невозможность взыскания истцом по нему задолженности с ответчика в пределах сформулированных им исковых требований. Удовлетворение судом требований в формулировке с измененным их основанием и предметом "Взыскать с ответчика в пользу истца 451 500 руб. 55 коп. долга за тепловую энергию и теплоноситель, поставленную в январе-мае 2017 года, 11 333 руб. расходов по оплате госпошлины" нарушает часть 1 статьи 49 АПК РФ. На основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. Собственниками спорных МКД были приняты решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги и оформлены протоколами в 2015 году. Учитывая, что истец самостоятельно начислял и производил расчеты с потребителями - физическими лицами, взимал плату за коммунальные услуги по отоплению и ГВС, принимая во внимание отсутствие заключенного между сторонами договора ресурсоснабжения до 22.06.2017, заявитель полагает, что до 22.06.2017 истец являлся исполнителем коммунальных услуг. Истцом не представлены пояснения по вопросу источника получения информации о количестве зарегистрированных граждан. Судом неверно рассмотрен вопрос отрицательных показаний ИПУ и, как следствие, превышение показаний ГВС по ИПУ перед ОДПУ. В расчете истца учтены не все нежилые и жилые помещения, список которых ранее представлялся в его адрес письмами от 29.05.2018, от 08.08.2018, при этом по указанным нежилым помещениям не производились начисления, как и по жилым помещениям спорных МКД. По расчету заявителя стоимость горячей воды, потребленной в целях СОИ за спорный период, составляет 96 550 руб. 06 коп. Кроме того, учитывая неисправность узла учета тепловой энергии и горячей воды МКД по адресу: с. Ново-Талицы, ул. Школьная, д. 3, расчет суммы исковых требований должен быть скорректирован.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.12.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.12.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Компания в спорный период являлась управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ивановская область, Ивановский район, с. Ново-Талицы, ул. Школьная, д. 2, 3, 5, 7, 9, 10, 14, 15, ул. Радужная, д. 14, 19, 20.
В отсутствие заключенного договора теплоснабжения в целях содержания общего имущества, Общество в спорный период поставляло в указанные дома горячую вод и выставило ответчику для оплаты счета-фактуры от 28.02.2018 на сумму 82 730 руб. 06 коп., от 30.06.2017 (за февраль) на сумму 46 215 руб. 73 коп., от 30.04.2017 (за март) на сумму 130 229 руб. 24 коп., от 31.05.2017 (за апрель) на сумму 65 833 руб. 47 коп., от 30.06.2017 (за май) на сумму 91 633 руб. 83 коп. (с последующими корректировками).
Объем поставленного ресурса определен истцом как разница между объемом горячей воды, определенным по показаниям общедомового узла учета, и объемом горячей воды, определенным на основании данных индивидуальных приборов учета и установленных нормативов потребления.
Претензией от 17.07.2017 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия получена ответчиком 19.07.2017, оставлена без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
По расчету истца, задолженность (с учетом уточненных требований) составила 451 500 руб. 55 коп.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы) и поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что управление спорными МКД в исковой период осуществлял ответчик.
Договор теплоснабжения для целей содержания общего имущества между сторонами не заключен.
Вместе с тем, сторонами не оспаривается факт потребления спорными домами коммунальных ресурсов в спорный период.
С учетом того, что объектом теплоснабжения являются жилые и нежилые помещения в многоквартирном жилом доме, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из анализа указанных норм права следует, что заключение договора теплоснабжения является обязательным для исполнителя коммунальных услуг, при этом наличие договорных отношений по поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом возможно и в отсутствие письменного договора ресурсоснабжения, подписание которого (в виде оформления документа, подписанного сторонами) возможно по инициативе любой стороны (как ресурсоснабжающей организации, так и исполнителя).
С учетом того, что ресурс в спорный период поставлялся на границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности многоквартирного жилого дома, при этом действующее законодательство в отношении исполнителя коммунальных услуг не ставит факт заключения договора в зависимость от наличия письменного документа, оформленного в установленном порядке, вся тепловая энергия, поступающая в жилой дом, является договорным потреблением в отношении ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на содержание общего имущества, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Постановлением N 1498 также предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем коммунального ресурса (за исключением тепловой энергии), поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета как разность между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) (далее - величина V(одпу)) и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354 (далее - величина V(потр)).
Объем потребленной при содержании общего имущества МКД горячей воды установлен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заявитель, утверждая, что истцом представлена неверная информация о количестве зарегистрированных граждан, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, опровергающих данные сведения, не представил.
Из пояснений представителя истца следует, что данные о количестве зарегистрированных граждан переданы ему предыдущей ресурсоснабжающей организацией, иных сведений управляющая компания не предоставляла.
Довод заявителя о том, что истец неправомерно не начислял плату за потребленную горячую воду собственникам нежилых помещений, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Ответчик представил в материалы дела письмо от 20.08.2018 N 444, которым известил истца о нежилых помещениях в спорных МКД.
При этом ответчик пояснил, что ранее (в спорный период) писем аналогичного содержания истцу не направлял.
По пояснениям представителя истца, часть нежилых помещений, о которых у него имеются сведения, учтена истцом в расчете.
Ссылка заявителя на то, что собственниками спорных МКД были приняты решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, не влияет на правильность принятого судебного акта, не освобождает ответчика от обязанности оплаты ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества.
Довод заявителя о том, что судом неверно рассмотрен вопрос отрицательных показаний ИПУ, не нашел своего подтверждения в ходе апелляционного судебного разбирательства.
Представитель истца объясняет превышение выставленного объема по ИПУ над объемом ОДПУ тем, что в отдельных помещениях на протяжении всего спорного периода были отрицательные показатели, поэтому у истца не было возможности выполнить перерасчет. Ответчик не лишен возможности получить возмещение в следующем периоде либо путем предъявления встречного иска, либо уменьшения объемов при положительных показателях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Иные доводы заявителя основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.11.2018 по делу N А17-7422/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7422/2017
Истец: АО "Ивгортеплоэнерго"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Вознесенск"
Третье лицо: АО "Ивановская городская теплосбытовая компания"