город Воронеж |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А14-17323/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Михайловой Т.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2018 (резолютивная часть) по делу N А14-17323/2018 (судья Максимович Т.Н.), принятое по заявлению управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1073667025728 ИНН 3666145300) к управлению судебного Департамента в Воронежской области (ОГРН 1033600007825 ИНН 3664033369) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений за июнь 2016 года,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к управлению Судебного департамента в Воронежской области (далее - управление Судебного департамента, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июнь 2016 года.
Данное дело было рассмотрено арбитражным судом Воронежской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2018 (в виде резолютивной части) в удовлетворении заявленных требований управлению Пенсионного фонда было отказано в полном объеме.
23.10.2018 арбитражным судом Воронежской области по заявлению фонда было составлено мотивированное решение по настоящему делу.
Не согласившись с решением арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2018, ссылаясь на его вынесение без учета фактических обстоятельств дела, управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы страховщик ссылается на то, что по результатам сверки представленных страхователем сведений о застрахованных лицах для ведения индивидуального персонифицированного учета по форме РСВ-1 за полугодие, 9 месяцев и 2016 год и по форме СЗВ-М за апрель-декабрь 2016 года им было выявлено нарушение в отношении 1-го застрахованного лица за апрель, май и июнь 2016 года, что послужило основанием для направления в адрес страхователя соответствующего уведомления об устранении несоответствий от 11.12.2017.
Управлением Судебного департамента выявленные расхождения в установленный пятидневный срок устранены не были. Корректирующая отчетность была представлена 19.12.2017, то есть на шестой рабочий день с момента направления уведомления.
При этом управление Пенсионного фонда настаивает на том, что, исходя из положений как Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Закон N 27-ФЗ), так и приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (далее - Инструкция от 21.12.2016 N 766н) к страхователю не применяются финансовые санкции в случае исправления выявленных страховщиком ошибок в рамках пяти рабочих дней с момента получения страхователем уведомления.
В представленном отзыве управление Судебного департамента возразило против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как указывает страхователь, в полученном им уведомлении об устранении несоответствий от 11.12.2017 была указана дата представления корректирующих сведений- до 19.12.2017, и в указанную бату им были представлены корректирующие сведения, что подтверждено самим страховщиком.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Согласно материалам дела управлением Пенсионного фонда была проведена сверка представленных управлением Судебного департамента сведений о застрахованных лицах по форме РСВ-1 (полугодие, 9 месяцев и 2016 год) и по форме СЗВ-М (апрель-декабрь 2016), в результате которой было установлено, что сведения на одно застрахованное лицо, отраженные в форме РСВ-1, не включены в форму СЗВ-М. В указанной связи в адрес страхователя фондом было направлено уведомление от 11.12.2017 N 07-41/263 о необходимости устранения расхождений в срок до 19.12.2017.
Согласившись с требованием фонда о необходимости внесения изменений, управление Судебного департамента 19.12.2017 посредством электронного документооборота представило дополняющие сведения формы СЗВ-М.
В указанной связи фондом 31.01.2018 был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 046S18180001414.
По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом представленных страхователем возражений управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 19.03.2018 N 046S19170015693 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в сумме 500 руб.
После вступления указанного решения в законную силу в адрес страхователя фондом было направлено требование от 16.04.2018 N 046S01180006160 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанное требование подлежало исполнению в срок до 08.05.2018.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со страхователя 500 руб. финансовой санкции. Данное заявление было удовлетворено судом области и 11.07.2018 в отношении управления вынесен судебный приказ.
Определением от 25.06.2018 по делу N А14-13189/2018 судебный приказ в отношении управления Судебного департамента был отменен в связи с поступлением возражений относительно его исполнения.
Указанное послужило основанием для обращения управления Пенсионного фонда в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании финансовой санкции в рамках настоящего дела, в удовлетворении которого судом отказано.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда области по существу в связи со следующим.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ), устанавливающего организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 13 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В частности, в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
На основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, исходная форма СЗВ-М за июнь 2016 года была представлена страхователем в установленные законодательством сроки, что нашло отражение в акте от 31.01.2018 N 046S18180001414 и фондом не отрицается.
Управлением Пенсионного фонда было произведено сравнение данных, представленных в разделе 6 формы РСВ-1 со сведениями о застрахованных лицах, представленными по форме СЗВ-М, в результате чего страхователю было направлено письмо от 11.12.2017 N 07-41/263 о внесении изменений в форму СЗВ-М, в том числе за июнь 2016 года. На основании данного письма страхователем 19.12.2017 были представлены дополнительные сведения в отношении одного застрахованного лица.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Инструкцией от 21.12.2016 N 766н, действующей с 19.02.2017 (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.02.2017).
Пунктом 37 Инструкции от 21.12.2016 N 766н предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
При этом в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац второй пункта 39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н).
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в управление Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период в установленный законодательством срок, что позволяет не применять к такому страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Из анализа положений абзаца 3 пункта 39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения управления Судебного департамента к ответственности за вменяемое ему правонарушение.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить также следующее.
Согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.
При этом положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ не установлены требования к содержанию и оформлению соответствующих ненормативных правовых актов, а связи с чем указанные документы после 01.01.2017 подлежат оформлению в соответствии с требованиями, установленными законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.
В силу пункта 9 статьи 101.4 Налогового кодекса в решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Как следует из материалов дела, содержание акта от 31.01.2018 N 046S18180001414 и решения от 19.03.2018 N 046S19180003821 противоречит приведенным выше требованиям законодательства, поскольку ни акт, ни решение не содержат документально подтвержденных фактов нарушения законодательства, в них не указаны обстоятельства допущенного правонарушения, а также документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о недоказанности фондом наличия в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ - непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2018 по делу N А14-17323/2018 вынесено законно и обоснованно, основания для его изменения или отмены отсутствуют.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом не допущено.
Доводы о наличии оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в апелляционной жалобе отсутствуют.
В суде первой инстанции лицами, участвующими в деле, не приводилось доводов о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2018 по делу N А14-17323/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17323/2018
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Воронеже
Ответчик: Управление Судебного Департамента в Воронежской области