г. Владивосток |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А59-6186/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
апелляционное производство N 05АП-9805/2018
на решение от 13.11.2018
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-6186/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Сахалинская коммунальная компания" (ИНН 6501157613, ОГРН 1056500632913)
к Сахалинскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6501026709, ОГРН 1026500534268)
о признании недействительным пункта 1 предписания от 07.09.2018 N П-06-177/53-55 Э "об устранении выявленных нарушений"
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области,
при участии:
от АО "Сахалинская коммунальная компания": Ким Ю.С., по доверенности от 15.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт.
от Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области: в судебное заседание не явились; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
АО "СКК" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сахалинскому управлению Ростехнадзора (далее - управление, ответчик) о признании недействительным пункта 1 предписания от 07.09.2018 N П-06-177/53-55 Э "об устранении выявленных нарушений".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство ЖКХ Сахалинской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2018 заявленные требования удовлетворены, признан недействительным пункт 1 предписания N П-06-177/53-55 Э от 07.09.2018 "об устранении выявленных нарушений", выданного Сахалинским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении акционерного общества "Сахалинская коммунальная компания".
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 13.11.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на неполное исследование судом первой инстанции доказательств по делу. Так, по мнению, апеллянта, судом не учтено, что в ходе проведенной ответчиком проверки был выявлено, что обществом не рассчитаны и не утверждены в установленном законом порядке нормативы запасов топлива на 15 источниках тепловой энергии - котельных. Ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, приказа Минэнерго России от 10.08.2012 N 377, полагает, что неснижаемый нормативный запас топлива (далее - ННЗТ) и нормативный эксплуатационный запас топлива (далее - НЭЗТ) должны рассчитываться на отопительных котельных по отдельным видам топлива и утверждаться в установленном порядке субъектом Российской Федерации. Вместе с тем, обществу по его заявлению приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области был утвержден общий нормативный запас, при этом в заявлении не были указаны сведения об источниках тепловой энергии. В связи с изложенным, настаивает на законности выданного предписания.
Сахалинское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили. Представитель АО "Сахалинская коммунальная компания" не возражал против рассмотрения дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие неявившихся иных лиц, участвующих в деле.
Через канцелярию суда от АО "Сахалинская коммунальная компания", Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель АО "Сахалинская коммунальная компания" на доводы апелляционной жалобы возражал, решение Арбитражного суда Сахалинской области считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из пояснений общества, материалов дела коллегия суда установила следующее.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 25 апреля 2005 года Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1056500632913, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6501157613.
Основным видом экономической деятельности общества по данным ЕГРЮЛ является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
На основании заявления общества от 01.02.2018 с приложенными документами приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 21.05.2018 N 3.10-24-П обществу были утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2018 год.
На основании распоряжения Сахалинского управления Ростехнадзора N 177-р от 20.07.2018 управлением в рамках федерального государственного энергетического надзора проведена внеплановая выездная проверка общества с целью контроля хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осеннее-зимний период 2018-2019 г.г.
По результатам проведения контрольных мероприятий, оформленных актом проверки N А-06-177-р от 07.09.2018, управление выявило, в том числе, что в обществе не рассчитаны и не утверждены в установленном порядке нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, а именно: котельная N 5 г. Южно-Сахалинск, котельная N 6 г. Южно-Сахалинск, котельная N 10 с. Синегорск, котельная N 11 с. Елочки, котельная N 12 г. Южно-Сахалинск, котельная N 15 г. Южно-Сахалинск, котельная N 16 с. Березняки, котельная N 17 с. Санаторное, котельная N 18 г. Южно-Сахалинск, котельная N 19 г. Южно-Сахалинск, котельная N 20 г. Южно-Сахалинск, котельная N 21 с. Весточка, котельная N 23 с. Елочки, котельная N 26 г. Южно-Сахалинск, районная котельная г. Южно-Сахалинск.
Таким образом, по мнению управления, обществом допущены нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Порядок N 377).
В целях устранения выявленного нарушения Управление выдало обществу предписание N П-06-177/53-55 Э от 07.09.2018 со сроком исполнения не позднее 8 октября 2018 года, в пункте 1 которого на общество возложена обязанность рассчитать и утвердить в установленном порядке нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии - 15-ти котельных.
Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который обжалуемым решением требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оспариваемое в части пункта 1 предписание выдано по результатам проведения внеплановой выездной проверки, проведенной по распоряжению N 177-р от 20.07.2018 на основании Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Законом N 294-ФЗ устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; меры по защите их прав и законных интересов (часть 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
Исходя из положений статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Исполнимость предписания является важным требованием, предъявляемым к рассматриваемому виду ненормативных правовых актов и одним из элементов его законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Содержащиеся в любом предписании формулировки должны исключать возможность двоякого и альтернативного толкования содержащихся в нем требований, а изложение должно быть ясным, последовательным, доступным для понимания всеми без исключения лицами.
Аналогичные положения закреплены в подпункте "б" пункта 5 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 N 610, а именно: должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований в сфере электроэнергетики, обязательных требований в сфере теплоснабжения и об устранении выявленных нарушений, а также о предотвращении нарушений требований безопасности на объектах электроэнергетики, объектах теплоснабжения.
В силу вышеприведенных норм судом первой инстанции верно отмечено, что предписание является мерой государственного принуждения в виде письменного распоряжения органа надзора, обязывающее соответствующее лицо в установленный срок устранить выявленные нарушения действующего законодательства. Следовательно, предписание подлежит выдаче лицу, противоправные действия (бездействие) которого повлекли нарушение законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения, и должно быть направлено на устранение именно данных нарушений обязательных требований.
Несоблюдение названных условий при реализации органом контроля своих полномочий подлежит признанию как нарушение закона, при наличии которого предписание подлежит признанию недействительным.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи рассматриваемого предписания N П-06-177/53-55 Э от 07.09.2018 в оспариваемой части (пункт 1) явилось, по мнению управления, отсутствие у общества рассчитанных и утвержденных в установленном законом порядке нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии - 15-ти котельных.
Оценивая указанные управлением основания, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание следующее.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Закон N 190-ФЗ).
В статье 2 Закона N 190-ФЗ определены основные понятия, применяемые в названном законе.
Так, под тепловой энергией понимается энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление); источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии со статьей 3 Закона N 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
На основании части 1 статьи 5 Закона N 190-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в том числе, утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В силу пункта 4.1.1 Правил N 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (пункт 11.9 названных Правил).
Согласно подпункту 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Пунктом 2 Порядка N 377 определено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно пунктам 3 и 4 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, и на отопительных котельных с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
ННЗТ рассчитывается один раз в три года, при этом в течение трехлетнего периода подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников. Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (пункты 6, 7, 8 Порядка N 377).
В силу пунктов 11 и 12 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Его расчет производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо).
ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому (пункт 15 Порядка N 377).
В пункте 16 названного Порядка предусмотрено, что все результаты расчетов и обоснования принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на котельных рекомендуется оформлять в виде пояснительной записки на бумажном носителе (брошюруются в отдельную книгу) и в электронном виде.
Согласно пункту 17 Порядка N 377 нормативы создания запасов топлива могут формироваться: для организации в целом при возможности использования запасов топлива независимо от территориального расположения источников тепловой энергии и складов для хранения топлива; для отдельных обособленных подразделений (филиалов) по видам топлива; для обособленных подразделений (филиалов), территориально отдаленных от других подразделений организации.
В соответствии с пунктами 24 и 26 Порядка N 377 основные исходные данные и результаты расчетов нормативов создания запасов топлива (ННЗТ и НЭЗТ) рекомендуется оформлять согласно приложению N 1, а расчеты нормативов создания ОНЗТ - по форме согласно приложению N 2 к данному Порядку.
Из утвержденной в приложении N 2 к Порядку N 377 формы следует, что общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) на контрольную дату планируемого года отопительных котельных рассчитывается в общем по организации/предприятию по видам топлива с разбивкой на показатели неснижаемого запаса (ННЗТ) и эксплуатационного запаса (НЭЗТ).
При этом расшифровку данных показателей применительно к конкретным источникам тепловой энергии (котельным) согласно Порядку N 377 рекомендовано оформлять в отдельных таблицах относительно ННЗТ и НЭЗТ.
Исходя из системного толкования вышеназванных норм апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку в силу Порядка N 377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива - ОНЗТ, а также в условиях рекомендованной нормативным правовым актом формы оформления расчетов общего нормативного запаса топлива (приложение N 2 к Порядку N 377), действующее законодательство не исключает возможность утверждения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии в общем по теплоснабжающей организации применительно к указанной форме.
Одновременно коллегия суда отмечает, что в соответствии с Порядком N 377 основные исходные данные и результаты расчетов нормативов создания запасов топлива отражаются и раскрываются в таблицах ННЗТ и НЭЗТ в отношении каждого источника тепловой энергии.
При этом уполномоченный орган не лишен возможности провести проверку теплоснабжающих и теплосетевых организаций на предмет наличия нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии на основании истребованных у соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов (расчетов), которые были представлены на утверждение нормативов.
Из материалов дела судом установлено, что в целях соблюдения требований действующего законодательства общество 1 февраля 2018 года обратилось в министерство с заявлением от 01.02.2018 N 5-550 об утверждении для организации общего нормативного запаса топлива по состоянию на контрольную дату (01.10.2018) в следующих объемах ОНЗТ: по углю - 3,708 тыс.т (0,948 тыс.т ННЗТ + 2,760 тыс.т НЭЗТ); по дизельному топливу - 0,214 тыс.т (0,085 тыс.т ННЗТ + 0,129 тыс.т НЭЗТ); по керосину - 0,092 тыс.т (0,016 тыс.т ННЗТ + 0,076 тыс.т НЭЗТ).
В приложенной к заявлению N 5-550 пояснительной записке к расчету нормативов запасов топлива общество указало, что в составе источников тепловой энергии всего 18 котельных, из которых: угольная котельная является резервной для газовой котельной по адресу ул. 2-я Красносельская, 1; Районная котельная работает на газе (резервного топлива нет); котельная N 8 работает только в межотопительный период на нагрузку ГВС (резервного топлива нет). На газе (при наличии резервного топлива - дизельное) также работают котельные по ул. Науки, в с. Санаторный, две котельные детских садов N 19 и N 20 в пл.р. Хомутово и с. Дальнее. Котельные NN 5, 6, 9, 11, 12, 18 работают на керосине. Все котельные кроме Районной котельной работают изолировано. Баланс тепловой энергии для расчета ОНЗТ сформирован на основе баланса, учтенного регулирующим органом в тарифах на 2018 год: НЭЗТ - по отпуску с коллекторов, учтенному в тарифах; ННЗТ - по нагрузке отопления неотключаемых потребителей.
В подтверждение испрашиваемых на утверждение нормативных показателей запасов топлива общество к названному заявлению приложило соответствующие расчеты, в том числе расчеты ННЗТ и НЭЗТ по каждому источнику тепловой энергии (котельной).
По результатам рассмотрения и проверки указанного заявления с приложенными расчетами Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области издало приказ N 3.10-24-П от 21.05.2018 "Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций нормативы муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" на 2018 год", согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области утвердил исчисленные обществом общие нормативы запасов топлива (ОНЗТ) на контрольную дату планируемого года отопительных котельных по видам топлива с разбивкой на неснижаемый запас (ННЗТ) и эксплуатационный запас (НЭЗТ).
При рассмотрении дела Управление подтвердило, что согласно приложениям к заявлению общества при обращении в министерство расчеты ННЗТ и НЭЗТ произведены на каждый источник тепловой энергии (котельную), которые в итоге суммированы в общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) по видам топлива организации.
Как указывалось выше, ни Закон N 190-ФЗ, ни Порядок N 377 не содержат императивных требований о том, что утверждение нормативов запасов топлива должно осуществляться отдельно на каждый конкретный источник тепловой энергии.
Напротив, положениями Порядка N 377 (пункт 17), принятого в развитие соответствующих норм Закона N 190-ФЗ, предусмотрено осуществление расчетов нормативов создания ОНЗТ отопительных котельных в общем по организации.
Поскольку ОНЗТ основаны на расчетах ННЗТ и НЭЗТ по каждому источнику тепловой энергии, то данное обстоятельство указывает на информированность хозяйствующего субъекта об утвержденных объемах для каждой котельной в целях обеспечения необходимого запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В свою очередь, в условиях наличия в уполномоченном органе (министерстве) всех необходимых расчетов о нормативных показателях запасов топлива для каждой котельной, на основании которых утверждены ОНЗТ по организации, управление после истребования такой информации не лишено возможности осуществить надлежащие контрольные мероприятия, в том числе по проверке готовности к отопительному периоду источников тепловой энергии.
При таких условиях суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о надлежащем исполнении обществом предусмотренной Законом N 190-ФЗ обязанности по расчету и утверждению в установленном порядке нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Одновременно коллегия отмечает, что изданный Министерством ЖКХ Сахалинской области приказ N 3.10-24п от 21.05.2018 об утверждении обществу норматив запасов топлива на источниках тепловой энергии на момент вынесения спорного предписания не признан недействительным, являлся действующим и общедоступным, в связи с чем, у управления имелась объективная возможность установить, на основании каких данных, документов, представленных вместе с заявлением, произведен расчет нормативных показателей общества.
С учетом вышеизложенного, управление в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об обоснованности вынесенного предписания.
Кроме того, управлением необоснованно включена в перечень источников тепловой энергии Районная котельная г. Южно-Сахалинска, работающая на газе и не имеющая резервов топлива.
Таким образом, результаты проведенной управлением внеплановой выездной проверки, по результатам которой выдано спорное в части пункта 1 предписание, не подтверждают наличие в действиях общества нарушений пункта 4 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ и требований Порядка N 377. При таких условиях, основания для выдачи предписания не подтверждены материалами дела, спорное предписание, возлагающее на общество обязанность, которая уже исполнена последним в установленном законом порядке, повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного, арбитражный суд в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно принял законное и обоснованное решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу управления судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2018 по делу N А59-6186/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6186/2018
Истец: АО "Сахалинская коммунальная компания"
Ответчик: Сахалинское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору Сахалинское управление Ростехнадзора
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области