Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 мая 2019 г. N Ф03-1945/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
12 февраля 2019 г. |
А73-11794/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Хабаровску: не явились;
от общества с ограниченной ответственностью "24 градуса Хабаровск": Одинцов Р.А., представитель по доверенности от 15.12.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "24 градуса Хабаровск"
на решение от 29.10.2018
по делу N А73-11794/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Хабаровску
к обществу с ограниченной ответственностью "24 градуса Хабаровск"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
отдел по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Хабаровску (далее - ОИАЗ УМВД России по г. Хабаровску, Отдел, административный орган, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "24 градуса Хабаровск" (далее - ООО "24 градуса Хабаровск", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.10.2018 заявленное требование удовлетворено. ООО "24 градуса Хабаровск" привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 000 рублей с направлением на уничтожение в установленном порядке продукции, изъятой на основании протокола от 15.05.2018.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что ООО "24 градуса Хабаровск" относится к объекту общественного питания, в связи с чем продажа алкогольной продукции в ночное время допустима. Так же приводит доводы о возможности замены наказания в виде штрафа на предупреждение.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
ОИАЗ УМВД России по г. Хабаровску надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседании суда не принимал, возражений на жалобу не направил. Жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что по факту реализации алкогольной продукции ООО "24 градуса Хабаровск", расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 11 литер A, Al, А2, A3, помещение 6, без соответствующей лицензии, в отношении последнего сотрудниками административного органа были проведены проверочные мероприятия.
В ходе проверки установлено, что в маркет-баре "24 градуса", расположенном по адресу: г. Хабаровск ул. Волочаевская, 11 литер А, А1, А2, A3, помещение 6, принадлежащем ООО "24 градуса Хабаровск", осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции (водка, коньяк -всего 2 единицы объемом 0,798 литров) без лицензии.
Так же согласно протоколу осмотра от 14.05.2018 в маркет-баре "24 градуса" отсутствует помещения пригодные для приема пищи и распития алкогольной продукции. Бар не оборудован барной стойкой, столами, стульями и иной мебелью для оказания услуг общественного питания.
Обнаруженное в ходе осмотра меню содержит перечень реализуемых продуктов питания и алкогольной продукции, однако в ходе осмотра установлено, что в наличии из представленного ассортимента меню имеется лишь алкогольная продукция. Помещения для приготовления пищи отсутствуют.
В ходе осмотра обнаружены и изъяты отчеты о прибыли, из содержания которых установлено, что из всего ассортимента меню в баре реализуется только алкогольная продукция.
Также в ходе осмотра обнаружены рекламные листовки следующего содержания: "У нас можно купить любой алкоголь ночью, только Тссссс... г. Хабаровск ул. Волочаевская 11 (схема проезда на обратной стороне) 24 градуса Сеть круглосуточных маркетбаров". К каждой из листовок приколот отрезок бумаги прямоугольной формы с надписью: "Инстаграмм: 24gradusa_khv Доставка: 79141863086".
Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 15.05.2018 алкогольная продукция изъята и хранится в ОИАЗ УМВД России по г. Хабаровску по адресу: г. Хабаровск ул. Фрунзе, д.99.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, административным органом 10.07.2018, в отсутствие законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении 27 ХК N 0219956.
Материалы административного производства в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд, с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная, 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Как следует из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий, проведенных должностными лицами ОИАЗ УМВД России по г. Хабаровску 14.05.2017 в маркет-баре "24 Градуса", расположенном по адресу: г. Хабаровск ул. Волочаевская, 11 литер А, А1, А2, A3, помещение 6, в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ООО "24 градуса Хабаровск", выявлен факт розничной продажи алкогольной продукции (водка, коньяк - всего 2 единицы объемом 0,798 литров) в отсутствие лицензии.
Факт рассматриваемого административного правонарушения, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.07.2018, протоколом изъятия от 15.05.2018, протоколом осмотра от 14.05.2018, материалами фотосъемки, письменными объяснениями.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Соблюдение требований к обороту алкогольной продукции находилось в пределах контроля общества, однако доказательств принятия необходимых и своевременных мер для их соблюдения в материалы дела не представлено, что свидетельствует о его виновности в совершении вменяемых правонарушений.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований, в рассматриваемом случае, для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности квалификации в качестве малозначительных, совершенных обществом правонарушений и освобождения от административной ответственности исходя из того, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, судом не нарушен.
Пунктом 5 статьи 1 Закона N 265-ФЗ, вступившего в законную силу с 30.07.2017, абзац второй части 3 статьи 14.17 КоАП РФ изменен в части размера санкции, предусмотренной указанной правовой нормой.
С учетом указанных обстоятельств, при назначении обществу административного наказания суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в редакции Закона N 265-ФЗ и назначил обществу наказание в виде штрафа в размере 3 000 000 руб.
Помимо прочего судом правомерно конфискована алкогольная продукция, изъятая протоколом от 15.05.2018 для направления ее на уничтожение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Доводы жалобы о возможности замены наказания в виде штрафа на предупреждение, коллегией отклоняются, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем в данном случае не усматривается, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Доводы заявителя жалобы о том, что ООО "24 градуса Хабаровск" является объектом общественного питания, рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду не представления обществом доказательств, подтверждающих данный факт.
При этом судом приняты во внимание такие обстоятельства как отсутствие продуктов питания, отсутствие столов, стульев и иных предметов, предназначенных для обслуживания посетителей.
При этом, суд не принимает довод Общества о том, что стулья отсутствовали в помещении по причине отсутствия посетителей, поскольку в ходе проверки сотрудникам данные предметы не были предъявлены вместе с соответствующими объяснениями. Не было показано проверяющим также место хранения данных предметов.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2018 по делу N А73-11794/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11794/2018
Истец: ОИАЗ УМВД России по г. Хабаровску, Отдел по исполнению административного задания УМВД России по г. Хабаровску
Ответчик: ООО "24 ГРАДУСА ХАБАРОВСК"
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1945/19
12.02.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7651/18
04.12.2018 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7123/18
29.10.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11794/18