Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2019 г. N Ф08-2320/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2019 г. |
дело N А32-31981/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.12.2018 по делу N А32-31981/2018, принятое судьей Федькиным Л.О.,
по заявлению Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "ННН - Теплый дом"
о взыскании субсидии в доход краевого бюджета в размере 166 144 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - уполномоченный орган, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ННН - Теплый Дом" (далее - ООО "ННН - Теплый дом", общество) субсидии в доход краевого бюджета в размере 166 144 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном объеме. Департамент полагает, что субсидия, предоставленная юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, подлежит возврату в случае нарушения условия ее предоставления. В пункте 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствует положение о возврате субсидии ввиду ее нецелевого использования.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание представители Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края и ООО "ННН - Теплый Дом", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 Уполномоченным органом осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
ООО "ННН - Теплый Дом" обратилось в Уполномоченный орган с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования), и предоставил документы по пятнадцати договорам финансовой аренды (лизинга), в том числе по договору от 10.02.2014 N Р14-03269-ДЛ.
Уполномоченный орган в соответствии с разделом 2 Порядка субсидирования рассмотрел заявление ответчика на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также приложенные к нему документы.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" Уполномоченным органом принято решение утвердить список субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который также был включен ответчик.
Департамент и общество заключили договор от 23.12.2014 N 100/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Денежные средства в размере 2 931 177 руб. перечислены обществу 29.12.2014 платежным поручением N 390654 от 29.12.2014; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было; данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается и под сомнение не ставится.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 N 40 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края" Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" переименован в департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 N 1044 "О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края", Уполномоченный орган организует разработку и реализацию государственных программ Краснодарского края по развитию малого и среднего предпринимательства.
Департамент, установив, что в нарушение требований, установленных пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования, пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа N 167 от 23.09.2014, а также принятых на себя обязательств согласно пункта 4.2 договора субсидирования, ответчик не выполнил условие предоставления поддержки - в установленные сроки в Уполномоченный орган не была предоставлена отчетная документация в отношении полученного в собственность имущества (автобус ПАЗ 320402-05) по договору лизинга от 10.02.2014 N Р14-03269-ДЛ - пришел к выводу о нарушении обществом условий предоставления субсидии в части предоставления субсидии в объеме 166 144 руб.; выявленные нарушения, согласно позиции заявителя, являются самостоятельным и достаточным основанием для возврата полученной субсидии в объеме 166 144 руб.; иных доводов для удовлетворения указанных требований заявление департамента не содержит; иных доводов, кроме названных, в ходе заседания представитель департамента также не указывал и на иные основания заявленных требований, кроме названных, не ссылался.
При указанных обстоятельствах, 24.04.2018 ООО "ННН - Теплый Дом" направлено письменное уведомление о возврате субсидии в размере 166 144 рублей в УФК по Краснодарскому краю (Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края); указанным уведомлением до сведения общества доводилось о выявленном факте нарушения условия предоставления субсидии.
Указанное письмо фактически оставлено обществом без исполнения; сумма субсидии в бюджет не возвращена.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения департамента в суд с заявлением к ООО "ННН - Теплый Дом" о взыскании субсидии в доход краевого бюджета в размере 166 144 рублей.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц -производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1.11.1 Порядка субсидирования установлено условие, согласно которому договор финансовой аренды (лизинга), на основании которого субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, предусмотренная указанным Порядком субсидирования, должен соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1.4 Порядка субсидирования, согласно которому субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования установлено условие предоставления субсидии - предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 гг." государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167), опубликованным 24.09.2014 на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admk.rai.krasnodar.ru.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как следует из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий оформляется договором. Необходимость заключения договора также установлена Порядком субсидирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4.2 договора субсидирования и пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, перечисленных в указанном подпункте, представляет в Уполномоченный орган:
копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке;
копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора);
копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование);
копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке;
копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.03.2018 ООО "ННН-Теплый дом" в связи с получением в собственность имущества (далее - ПАЗ 320402-05), приобретенного на основании договора лизинга от 10.02.2014 N Р14-03269-ДЛ, в уполномоченный орган представлены копия договора купли-продажи от 15.03.2017 N 14-03269-ВД, копия передаточного акта от 15.03.2017, копия паспорта транспортного средства N 52 НХ 681509, копия свидетельства о регистрации транспортного средства N23 48 N285512.
Общий размер субсидии по договору субсидирования составил 2 931 177 руб.
Объём средств, согласованных Уполномоченным органом для расчета общей суммы субсидии, по договору лизинга от 10.02.2014 N Р14-03269-ДЛ составил 166 144 руб., что подтверждается Расчетом по договору субсидирования суммы субсидий на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) (прилагается).
Уполномоченный орган, установив, согласно представленным документам автобус ПАЗ 320402-05 выкуплен 15.03.2017, пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 1.1 приказа от 23.09.2014 N 167 и пункта 4.2 договора субсидирования, документы представлены ООО "ННН-Теплый дом" с нарушением срока и не заверены в установленном законодательством порядке.
Департамент указывает, что ответчик должен был представить в Уполномоченный орган указанные документы не позднее 15.04.2017.
Установлено, что 25.04.2018 ООО "ННН-Теплый дом" в дополнение к ранее представленным документам представлены копия договора купли-продажи от 15.03.2017 N 14-03269-ВД, копия передаточного акта от 15.03.2017, заверенные ООО "ННН-Теплый дом".
На основании изложенного, уполномоченный орган пришел к выводу о том, что общество в нарушение требований, установленных подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования, пункта 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167, а также принятых на себя обязательств согласно пункту договора субсидирования, не выполнило условие предоставления поддержки - в установленные сроки в Уполномоченный орган не была предоставлена отчетная документация.
При этом, департаментом не оспаривается факт целевого использования субсидии предпринимателем.
Департамент направил обществу уведомление от 24.04.2018 N 333-2271/18-02-03, в котором указал на необходимость вернуть часть субсидии в размере 166 144 руб. в краевой бюджет в связи с непредставлением отчетности.
Судом первой инстанции установлено, что согласно позиции представителя департамента, изложенной в судебном заседании 26.11.2018, в качестве оснований заявленных требований ссылается исключительно на нарушение обществом порядка и условий предоставления субсидий; указанное выразилось в нарушение срока предоставления отчетности о переходе права собственности на транспортные средства; указанная отчетность представлена ответчиком с нарушением срока, установленного договором (п. 4.2 договора); фактически представлена 15.03.2018, подлежала представлению 15.04.2017; нецелевого использования субсидии допущено не было; транспортные средства фактически перешли в собственность ответчика.
Между тем, при указанных фактических обстоятельствах, установленных судом, суд первой инстанции правомерно исходит из того, что само по себе нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным и безусловным основанием для истребования суммы субсидии, при условии доказанности целевого использования субсидии.
Уполномоченным органом не оспаривается и не ставится под сомнение факт того, что полученные обществом денежные средства израсходованы в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства.
Апелляционной коллегией не принимается довод департамента о том, что в пункте 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствует положение о возврате субсидии ввиду ее нецелевого использования.
Непредставление обществом отчетности в установленный договором субсидирования срок не влечет обязанности последнего возвратить субсидию.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии.
Департаментом не ставилось под сомнение целевое расходование обществом денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, также из общих принципов справедливости, которые означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у общества права на получение субсидии и нецелевом использовании субсидии, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было; указанных доводов истец в ходе заседания не озвучивал; соответствующих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества права на получение субсидии и её нецелевом использовании, в материалах дела не имеется и истцом, в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представлено в материалы дела не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного департаментом требования.
Названные выводы суда соответствуют правовой позиции, сформированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, Постановлении АС СКО от 16.08.2017 по делу N А32-12536/2016.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 по делу N А32-31981/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31981/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
Ответчик: ООО "ННН - ТЕПЛЫЙ ДОМ", ООО "ННН-Теплый дом "