г. Санкт-Петербург |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А56-112540/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34279/2018) ООО "Нева Тревел Компани" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2018 по делу N А56-112540/2018 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению ООО "Нева Тревел Компани"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нева Тревел Компани" (далее - ООО "Нева Тревел Компани", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет, административный орган) от 29.08.2018 N 11267/18, которым Общество привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Решением суда от 15.11.2018 отклонено ходатайство Общества о рассмотрении дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства), требования Общества удовлетворены частично, постановление Комитета изменено в части административного наказания, штраф заменен на предупреждение. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 15.11.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что причальное сооружение (понтон) не относится к объектам благоустройства территории Санкт-Петербурга, в связи с чем на спорные правоотношения не распространяются положения Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961.
От Комитета поступил мотивированный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.07.2018 сотрудниками СПб ГКУ "Городская реклама и информация" у причала напротив здания по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.36, лит.А, выявлен факт эксплуатации на понтоне объекта для размещения информации - винилового полотна "Дворцовая Пристань" со схематичным изображением, без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (акт осмотра от 09.07.2018 N 44173 с фототаблицей и ситуационным планом).
Установив нарушение, выразившееся в эксплуатации объекта для размещения информации в отсутствие соответствующего разрешения, Комитет в отношении Общества составил протокол от 07.08.2018 N 11267/18 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 16 Закона N 273-70.
Постановлением Комитета от 29.08.2018 о назначении административного наказания к протоколу об административном правонарушении N 11267/18 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 16 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, однако посчитал возможным изменить оспариваемое постановление Комитета, заменив штраф на предупреждение.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и мотивированного отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 273-70 самовольная установка или перемещение объекта для размещения информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а равно эксплуатация указанных объектов, установленных и (или) перемещенных самовольно, без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 (далее - Положение), разрешения выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга, в пункте 1.7 которых раскрыто понятие "вывески" - объекты для размещения информации (наименовании) и фирменном наименовании организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме работы.
В Приложении N 2 к Правилам N 961 перечислены виды элементов благоустройства Санкт-Петербурга, к которым согласно пункту 2.6 данного Приложения относится наружная информация (также - объекты для размещения информации), включая вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации.
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.1 Приложения N 3 к Правилам благоустройства разработка проектных решений наружной информации осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге и требованиями, предусмотренными в пункте 2.3.5.8 настоящего приложения.
Согласно пункту 2.3.5.8.11 Приложения N 3 к Правилам благоустройства Установка или перемещение объектов для размещения информации, а равно эксплуатация указанных объектов допускается только при наличии разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, для установки, перемещения и эксплуатации объекта для размещения информации необходимо оформить разрешение в установленном законом порядке.
Доказательств того, Общество эксплуатирует объект для размещения информации в соответствии с выданным разрешение, не представлено.
Факт эксплуатации Обществом объекта для размещения информации - винилового полотна "Дворцовая Пристань", без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, подтверждается материалами дела.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события вмененного правонарушения.
Общество, опираясь на нормы Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), полагает, что субъект Российской Федерации - город Санкт-Петербург вообще не вправе регулировать вопросы, связанные с размещением понтонов, поскольку данные вопросы уже урегулированы федеральным законодательством.
Приведенные доводы оценены судом первой инстанции и отклонены в силу следующего.
КВВТ РФ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации (часть 1 статьи 1 КВВТ РФ).
Правила благоустройства, а также Закон СПб N 273-70 регулируют правоотношения в области благоустройства города Санкт-Петербурга и определяют ответственность за несоблюдение названных Правил. Размещение в городе вывесок, указателей и иных объектов для размещения информации, влияющих на облик города, находится в сфере ведения субъекта Российской федерации, в данном случае города Санкт-Петербурга.
В рассматриваемом случае, как верно указал суд первой инстанции, спорные понтоны самостоятельно не перемещаются, не являются самоходным водным транспортным средством, прочно связаны с набережной, в связи с чем в законодательстве Санкт-Петербурга рассматриваются как остановочные пункты городских маршрутов водного транспорта Санкт-Петербурга. Участок Дворцовой набережной, на котором расположен понтон, находится в пределах границ Санкт-Петербурга, а следовательно, понтон также находится на территории Санкт-Петербурга.
Общество не привлекается к ответственности за ненадлежащее расположение или состояние понтона, что действительно отнесено к компетенции федерального законодательства, ему вменяется ненадлежащее размещение на данном понтоне, рассматриваемом в качестве остановки городского водного транспорта, вывесок и указателей, что отнесено к компетенции законодательства Санкт-Петербурга в области благоустройства.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, расположенные на территории Санкт-Петербурга объекты оказывают воздействие на эстетическое состояние городской среды, в том числе, своим внешним видом. В особенности это относится к объектам, находящимся в историческом центре города.
Таким образом, установка и эксплуатация объектов для размещения информации на понтонах допускается только при наличии разрешения, выдаваемого Комитетом.
Ссылки Общества на Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2014 N 78-АПГ14-30 отклонены судом первой инстанции, поскольку тот факт, что причал (понтон, дебаркадер) сам по себе не является объектом благоустройства, не влияет на наличие обязанности получить разрешение на установку объекта для размещения информации (вывески) в г. Санкт-Петербурге.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения (своевременное получение соответствующего разрешения) при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 16 Закона N 273-70.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в пределе санкции пункта 2 статьи 16 Закона N 273-70.
Вместе с тем, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд первой инстанции посчитал возможным изменить оспариваемое постановление, заменив штраф на предупреждение. Указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции также не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 19.09.2018 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Нева Тревел Компани" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 ноября 2018 года по делу N А56-112540/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нева Тревел Компани" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112540/2018
Истец: ООО "НЕВА ТРЕВЕЛ КОМПАНИ"
Ответчик: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации правительства Санкт-Петербурга