Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2019 г. N Ф03-1932/19 настоящее постановление изменено
г. Хабаровск |
|
12 февраля 2019 г. |
А73-13064/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю
на решение от 29.11.2018
по делу N А73-13064/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению индивидуального предпринимателя Бондарева Владимира Ивановича (ОГРНИП 304270926800058, ИНН 270402056412)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (ОГРН 1032700100817, ИНН 27000000313)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042740080118, ИНН 2709010330)
о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края по не проведению перерасчета обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год с учетом дохода за минусом подтвержденных расходов;
об обязании УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края и Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю произвести возврат страховых взносов за период 2015 года в сумме 81 014 руб. 70 коп.,
установил:
индивидуальный предприниматель Бондарев Владимир Иванович (далее - предприниматель, ИП Бондарев В.И.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, МИФНС России N 5 по Хабаровскому краю) и Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (далее - Пенсионный фонд, Управление) о проведении корректировки обязательств за 2015 год в сумме 75 076 руб. 47 коп.
Решением от 29.11.2018 Арбитражный суд Хабаровского края, с учетом заявленных уточнений, признал недействительным бездействие Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края по не проведению перерасчета обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год с учетом дохода за минусом подтвержденных расходов; обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю возвратить индивидуальному предпринимателю Бондареву Владимиру Ивановичу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в сумме 81 014 руб. 70 коп.; взыскал с Управления в пользу ИП Бондарева В.И. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Не согласившись с вышеуказанным решением, МИФНС России N 5 по Хабаровскому краю обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на то, что вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период (2015 год) предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ), плательщики страховых взносов, находящихся на других налоговых режимах, как в данном случае на УСН и ЕНВД, не вправе учитывать расходы при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. При таких обстоятельствах, Управление считает, что начисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год не подлежат корректировке, не являются излишне уплаченными и как вследствие не подлежат возврату предпринимателю.
В отзывах на апелляционную жалобу предприниматель и Пенсионный фонд не согласились с доводами жалобы, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от лиц, участвующих в деле, поступили ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
ИП Бондарев В.И. состоит на налоговом учете в МИФНС России N 5 по Хабаровскому краю, применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
В 2015 году предприниматель осуществлял деятельность на территории Ванинского района, в связи, с чем являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Согласно представленным квартальным декларациям по ЕНВД за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года, налоговая база по ЕНВД составила - 217 404 руб.
Согласно представленной декларации по УСН за 2015 год, предприниматель задекларировал доходы в сумме 8 912 967 руб., расходы в сумме 8 210 172 руб., в связи с чем, налоговая база составила 909 929 руб.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в сумме 105 824 руб. 79 коп. уплачены предпринимателем по платежным поручениям от 27.07.2015 в сумме 18610 руб., от 30.03.2016 N 41 в сумме 81 275 руб. 76 коп., от 25.10.2016 N 119033 в сумме 5 938 руб. 23 коп. При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате, была определена предпринимателем без учета расходов индивидуального предпринимателя.
Обратившись в Пенсионный фонд по вопросу проведения корректировки обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год с учетом дохода за минусом подтвержденных расходов, ИП Бондарев В.И. получил разъяснения о том, что возврат страховых взносов за 2015 год с учетом произведенных расходов, а также перерасчет обязательств по их уплате не может быть произведен Пенсионным фондом, поскольку обязательно по уплате страховых взносов за спорный период по состоянию на 01.01.2017 предпринимателем исполнено и рекомендовано обратиться в суд.
Не согласившись с бездействием Управления, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в период уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (части 1, 1.1, 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют суммы налога по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (подпункт 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы (статья 225 НК РФ).
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (пункт 3 статьи 210 НК РФ).
При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (пункт 1 статьи 221 НК РФ).
Доводы налогового органа о том, что при рассмотрении настоящего дела подлежит применению правовая позиция, изложенная в решении Верховного суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, судом отклоняются в связи со следующим.
Толкование статьи 14 Закона N 212-ФЗ во взаимосвязи с вышеприведенными нормами Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, поскольку понятие "величина дохода плательщика страховых взносов" не определена нормами указанного федерального закона, страховые взносы, наряду с налогами и сборами, являются обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды, принципы их исчисления, уплаты и взыскания являются одинаковыми, поэтому при определении величины дохода плательщика страховых взносов, уплачивающего налог на доходы физических лиц, следует руководствоваться нормами НК РФ, к которым отсылает положение части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и определять доход плательщика страховых взносов в соответствии со статьями 227, 225, 210 НК РФ.
Иное толкование привело бы к нарушению прав индивидуального предпринимателя и повлекло его обязанность дважды уплатить с одного и того же дохода обязательные платежи в соответствующий бюджет (НДФЛ) и государственные внебюджетные фонды (страховые взносы) без учета уже произведенных расходов по оплате, в данном случае НДФЛ, что является недопустимым и противоречащим конституционному принципу однократности налогообложения.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 НК РФ", который указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Приведенная правовая позиция подлежит применению и в случае, когда индивидуальные предприниматели применяли упрощенную систему налогообложения, выбравшим в качестве объекта налогообложения - доходы минус расходы (пункт 1 статьи 346.14 НК РФ).
Как установлено по материалам дела, страховые взносы за 2015 год, уплаченные предпринимателем по платежным поручениям от 27.07.2015 N 35, от 30.03.2016 N 41, от 05.10.2016 N 119033 исчислены без учета расходов предпринимателя, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и отраженных в налоговых декларациях по УСН.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действительный размер обязательств ИП Бондарева В.И. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год составляет 24 810 руб. 09 коп. (18 610,80 руб. + (9130101 руб. - 8210172 руб.) - 300 000 руб.) x1%).
Факт уплаты предпринимателем страховых взносов за 2015 год в сумме 105 824 руб. 79 коп. подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, как правомерно установлено судом первой инстанции, за 2015 год индивидуальным предпринимателем излишне уплачены 81 014 руб. 70 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии.
Расценив устный отказ в проведении перерасчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год как бездействие Пенсионного фонда, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии такого отказа требованиям Закона N 212-ФЗ и нарушает права предпринимателя, в связи с чем, правомерно удовлетворил требования предпринимателя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
При этом мера, направленная на восстановление нарушенного права, формулируется исключительно арбитражным судом.
В соответствии частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления.
Как отмечено судом первой инстанции, полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда Российской Федерации не обладают.
Поскольку такое решение Управлением не принималось, то соответствующий вопрос разрешается арбитражным судом.
Принимая во внимание то, что соответствующая обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов должна быть возложена на МИФНС России N 5 по Хабаровскому краю, как орган, уполномоченный осуществлять с 01.01.2017 фактический возврат излишне уплаченных страховых взносов, в том числе и на основании судебного решения, суд первой инстанции в качестве восстановительной меры обязал налоговый орган возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в сумме 81 014 руб. 70 коп.
Суд апелляционной инстанции соглашается с применением восстановительной меры.
Таким образом, судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы, установлены по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм законодательства о страховых взносах.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 29.11.2018 по делу N А73-13064/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13064/2018
Истец: ИП Бондарев Владимир Иванович
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, Межрайонная ИФНС России N5 по Хабаровскому краю, УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края