г. Челябинск |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А76-13810/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Киреева П.Н., Костина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 7 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.11.2018 по делу N А76-13810/2018 (судья Кунышева Н.А.).
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Первая нерудная компания" - Ермилова И.В. (доверенность N 196-ПНК от 29.10.2018).
Открытое акционерное общество "Первая нерудная компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "ПНК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 7 (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ, учреждение, Фонд) о признании недействительным решения от 22.11.2017 N 90/124 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах в части начисления страховых взносов в сумме 7786 руб. 53 коп., пени в сумме 4863 руб. 31 коп., штрафа в сумме 1557 руб. 30 коп. (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.11.2018 (резолютивная часть решения объявлена 20.11.2018) требования заявителя удовлетворены. Также судом с учреждения в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
ГУ ЧРО ФСС РФ не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что сумма расходов по выплате пособий (по листкам нетрудоспособности; единовременному поощрению работников при увольнении в связи с выходом на пенсию; компенсации работникам при увольнении по соглашению сторон) правомерно не принята к зачету по результатам проведенной фондом проверки, поскольку произведенные страхователем в нарушение требований законодательства выплаты не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Фонда, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ПНК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1087746575652 и состоит на учете в качестве страхователя по месту нахождения своего обособленного структурного подразделения - филиала в ГУ ЧРО ФСС РФ (регистрационный номер страхователя 54410007532).
Фондом в период с 04.08.2017 по 30.08.2017 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя в Фонд социального страхования Российской Федерации ОАО "ПНК" (Хребетский щебеночный завод - филиал ОАО "ПНК") за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 Результаты проверки отражены в акте от 27.10.2017 N 214 осс (доходы).
Проверкой установлено в том числе занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации на сумму 303457,88 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки Фондом принято решение от 22.11.2017 N 90/124 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 8791,22 руб., пени в сумме 14151,44 руб., а также штраф в сумме 1758,24 руб.
Это решение было обжаловано заявителем в порядке подчиненности (т.1 л.д.35-38).
Решением ГУ ЧРО ФСС РФ от 17.01.2018 N 01-16/04-06-250 жалоба общества на решение филиала N 7 ГУ ЧРО ФСС РФ от 22.11.2017 N90/214 оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.27-33).
Не согласившись с решением Фонда от 22.11.2017 N 90/214 в части начисления страховых взносов в сумме 7786 руб. 53 коп., пени в сумме 4863 руб. 31 коп. и штрафа в сумме 1557 руб. 30 коп., заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции посчитал возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указав на несоответствие оспоренной части решения Фонда закону.
Оценивая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Из материалов дела следует, что в рамках настоящего дела оспаривается решение фонда в части: 1) непринятия расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности 34597,53 руб. на основании оформленных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности (застрахованным лицам - Лебедевой Т.Б., Пичугову А.А., Мельникову А.М., Колташовой А.В., Шестакову А.А., Жмаеву Г.В., Скоробогатову А.Е., Барыбиной А.В., Неволину А.А. и Трифонову И.А., Зигангировой К.Э.); 2) включения в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний суммы компенсации в размере 40806 руб., выплаченной в связи с увольнением работника по соглашению сторон, и сумм единовременного поощрения в размере 193410 руб. работникам Лебедевой Т.Е., Ворончихиной В.Г., Мандрыгину В.Б. и Бородину Н.Ф. за добросовестный труд при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что в рамках дела N А76-13809/2018 рассматривался спор между заявителем и Фондом о признании недействительным решения ГУ ЧРОО ФСС в лице филиала N 7 от 22.11.2017 N98/214, в частности, судом рассматривался вопрос об обоснованности доначислении страховых взносов в связи с выводом о занижении заявителем облагаемой базы по тем же основаниям: в связи с невключением в базу выплат, произведенных на основании листков нетрудоспособности, и выплат, связанных с поощрением при увольнении в связи с выходом на пенсию, а также в связи с компенсацией при увольнении по соглашению сторон.
Согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2018 по делу N А76-13809/2018, решение фонда N98/214 от 22.11.2017 признано недействительным в части доначисления страховых взносов по следующим основаниям:
- листки нетрудоспособности для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности (Лебедевой Т.Б., Пичугову А.А., Мельникову A.M., Колташевой А.В., Шестакову А. А. Жмаеву Г.В., Скоробогатову А.Е., Барыбиной А.В., Неволину А.А. Трофимову И.А.) выданные лечебным учреждением с нарушением при оформлении такого листка не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
- выплата единовременного поощрения работникам за добросовестный труд при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию носит социальный характер, поскольку основана на коллективном договоре, не является стимулирующей, не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий, выполнения самой работы, не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрена трудовыми договорами, следовательно, рассматриваемые выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
- выходное пособие, предусмотренное дополнительными соглашениями к трудовым договорам, которое являются неотъемлемой частью трудовых договоров, в качестве дополнительной гарантии и компенсации при увольнении, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством Российской Федерации. Выплаты, установленные в коллективных или трудовых договорах в соответствии с трудовым законодательством, а также в дополнительных соглашениях к ним, следует рассматривать как выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, а потому подлежащие освобождению от обложения страховыми взносами.
Так, судом отмечено, что, в соответствии со статьей 22 Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Порядком N 624н.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
С учетом статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ, страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Фондом установлено, что в нарушение Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, страхователем исчислены и выплачены пособия на сумму 33967 руб. 56 коп. по листкам нетрудоспособности, выданным за прошедший период без решения врачебной комиссии (в бланках листков нетрудоспособности отсутствует указание фамилии и инициалов председателя врачебной комиссии) следующим застрахованным лицам: Лебедевой Т.Б., Пичугову А.А., Мельникову A.M., Колташевой А.В., Шестакову А. А. Жмаеву Г.В., Скоробогатову А.Е., Барыбиной А.В., Неволину А.А. Трофимову И.А.
Между тем, сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности медицинскими учреждениями с нарушением при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов, нарушения, допущенные лечебным учреждением при оформлении листка нетрудоспособности, факты наступления страхового случая не опровергают, необоснованной выдачи лечебным учреждением листков нетрудоспособности в ходе проверки не установлено.
Пунктами 1 и 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы; база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Основания и условия предоставления компенсаций работнику в связи с его увольнением установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, статья 15 которого определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Как установлено положениями статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации выплаты, которые производятся работодателем работнику, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами; эти локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Фонд сделал вывод о том, что единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, подлежит обложению страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ в общеустановленном порядке как выплата в рамках трудовых отношений, не поименованная в перечне не облагаемых страховыми взносами выплат в подпункте 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Между тем, эта выплата носит социальный характер, поскольку основана на коллективном договоре, не является стимулирующей, не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрена трудовыми договорами, следовательно, рассматриваемые выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в редакции, действующей до 2015 года, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона все виды выплат, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
В силу абзаца 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ в редакции, действующей до 2015 года, на выплаты, связанные с увольнением (независимо от причины увольнения), страховые взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний не начисляются (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении).
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, одной из форм компенсации работникам в связи с расторжением трудового договора является выходное пособие.
Статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при расторжении трудового договора увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). К числу случаев, когда должно выплачиваться выходное пособие Трудовой кодекс Российской Федерации относит ликвидацию организации, сокращение численности или штата работников организации, а также иные случаи, которые предусмотрены трудовым договором или коллективным договором.
Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации позволяет к числу выходных пособий при расторжении трудового договора отнести не только те, что выплачиваются по основаниям, прямо предусмотренным в статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации, но и иным, предусмотренным трудовым договором или коллективным договором.
В рассматриваемой ситуации выплачиваемое работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон выходное пособие, предусмотренное дополнительными соглашениями к трудовым договорам, которые являются неотъемлемой частью трудовых договоров, в качестве дополнительной гарантии и компенсации при увольнении, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так как решение суда по делу N А76-13809/2018 принято по спору между этими же лицами и вступило в законную силу (оставлено без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.10.2018), соответственно в рамках спора в деле N А76-13810/2018 Арбитражного суда Челябинской области не подлежит доказыванию факт отсутствия у фонда оснований для доначисления страховых взносов по приведенным выше основаниям в сумме 7786,53 руб. не принятых к зачету расходов за счет средств ФСС в размере 17591,19 руб., а также соответствующих пеней и штрафа.
При таких обстоятельствах следует согласиться с позицией суда первой инстанции об обоснованности требований заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы Фонда судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие преюдициально установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.11.2018 по делу N А76-13810/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 7 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-13810/2018
Истец: ОАО "Первая Нерудная Компания", ОАО "Первая нерудная компания" Хребетский щебеночный завод - филиал ОАО "ПНК"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС, ГУ ЧРО ФСС филиал N 7
Третье лицо: АО "ПЕРВАЯ НЕРУДНАЯ КОМПАНИЯ"