Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2019 г. N Ф04-1904/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А46-11534/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Дерхо Д.С., Семёновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16505/2018) акционерного общества "Омскоблгаз" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2018 по делу N А46-11534/2018 (судья Распутина Л.Н.) по иску акционерного общества "Омскоблгаз" (ИНН 5503002042, ОГРН 1035504001345) к обществу с ограниченной ответственностью "Газтехэксплуатация" (ИНН 5503122100, ОГРН 1155543006156) об обязании заключить соглашение об аварийно - диспетчерском обеспечении газового оборудования,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омскоблгаз" - Рау О.В. (паспорт, доверенность N 6-08 от 29.12.2018 сроком действия до 31.12.2019);
от общества с ограниченной ответственностью "Газтехэксплуатация" - Калашникова А.А. (паспорт, по доверенности б/н от 15.01.2019 сроком действия один год),
установил:
акционерное общество "Омскоблгаз" (далее - АО "Омскоблгаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области к обществу с ограниченной ответственностью "Газтехэксплуатация" (далее - ООО "Газтехэксплуатация", ответчик) с иском об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на условиях, соответствующих действующему законодательству Российской Федерации, в редакции АО "Омскоблгаз".
Решением арбитражного суда от 15.11.2018 в удовлетворении исковых требований АО "Омскоблгаз" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "Омскоблгаз" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей жалобы истец приводит следующие доводы:
- ответчик является специализированной организацией, осуществляющей оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах (МКД), перечень которых приведён в приложении N 2 к соглашению N 181/2018-АДО. Истец является газораспределительной организацией, которая осуществляет транспортировку природного газа до потребителей, проживающих в данных МКД, на основании договора на транспортировку газа на бытовые нужды от 11.12.2015 N 36-3-006;
- требование о заключении соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении введено в пункт 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), с 20.09.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 N 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - постановление N 1091);
- в подтверждение своей позиции истцом представлено разъяснение Минстроя России по вопросам аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (письмо от 17.01.2018 N 1224-ЕС/04).
От ООО "Газтехэксплуатация" поступили возражения на жалобу, в которых оно просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Газтехэксплуатация" поступило ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании.
В судебном заседании 29.01.2019 с участием представителя АО "Омскоблгаз", возражающего против удовлетворения заявленного ходатайства, суд апелляционной инстанции определил удовлетворить данное ходатайство, объявить перерыв до 31.01.2019. В последующем, в рамках 5 рабочих дней, определением суда объявлен перерыв до 05.02.2019.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ (картотека арбитражных дел).
После перерыва от АО "Омскоблгаз" поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе.
Представитель АО "Омскоблгаз" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Газтехэксплуатация" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с дополнительными пояснениями, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Омскоблгаз" является газораспределительной организацией.
ООО "Газтехэксплуатация" имеет выданную Ростехнадзором бессрочную лицензию от 30.05.2016 N ВХ-61-003057 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности (т. 1 л.д. 50-52).
ООО "Газтехэксплуатация" имеет утверждённое его генеральным директором 24.02.2015 Положение об аварийно-диспетчерской службе (АДС). Аварийно-диспетчерская служба ответчика создана для обеспечения безопасного устранения возникающих аварийных ситуаций при эксплуатации ВДГО, газораспределительных систем сжиженного и природного газа; проведения аварийно-восстановительных работ; координации работы служб городского хозяйства, участвующих при устранении аварийных ситуаций (т. 1 л.д. 56-60).
Согласно Реестру уведомлений о начале деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, размещённому на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Омской области, ООО "Газтехэксплуатация" уведомило уполномоченный орган о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования 07.06.2017 (peг. номер уведомления 2953).
По мнению истца, основанному на правилах N 410, аварийно - диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, принятого на техническое обслуживание специализированной организацией, осуществляется соответствующей ГРО на основании соглашения на данные услуги. При этом заключение соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для специализированной организации является обязательным.
Руководствуясь этим АО "Омскоблгаз" направило ответчику на подписание два экземпляра соглашения N 181/2018-АДО об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение) (письмо N 01-06/815-03 от 06.02.2018) (т. 1 л.д. 14-29, 39).
В ответ на обращение истца в письме от 13.02.2018 ООО "Газтехэксплуатация" указало о невозможности подписания соглашения по причине не соответствия условий договора законодательству Российской Федерации (т. 1 л.д. 30).
В письме от 07.05.2018 истец предложил ответчику вернуться к рассмотрению предложенного им соглашения и подписать его в течение 5 дней с момента получения письма, а в случае возникновения по соглашению разногласий сформировать их в форме протокола разногласий и направить истцу для рассмотрения и принятия решения по их урегулированию (т. 1 л.д. 36-38).
Отсутствие подписанного между сторонами соглашения явилось основанием для настоящего обращения истца в арбитражный суд.
В суде первой инстанции ответчик категорически возражал относительно его обязанности заключать соглашение, в том числе по инициативе истца и на условиях предложенных истцом.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем выразило несогласие АО "Омскоблгаз".
Повторно рассмотрев настоящее дело, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены по следующим мотивам.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положения об охранных зонах трубопроводов, положения о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (статья 8).
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 14.05.2013 N 410 утвердило Правила.
Согласно пункту 7 Правил N 410 в новой редакции постановления N 1091, на который ссылается истец, аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил (абзац первый).
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (абзац третий).
Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение) (абзац четвёртый).
Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения (абзац шестой).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела её на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на её эксплуатацию.
В пункте 2 Правил N 410 даны следующие понятия:
аварийно-диспетчерское обеспечение - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
специализированная организация - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путём осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
При этом работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключённого между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил N 410).
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключённым на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В таком случае АО "Омскоблгаз", считая, что заключение с ним ответчиком соглашения обязательно на основании правил N 410, в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ должно доказать признак обязательности заключения данного соглашения.
Однако настоящее требование истца к ответчику необоснованно.
Предметом соглашения истца (ГРО) является принятие им на себя по поручению ответчика как специализированной организации обязательства по аварийно-диспетчерскому обслуживанию находящегося на техническом обслуживании ответчика внутридомового (внутриквартального) газового оборудования, установленного в помещениях заказчиков. Ответчик со своей стороны оплачивает истцу услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию исходя из расчета истца стоимости услуг.
Правила N 410 устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Устанавливая порядок пользования газом, данные Правила предусматривают оказание комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замене оборудования (пункт 2).
Процесс газоснабжения характеризуется связью между внутридомовым газовым оборудованием и газораспределительными сетями.
Раздел II Правил N 410 регулирует вопросы организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в пункте 7 которого определён порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения.
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами N 410 (абзац третий пункта 7 названных Правил).
При этом положения Правил N 410 не устанавливают каких-либо обязанностей для специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией.
Положения Правил N 410 не предусматривают осуществление аварийно-технического обеспечения только газораспределительной организацией, как ошибочно полагает истец.
Абзац четвёртый пункта 7 Правил N 410 действительно предусматривает, что специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение).
В то же время данный абзац определяет взаимоотношения специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией по осуществлению аварийно-диспетчерского обеспечения.
При этом в силу абзаца шестого того же пункта 7 Правил N 410 газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения.
Данное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством о газоснабжении, учитывает специфику процесса газоснабжения и не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию в сфере услуг по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (решение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N АКПИ18-1084).
Таким образом, пункт 7 Правил N 410 определяет порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения, которое является комплексом мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, и направлено на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Каких-либо выплат в пользу газораспределительной организации положения Правил не предусматривают, несмотря на указание о заключении соответствующего соглашения между специализированной организацией, не являющейся газораспределительной организацией, с самой газораспределительной организацией.
Как указывает сам истец в апелляционной жалобе, ответчик является специализированной организацией, осуществляющей оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах (МКД), перечень которых приведён в приложении N 2 к соглашению N 181/2018-АДО.
То есть ответчик оказывает услуги по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в МКД.
В этой связи, определяя особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в пункте 131 предусматривают, что газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключённым в многоквартирном доме:
в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме;
в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, ответчик имеет собственную аварийно-диспетчерскую службу и соответствующее обеспечение обслуживаемых им объектов.
Толкование положений абзацев четвёртого и шестого пункта 7 Правил N 410 в их взаимосвязи позволяет апелляционному суду сделать вывод о том, что соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается, как правило, специализированной организацией, не имеющей в своём составе аварийно-диспетчерской службы, при безусловном наличии такой службы у газораспределительной организации.
Именно поэтому газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации в заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения.
В рассматриваемом случае у ответчика имеется подобная служба, а исходя из Правил N 410, как верно указал суд первой инстанции, у истца нет исключительного права требовать заключения соглашения с ответчиком, а последний при отсутствии у него соответствующей службы вправе заключить такое соглашение газораспределительной организацией имеющей аварийно-диспетчерскую службу.
Исходя из изложенного истец не доказал обязательности заключения с ним соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения и потому вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является верным и согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в вышеуказанном решении от 19.12.2018.
Ссылка истца в жалобе на письмо от 17.01.2018 N 1224-ЕС/04 Минстроя России (т. 2 л.д. 22) не принимается апелляционным судом, поскольку указанный документ не относится к правовым актам нормативного характера.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в её удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2018 по делу N А46-11534/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11534/2018
Истец: АО "ОМСКОБЛГАЗ"
Ответчик: ООО "ГАЗТЕХЭКСПЛУАТАЦИЯ"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы в Омской области