г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А21-6193/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиев М.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: Дорондова И.С. по доверенности от 12.02.2018.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33434/2018) ООО "Балтмедиа" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2018 по делу N А21-6193/2018 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "Балтмедиа"
к Межрайонной ИФНС N 10 по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтмедиа" (далее - ООО "Балтмедиа", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2018 N 89 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 12.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Балтмедиа" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, пункт 9.1 Инструкции позволяет сделать вывод, что в рамках исполнения контракта сторонами могут быть оформлены несколько видов подтверждающих документов, полагает, что Акт выполненных работ N 1 от 02.05.2017 относится к категории подтверждающих документов, поскольку содержит полные идентифицирующие сведения об оказанных услугах: ссылку на обязательство, в рамках которого осуществляются услуги, маршруты перевозки, количество и стоимость рейсов, следовательно, данный документ отвечает критериям первичных учетных документов. По мнению заявителя, суд пришел к ошибочному выводу о недостоверности информации, содержащейся в Акте N 1 от 02.05.2017. Дата, указанная в отметке CMR о размещении товара в зоне таможенного контроля (ЗТК), не позволяет достоверно установить выполнение перевозчиком условий, необходимых для принятия заказчиком услуги (перевозки) в качестве надлежащей, то есть штамп на CMR "Размещен в ЗТК..." не подтверждает факт доставки груза до места назначения и отсутствие у заказчика претензий в отношении полученного груза. Последним оформленным (датированным) подтверждающим документом является Акт выполненных работ N 1 от 02.05.2017, следовательно, с даты его оформления необходимо исчислять срок предоставления резидентом справки о подтверждающих документах.
В судебном заседании представитель Инспекции возразила против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не служит препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.11.2012 Общество заключило с фирмой MiedzyN arodova Spedycija "MIRTRAN S" Sp.zo.o. (Польша) (далее - нерезидент) Контракт N 6/BS-2012 (далее - Контракт), согласно которому Общество заказывает, а нерезидент выполняет автомобильные перевозки грузов (п. 1.1 Контракта).
Общая сумма Контракта на дату подписания составила 400 000 Евро (п. 4.1 Контракта), срок действия Контракта с учетом дополнительных соглашений - до 31.12.2018.
Согласно п. 3.9 Контракта нерезидент обязуется оказать услуги Обществу в срок не более 180 дней с момента поступления авансового платежа на расчетный счет нерезидента. Дополнительным соглашением от 26.09.2017 срок оказания услуги Обществу продлен до 320 дней.
В соответствии с п. 4.3 Контракта счета за выполненные перевозки выставляются в день выгрузки груза. Оплата за указанные услуги производится Обществом путем перечисления денежных средств в размере 100% от выставленных счетов на расчетный счет нерезидента в день выставления счета, платеж может производиться в виде авансового платежа (п. 4.4 Контракта). Согласно п. 4.5 Контракта контроль за расчетами осуществляется путем ежемесячного обмена информацией по взаимно предъявленным счетам.
На основании Контракта Общество 13.12.2012 оформило в Калининградском филиале публичного акционерного общества "Банк "Санкт-Петербург" (далее - уполномоченный банк) паспорт сделки N 12120002/0436/0024/4/1 (далее - ПС).
Из материалов дела следует, что в рамках Контракта нерезидент 07.07.2016, 17.07.2016 оказал Обществу услуги по перевозке грузов, что подтверждается данными приложения N 2 "Платежи по контракту N 6/BS-2012 от 30.11.2012", представленными Обществом в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) вх. N 45382145 от 13.10.2017, и штампом на CMR б/н "размещен в ЗТК 07.07.2016", CMR б/н "размещен в ЗТК 18.06.2016".
Согласно сведениям разделов II и III ведомости банковского контроля по ПС по состоянию на 30.11.2017 Общество перечислило нерезиденту денежные средства в сумме 145 600 евро, и нерезидентом были оказаны Обществу услуги на общую сумму 140 400 евро.
Согласно выставленным счетам-фактуры от 30.06.2016 N 10/PRO/Z/2016 и N 11/PRO/Z/2016 Общество перечислило нерезиденту в счет оказанных за 07.07.2016 и 17.07.2016 услуг денежные средства в общей сумме 5 200 евро (справки о валютных операциях (СВО) от 21.06.2016 на сумму 2 600 евро и от 27.06.2016 на сумму 2 600 евро).
При проведении налоговым органом проверки соблюдения Обществом валютного законодательства было установлено, что заявителем нарушен срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по ПС с приложением документов, подтверждающих оказание нерезидентом услуг в указанный период.
В соответствии с требованиями валютного законодательства Общество обязано было представить в банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы не позднее 19.08.2016, однако справка с подтверждающими документами была представлена Обществом в уполномоченный банк только 02.06.2017, то есть с нарушением срока на 193 рабочих дня.
По данному факту в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 391720170020/12 от 27.04.2018 по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
11.05.2018 вынесено постановление N 89 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Использование валютных ценностей, к которым относится иностранная валюта, в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом в соответствии с пунктом 9 "б" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) является валютной операцией.
Центральный банк Российской Федерации, являясь органом валютного регулирования и валютного контроля, в соответствии с частями 2 и 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ, устанавливает обязательные для резидентов единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 вышеуказанного Закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям.
Согласно п. 1.5 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (действовавшей в спорном периоде, далее - Инструкция N 138-И) к формам учета по валютным операциям отнесена справка о подтверждающих документах.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки, установлен Главой 9 Инструкции N 138-И.
В соответствии с п. 9.1 Инструкции N 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции, документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту.
Пунктом 9.1.3 Инструкции N 138-И определено, что в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, подтверждающими документами являются акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Согласно требованиям п. 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
В рассматриваемом случае исполнение обществом обязательств по контракту в виде перевозки груза на общую сумму 5 200 евро подтверждается счетами от 30.06.20106 г., от 14.07.2016 г. и CMR, содержащие отметку о размещении товара в ЗТК 18.06.2016 г. и 07.07.2016 г.
Таким образом, налоговым органом и судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что по указанным выше перевозкам общество должно было представить в банк паспорта сделки, справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы не позднее 19.08.2016.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что подтверждающие перевозку документы были представлены обществом лишь 02.06.2017, что нарушает установленный п. 9.2.2 Инструкции N 138-И срок на 193 рабочих дня, в связи с чем деяние Общества образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения заявителем правонарушения, не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Судом не установлено нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ (в минимальном размере штрафа).
В силу указанного имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2018 по делу N А21-6193/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6193/2018
Истец: ООО "Балтмедиа"
Ответчик: ФНС России Межрайонная инспекция N 10 по Калининградской области