г. Томск |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А67-8514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Стасюк Т.Е., Ярцева Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская" (N 07АП-12566/2018) на решение от 15.11.2018 Арбитражного суда Томской области N А67-8514/2018 (судья Белоконь И.А.)
по исковому заявлению акционерного общества "ТомскРТС" (ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880, 634034, г. Томск, пер. Нахановича, 4/А)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская" (ИНН 7017169872, ОГРН 1077017001467, 634061, г. Томск, ул. Тверская, 57)
о взыскании 27 754,61 руб.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное образование "Город Томск" в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, администрации Города Томска, Департамента финансов администрации Города Томска.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТомскРТС" (далее - АО "ТомскРТС") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская" (далее - ООО "УК "Тверская") о взыскании 27 754,61 руб. задолженности по оплате расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД по адресу: г. Томск, ул. Колхозная, 9.
Решением от 15.11.2018 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Тверская" (до изменения наименования - ООО "УК "Жилище") осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Томск, ул. Колхозная, 9, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений дома от 01.12.2014.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды (далее - ОДПУ), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В установленные действующим законодательством сроки общедомовой прибор учета на указанный многоквартирный дом установлен не был.
С 01.07.2012 обязанность установить коллективные (общедомовые) приборы учета согласно пункту 12 статьи 13 Закона об энергосбережении возложена на ресурсоснабжающую организацию независимо от согласия на это собственников.
Поскольку собственники не обеспечили установку ОДПУ добровольно и в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, АО "ТомскРТС" было вынуждено установить общедомовой прибор учета тепловой энергии на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Колхозная, 9.
Работы по установке ОДПУ выполнялись подрядчиком - ООО "МАКСЭС" на основании заключенного с АО "ТомскРТС" договора на установку (общедомовых) приборов учета тепловой энергии от 01.09.2015.
Стоимость работ по установке ОДПУ в МКД по адресу: г. Томск, ул. Колхозная, 9 согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат, акту приемки выполненных работ составила 143 644,94 руб.
С учетом дополнительных работ, стоимость которых составила 4 188,33 руб., всего стоимость установки ОДПУ в данном МКД составила 147 833,27 руб.
Работы в общей сумме оплачены платежными поручениями (л. д. 66, 74 том 1).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Томск" в МКД по адресу: г. Томск, ул. Колхозная, 9, составляет 565,80 кв. м.
Исходя из общей площади помещений в МКД (3 013,70 кв. м) и площади помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск" (565,80 кв. м) на момент установки прибора учета, истец произвел расчет доли расходов по установке ОДПУ, приходящейся на муниципальное образование "Город Томск", что составило 27 754,61 руб. (147 833,27 руб. / 3 013,70 кв. м * 565,80 кв. м с учетом НДС).
Неисполнение ООО "УК "Тверская" обязательств по оплате понесенных расходов послужило основанием для обращения АО "ТомскРТС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 13 Закон об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Исходя из части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (энергоснабжающие или сетевые), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункт 16 Правил N 491 для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 6, подпункт "ж" пункта 10, подпункт "к" пункта 11, подпункт "а" пункт 28 Правил N 491).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2015 N 303-ЭС15-2333, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пункт 24, пункт 26 Правил N 491).
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно управляющая компания как организация, наделенная полномочиями для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Данный вывод соответствует пункту 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, которым разъяснено, что если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета. Размер обязательства управляющей организации по возмещению этих расходов не должен превышать совокупный размер обязательств собственников помещений многоквартирного дома.
Факт исполнения истцом обязанности по установке приборов учета по спорному адресу и несение расходов подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Ссылка апеллянта на то, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку именно управляющая компания как организация, уполномоченная собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
В силу пункта 11 статьи 12 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Обязанности производить приемку в эксплуатацию, либо проводить согласование относительно стоимости и качества работ с собственниками помещений, при исполнении положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, для ресурсоснабжающей организации законом не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2018 Арбитражного суда Томской области N А67-8514/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8514/2018
Истец: АО "ТомскРТС"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Тверская"
Третье лицо: Администрация Города Томска, Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, Департамент финансов администрации Города Томска