Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2019 г. N Ф04-1900/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А46-10931/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 13 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16883/2018) Департамента городского хозяйства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 04.12.2018 по делу N А46-10931/2018 (судья Воронов Т.А.), принятое по иску товарищества собственников недвижимости "Кирова 7" (ИНН 5506232510, ОГРН 1145543038410) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199) о взыскании 62 718 руб. 10 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Трегубенко А.И. (паспорт, доверенность от 24.01.2019, N 6);
от товарищества собственников недвижимости "Кирова 7" - председатель правления Галета Е.Н. (паспорт, протокол от 31.10.2018, N 6), Вовженец А.С. (паспорт, доверенность от 01.06.2018, б/н),
установил:
Товарищество собственников недвижимости "Кирова 7" (далее по тексту - ТСН "Кирова 7", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент городского хозяйства, ответчик) (с учётом определения от 18.10.2018) о взыскании 62 718 руб. 10 коп., из которых 23 417 руб. 84 коп. - задолженность за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица Кирова, дом N 7 (квартиры N 67, 179), 39 300 руб. 26 коп. - пени по состоянию на 30.04.2018, а также 2081 руб. 54 коп. расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.12.2018 по делу N А46-10931/2018 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Судебный акт мотивирован наличием факта несвоевременной уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 7 по ул.Кирова, д.7 в г.Омске (квартиры N 67, 179), который подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент городского хозяйства обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 04.12.2018 по делу N А46-10931/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что Департамент городского хозяйства не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку на него Положением о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утверждённым Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 N 443, не возложены обязательства по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества муниципального жилого фонда города Омска.
Департамент городского хозяйства считает, что согласно Положению о департаменте жилищной политики Администрации города Омска, утверждённому Решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 105, данная обязанность возложена на последнего, что подтверждается сложившейся судебной практикой (дело N А46-14410/2017).
К апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства приложены дополнительные доказательства.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство о приобщении доказательств, отказал в его удовлетворении в связи с несоблюдением установленных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) условий для приобщения доказательств в суде апелляционной инстанции.
Так, по правилам указанной нормы права дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Поскольку представителем подателя жалобы не обоснована невозможность предоставления данных доказательств в суд первой инстанции, документы возвращены представителю Департамента городского хозяйства в зале судебного заседания.
ТСН "Кирова 7", не согласившись с доводами апелляционной жалобы ответчика, представило отзыв к апелляционной жалобе, который приобщён к материалам дела. В письменном отзыве истец отразил свою позицию по спору, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ТСН "Кирова 7" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв истца на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
25.09.2014 для управления многоквартирным жилым домом по адресу: город Омск, улица Кирова, дом 7, создано ТСН "Кирова 7".
В указанном доме муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области принадлежат два жилых помещения: квартира N 67, площадью 51,2 кв.м., и квартира N179, площадью 51,6 кв.м.
Собственниками помещений вышеуказанного дома изменён способ формирования фонда капитального ремонта со счёта регионального оператора на специальный счёт, владелец счёта - ТСН "Кирова 7", установлен размер ежемесячного взноса - 6,7 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения в месяц (в размере, установленном Правительством Омской области от 25.07.2013 N 170-п), что подтверждается протоколом от 28.09.2014 N 6. Представлены доказательства открытия специального счета в ОАО АКБ "РОСБАНК".
В связи с тем, что собственник квартир N N 67,179 по адресу: город Омск, улица Кирова, дом 7, взносы на капитальный ремонт общего имущества не вносил, истцом заявлено требование о взыскании 62 718 руб. 10 коп. задолженности, в том числе:
- задолженность по квартире N 67 за период с сентября 2014 года по апрель 2018 года включительно 11 663 руб. 36 коп., пени - 19 576 руб. 08 коп.;
- задолженность по квартире N 179 за период с сентября 2014 года по апрель 2018 года включительно 11 754 руб. 48 коп., пени - 19 742 руб. 18 коп.
Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате указанной задолженности явилось основанием для направления в адрес ответчика претензии от 05.03.2018 исх.N 7 с требованием о погашении задолженности в добровольном порядке.
Неисполнение Департаментом городского хозяйства требований, изложенных в претензии, явилось основанием для обращения ТСН "Кирова 7" в арбитражный суд с соответствующим иском.
04.12.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое ответчиком в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Таким образом, муниципальное образование городского округа город Омск как собственник жилых помещений в силу прямого указания закона обязано вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счёте (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счёте); перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счёте собственников помещений многоквартирного дома.
В силу части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счёте, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счёт относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указывалось выше, собственниками помещений рассматриваемого жилого дома принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте; утверждён взнос на капительный ремонт в размере 6,70 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения в месяц.
Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального
ремонта на специальном счёте, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175
настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счёт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Положением о департаменте жилищной политики Администрации города Омска, утверждённом Решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 105, установлено, что Департамент жилищной политики Администрации города Омска в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального жилищного фонда города Омска, организует работу по оплате коммунальных услуг жилых помещений до их заселения в установленном порядке (пункт 17).
К полномочиям Департамента городского хозяйства в соответствии с положением, утверждённым Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 N 443, отнесены организация капитального ремонта и ремонта объектов жилищного фонда; в сфере организации капитального ремонта и ремонта объектов жилищного фонда департамент: готовит предложения по ремонту объектов муниципального жилищного фонда, осуществляет организацию муниципальных адресных программ по капитальному ремонту, координирует деятельность организацией, обеспечивающих выполнение капитального ремонта, в пределах компетенции организует надлежащее исполнение судебных актов об обязании администрации г. Омска провести капитальный ремонт.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на Департамент городского хозяйства не возложены обязательства по оплате взносов, подлежащих уплате собственником жилого помещения в многоквартирном доме.
Поскольку жилые помещения являлись в спорный период собственностью муниципального образования город Омск, предъявление истцом настоящих требований к Департаменту городского хозяйства, а не к Департаменту жилищной политики Администрации города Омска не правомерно.
Доводы истца о том, что ответчик в письмах и в ходе судебного заседания суда первой инстанции подтверждал, что является надлежащим ответчиком, не может служить основанием для взыскания спорных взносов с неуполномоченного лица.
Согласно части 1 статьи 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Частью 3 статьи 266 АПК РФ предусмотрено, что в арбитражном суде апелляционной инстанции правила о замене ненадлежащего ответчика не применяются.
Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является основанием для отказа судом в удовлетворении заявленных требований к этому лицу и не препятствует удовлетворению иска, заявленного к надлежащему ответчику.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта соответственно изложенному.
Судебные расходы относятся апелляционным судом в порядке статьи 110 АПК РФ на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.12.2018 по делу N А46-10931/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10931/2018
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Кирова 7"
Ответчик: Администрация города Омска, Департамент городского хозяйства Администрации города Омска