Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2019 г. N Ф03-2324/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
13 февраля 2019 г. |
А73-15772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от АО "Оборонэнерго": Данилова Е.Н., представитель по доверенности от 26.12.2018 N 3;
от ФГУП "ЦЖКУ" Минобороны России: Наймушина М.Ю., представитель по доверенности от 28.12.2018 N ф-95;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 01.11.2018
по делу N А73-15772/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Лесниковой О.Н.,
по иску Акционерного общества "Оборонэнерго"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 563 974,88 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, место нахождения: г. Москва, далее - АО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, место нахождения: г. Москва, далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета в размере 563 974,88 руб.
Решением от 01.11.2018 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на осуществление с 01.11.2017 ответчиком управления и содержание имущества многоквартирных домов Министерства обороны РФ на основании договора управления жилищным фондом от 26.09.2017 N 3-УЖФ/ВВО-1.
Обязанность по содержанию имущества возложена на собственника в силу статьи 210 ГК РФ.
Доказательств того, что собственником помещений в многоквартирном доме принято решение о включении расходов на приобретение и установку общедомового (коллективного) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения в материалы дела не представлены.
Обязанность по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета, в соответствии с пунктами 5, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложена на собственника, в данном случае на Министерство обороны РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Оборонэнерго" с ее доводами не согласилось, просило оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав, что в соответствии с пунктом 150 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета возложена на сетевую организацию.
Истец, являясь сетевой организацией, произвело работы по установке и допуску в эксплуатацию общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Таким лицом в силу пункта 11 статьи 2 Закона "Об энергоснабжении" является управляющая организация.
В судебном заседании стороны поддержали изложенные позиции, дав соответствующие пояснения.
Представитель ответчика дополнительно указал на пропуск истцом срока исковой давности при обращении с настоящими требованиями в суд.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Согласно материалам дела ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам: Хабаровский край, Князе-Волконское-1, в/г 23, ДОС-36, ДОС-37, ДОС-38, ДОС-39, ДОС-40, ДОС-41 ДОС-42, ДОС-43, ДОС-44, ДОС-45, ДОС-46, ДОС-47, ДОС-48, ДОС-49, ДОС-50, ДОС-51, ДОС-52, ДОС-53; Хабаровский край, Нанайский район, п. Синда, в/г 41, ДОС-2, ДОС-3 ьна основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 26.09.2017 N З-УЖФ/ВВО-1.
АО "Оборонэнерго", являясь сетевой организацией, произвело работы по установке и допуску в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Хабаровский край. Князе-Волконское-1, в/г 23. ДОС-36, ДОС-37, ДОС-38, ДОС-39, ДОС-40, ДОС-41 ДОС-42, ДОС-43, ДОС-44, ДОС-45, ДОС-46, ДОС-47, ДОС-48, ДОС-49, ДОС-50, ДОС-51, ДОС-52, ДОС-53; Хабаровский край, Нанайский район, п. Синда, в/г 41, ДОС-2, ДОС-3, что подтверждается представленными в материалы дела актами допуска в эксплуатацию узла учета.
Размер понесенных сетевой организацией расходов на установку и допуск общедомовых приборов учета электрической энергии указанных в многоквартирных домах составил 583 974,88 руб.
Письмом от 20.08.2018 исх. N ДЛВ//050/1620 АО "Оборонэнерго" обратилось к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с просьбой возместить понесенные сетевой организацией расходы в указанном размере, выставив счет на оплату от 27.08.2018 NДЛВ00000172 (т.2 л.д.28).
Письмом от 28.08.2018 исх. N ДЛВ//050/1671 АО "Оборонэнерго" направило в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России претензию с требованием оплатить понесенные расходы (т.2 л.д.л.д.30-32).
Неисполнение требований, изложенных в претензии, явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об энергосбережении", закон N 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, заключены соответствующие договоры в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту к пункта 11, подпункту а пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса).
Во исполнение требования, установленного в пункте 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В случае невыполнения данных предписаний закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанность по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, пункт 38 (1) Правил N 491).
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет прийти к выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Изложенная позиция сформулирована также в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015.
Доводы заявителя жалобы о том, что он не являются надлежащими ответчиками по рассматриваемым требованиям, в силу изложенного подлежат отклонению.
Материалами дела подтверждается, что АО "Оборонэнерго", являясь сетевой организацией, произвело работы по установке и допуску в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии в указанных многоквартирных домах.
Ввод приборов учета электрической энергии в эксплуатацию подтверждается представленными в материалы дела подписанными актами N N 3/268, 3/267, 3/222, 3/224, 3/292, 3/223, 3/237, 3/236, 3/257, 3/235, 3/256, 3/255, 3/221, 3/238, 3/234, 3/233, 3/232, 3/258, 3/259, 3/231, 3/254, 3/253.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств оплаты расходов ответчиком суду не представлено.
Установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 563 974,88 руб., понесенных истцом по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в спорных многоквартирных домах.
Расчет исковых требований ответчиком не оспорен.
Ссылка заявителя жалобы на истечение срока исковой давности по предъявленным требованиям апелляционным судом не принимается, с учетом положений части 2 статьи 199 ГК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик о пропуске срока исковой давности не заявлял.
Наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции апелляционным судом не установлено, в связи с чем, правовых оснований для рассмотрения заявления ответчика о пропуске срока исковой давности у апелляционного суда не имеется.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.11.2018 по делу N А73-15772/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15772/2018
Истец: Акционреное общество "ОБОРОНЭНЕРГО", АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" по Восточному военному округу Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел N 5