г. Воронеж |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А64-6862/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сурненкова А.А.,
без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ Моршанск" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.11.2018 по делу N А64-6862/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья О.В. Соловьева) по иску акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247) к обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ Моршанск" (ОГРН 1076809000751, ИНН 6826032409), о взыскании 32 685, 11 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - ОАО "ТОСК", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ Моршанск" (далее - ООО "ЖКХ Моршанск", ответчик) о взыскании задолженности за сверхнормативное потребление электрической энергии ОДН за апрель, май, июнь 2018 г. в размере 32 685,11 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.11.2018 по делу N А64-6862/2018 с ООО "ЖКХ Моршанск" в пользу АО "ТОСК" взыскана задолженность за сверхнормативное потребление электрической энергии на ОДН за апрель, май, июнь 2018 г. в размере 32685,11 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "ЖКХ Моршанск" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Через систему канцелярию от АО "ТОСК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "ТОСК" и ООО "ЖКХ Моршанск" заключался договор энергоснабжения N 789 от 01.05.2008, который сторонами расторгнут с 01.01.2015.
Сопроводительным письмом от 06.12.2016 ОАО "ТОСК" в лице Моршанского отделения в адрес ООО "ЖКХ Моршанск" направлен договор купли-продажи электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома от 01.12.2016. Однако указанный договор управляющей компанией не подписан.
ОАО "ТОСК" за период с апреля по июнь 2018 года поставило электрическую энергию в обслуживаемые ООО "ЖКХ Моршанск" многоквартирные дома.
В многоквартирных домах, расположенных по адресам: Тамбовская область, г.Моршанск, 7-й городок, д.113, 7-й Жилгородок, общ.N 13 (2), общ.N 15 (1), ул.Белинского, д.6, ул.Высокая, д.2а, ул.Дзержинского, д.4а, д.4б, д.6, ул.Зеленая, д.12, д.28, д.30, д.37, д.38, д.39, д.41а, д.51/1, д.51/2, ул.Комсомольская, д.138, ул.Куйбышева, д.12, д.24, д.30, д.32, д.34, д.56, ул.Локомотивная, д.2а, ул.Полевая, д.57, ул.Чернышевского, д.3, сложилось сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды в апреле 2018 г. в количестве 1985,514 кВт.ч. на сумму 6937,58 руб., в мае 2018 г. в количестве 4401,069 кВт.ч. на сумму 15387,13 рублей, в июне 2018 г. в количестве 2836,373 кВт.ч. на сумму 10324,40 рублей.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ОАО "ТОСК" в адрес ООО "ЖКХ Моршанск" направлялись претензии от 16.05.2018, 18.06.2018, 17.07.2018 с требованием об оплате задолженности, в том числе, начисленной за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с апреля по июнь 2018 г. в размере 32685,11 рублей.
Наличие задолженности по оплате за потребление электрической энергии на общедомовые нужды сверх установленных нормативов явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу требований статей 307, 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со статьями 30, 39, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 44, пунктами 1, 2 ст. 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом, в том числе посредством управления управляющей организацией. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
В рассматриваемом случае собственники многоквартирных домов выбрали способ управления управляющей организацией - ООО "ЖКХ Моршанск", что не оспаривается сторонами.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Доля таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в котором проживает собственник.
Размер платы за коммунальную услугу в многоквартирном доме, представленный на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 1, пп. "а" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 и положениями Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Во исполнение обязательств по управлению многоквартирными домами указанной управляющей организацией заключался договор энергоснабжения N 789 от 01.05.2008 с гарантирующим поставщиком, на основании которого обеспечивалась поставка в многоквартирные жилые дома электрической энергии. Указанный договор сторонами расторгнут с 01.01.2015 по заявлению управляющей компании (от 01.12.2014 исх. N 02/595), что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Договор купли-продажи электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 01.12.2016, направленный истцом в адрес ответчика, последним не подписан.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.
Этой же нормой Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее - ОДН) за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, распределить размер превышения объема потребления электроэнергии на ОДН, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, можно только по решению самих собственников, принятому в установленном порядке на общем собрании. В случае, если такое решение собственниками не принято, стоимость коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в размере, превышающем нормативный объем потребления, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В рассматриваемом случае решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения общими собраниями собственников многоквартирных домов не принято.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, доказательств, подтверждающих обратное, вопреки требованиям ст.65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Расчет задолженности произведен истцом на основании показаний коллективных приборов учета электроэнергии, находящихся в управлении ООО "ЖКХ Моршанск" жилых домов, расположенных по адресам: 7-й городок, д.113, 7-й Жилгородок, общ.N 13 (2), общ.N 15 (1), ул.Белинского, д.6, ул.Высокая, д.2а, ул.Дзержинского, д.4а, д.4б, д.6, ул.Зеленая, д.12, д.28, д.30, д.37, д.38, д.39, д.41а, д.51/1, д.51/2, ул.Комсомольская, д.138, ул.Куйбышева, д.12, д.24, д.30, д.32, д.34, д.56, ул.Локомотивная, д.2а, ул.Полевая, д.57, ул.Чернышевского, д.3 города Моршанска Тамбовской области в спорный период. Указанные показания, равно как и объем сверхнормативного потребления электроэнергии, ответчиком не опровергнуты.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращение истца к ответчику с требованием об оплате стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды многоквартирных домов в размере, превышающем нормативный объем потребления, является правомерным.
Факт поставки электроэнергии подтверждается актами N М0003871 от 30.04.2018, NМ0004829 от 31.05.2017, NМ0005852 от 30.06.2018, счетами - фактурами NМ0005615/3 от 30.04.2018, NМ0007241/3 от 31.05.2018, NМ0008877/3 от 30.06.2018. Оплата электроэнергии на ОДН с апреля по июнь 2018 года ответчиком не произведена, образовалась задолженность в сумме 32685,11 рублей.
Указанная сумма составила размер платы за превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Данное превышение устанавливается над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ, п. 2 ст. 37, п.5 ст.38 Федерального закона РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" договор купли-продажи, поставки электрической энергии, является публичным, отказ коммерческой организации от заключения которого, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Таким образом, понуждение покупателя к заключению названных договоров в настоящем случае не предусмотрено действующим законодательством, равно как и не установлена обязанность заключения договора энергоснабжения для управляющей компании (потребителя) как исполнителя коммунальной услуги.
Вместе с тем, отсутствие между сторонами надлежаще заключенного договора не освобождает абонента от оплаты оказанных ему услуг электроснабжения, возмездный характер которых обусловлен нормами пункта 3 статьи 423 и пункта 1 статьи 539 ГК РФ, в рамках фактически сложившихся правоотношений. И в данном случае истец не лишен возможности получать плату за поставляемую им электрическую энергию.
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ, данным в п. 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
При этом лицо, обязанное перед ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку энергоресурса для использования в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных жилых домов, определяется с учетом особенностей жилищного законодательства.
Управляющие компании, в силу статей 161, 162 ЖК РФ, п.13 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе, приобретать энергоресурсы посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров купли-продажи, поставки коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению, в том числе предоставляемую для обеспечения общедомовых нужд.
В силу ст.44, 161 ЖК РФ и пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 ООО "ЖКХ Моршанск" является для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, расположенных в г.Моршанске Тамбовской области по адресам: 7-й городок, д.113, 7-й Жилгородок, общ.N13 (2), общ.N15 (1), ул.Белинского, д.6, ул.Высокая, д.2а, ул.Дзержинского, д.4а, д.4б, д.6, ул.Зеленая, д.12, д.28, д.30, д.37, д.38, д.39, д.41а, д.51/1, д.51/2, ул.Комсомольская, д.138, ул.Куйбышева, д.12, д.24, д.30, д.32, д.34, д.56, ул.Локомотивная, д.2а, ул.Полевая, д.57, ул.Чернышевского, д.3, исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе, мест общего пользования, которому собственники и должны производить оплату за спорные услуги.
В силу ст.ст. 153-154, пунктами 2, 2.2 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме. В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом (пункты 8 и 9 Правил N 354).
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Из системного анализа вышеуказанных положений следует, что жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Оснований для освобождения компании, в управлении которой находятся спорные многоквартирные дома, от оплаты электроэнергии, поставленной обществом на общедомовые нужды, в объеме, превышающем норматив потребления этой услуги, не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2017 N 36-КГ16-23, от 17.05.2017 N 301-ЭС17-4465, от 08.11.2018 по делу NА72-11432/2017.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
В порядке ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины отнесены на ответчика.
Доводы апелляционной жалобы том, что истец является исполнителем коммунальной услуги, между сторонами отсутствуют договорные отношения, в связи с чем, полагает, что отсутствуют основания для взыскания с управляющей компании стоимости за сверхнормативное потребление электрической энергии, приходящееся на общедомовые нужды, отклоняются как неоснованные на материалах дела и нормах права.
Судебная коллегия исходит из того, что факт поставки электроэнергии истцом, равно как объем и расчет стоимости ответчик не оспаривает.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ, пункта 2 статьи 37, пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" договор купли-продажи, поставки электрической энергии является публичным, отказ коммерческой организации от заключения которого, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.
Отсутствие между сторонами надлежаще заключенного договора не освобождает абонента от оплаты оказанных ему услуг электроснабжения, возмездный характер которых обусловлен нормами пункта 3 статьи 423 и пункта 1 статьи 539 ГК РФ, в рамках фактически сложившихся правоотношений.
В данном случае истец не лишен возможности получать плату за поставляемую им электрическую энергию.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 2 Информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
При этом лицо, обязанное перед ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку энергоресурса для использования в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных жилых домов, определяется с учетом особенностей жилищного законодательства.
Управляющие компании, в силу статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе, приобретать энергоресурсы посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров купли-продажи, поставки коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению, в том числе предоставляемую для обеспечения общедомовых нужд.
В силу статей 44, 161 ЖК РФ и пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ООО "ЖКХ Моршанск" является для собственников и пользователей помещений спорных многоквартирных домов, исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе мест общего пользования, которому собственники и должны производить оплату за спорные услуги.
Согласно статьям 153 - 154, части 7.1 статьи 155, частям 2, 2.2 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом (пункты 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Из системного анализа вышеуказанных положений следует, что жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Пункт 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, на который ссылается ответчик, не наделяет ресурсоснабжающую организацию правом управления многоквартирным домом, а соответственно не определяет ее исполнителем коммунальной услуги лишь по причине выставления платежных документов потребителям в случае иного фактически используемого порядка расчетов.
Признание исполнителем коммунальных услуг ОАО "ТОСК" в лице Моршанского отделения ввиду отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией в настоящем случае основано на неверном толковании материальных норм права и противоречит действующему законодательству.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 36-КГ16-23 от 24.01.2017, N 301-ЭС17-4465 от 17.05.2017.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, требования истца о взыскании с ответчика задолженности за сверхнормативное потребление электрической энергии ОДН за апрель, май, июнь 2018 г. в размере 32 685,11 руб. являются обоснованными и документально подтвержденными, в связи с чем, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017 - с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 12.11.2018 по делу N А64-6862/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя - ООО "ЖКХ Моршанск".
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.11.2018 по делу N А64-6862/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ Моршанск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6862/2018
Истец: АО "Тамбовская областная сбытовая компания" АО"ТОСК" в лице Моршанского отделения
Ответчик: ООО "ЖКХ Моршанск"