Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2019 г. N Ф08-2536/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2019 г. |
дело N А32-28618/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского хозяйства "Шипитого Алексея Ивановича" на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2018 о прекращении производства по делу N А32-28618/2018, принятое в составе судьи Лукки А.А. по заявлению крестьянского хозяйства "Шипитого Алексея Ивановича" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Межмуниципальному отделу по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; временно исполняющему обязанности начальника по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Скрипкиной Диане Юрьевне; государственному инспектору по охране земель Максаковой Анжелике Владимировне о восстановлении процессуального срока, признании недействительным акта административного обследования,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское хозяйство "Шипитого Алексея Ивановича" (далее - крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), Межмуниципальному отделу по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; временно исполняющему обязанности начальника по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Скрипкиной Диане Юрьевне; государственному инспектору по охране земель Максаковой Анжелике Владимировне о восстановлении процессуального срока, о признании недействительным и отмене акта административного обследования от 22.08.2017 N 67; о признании незаконными и не соответствующим действующему законодательству (должностным инструкциям, административному регламенту Росреестра, Положению о госземнадзоре N1, ЗК РФ, ФЗ-137, ФЗ-294, и др.) действий (бездействий), выразившиеся в неоднократном грубом искажении (фальсификации) фактических, обстоятельств в составленном и утверждённом ими по результатам обследования акте N 67 от 22.08.2017, неоднократном внесении в него заведомо недостоверных фиктивных сведений и невнесении (неотражении в нем) реальных фактических обстоятельств, вынесении частного определения в адрес Росреестра (г. Москва) и ПКК о проведении в рамках внутреннего ведомственного контроля и прокурорского надзора служебной и прокурорской проверок в отношении должностных лиц УФРС КК по изложенным в настоящем фактам систематического грубого нарушения действующего законодательства РФ.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2018 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поскольку дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку обжалуемый акт административного обследования лишь фиксирует выявленные в момент проверки обстоятельства и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении, не устанавливает административную ответственность и не порождает для заявителя каких-либо негативных, в том числе правовых последствий, обязательных для исполнения, а также не создает препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, а оспариваемые действия заинтересованных лиц и должностных лиц не связаны с предпринимательской деятельностью заявителя и не ущемляют его права и интересы в области экономической деятельности, а также заявлены не в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В отношении заявления о вынесении частного определения суд указал, что отсутствует правовое основание для вынесения частного определения ввиду недоказанности факта нарушения законодательства Российской Федерации.
Крестьянское хозяйство "Шипитого Алексея Ивановича" обжаловало определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило его отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для прекращения производства по делу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Таким образом, основным критерием отнесения спора к подведомственности арбитражного суда является нарушение действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право, в том числе, осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
В соответствии со статьей 71.2 Земельного кодекса РФ в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
При этом под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (часть 2 статьи 71.2 ЗК РФ)
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 71.2 ЗК РФ).
В силу пункта 8 Постановления Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" результаты административного обследования объектов земельных отношений используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, привлечение к которой не относится к компетенции органа государственного земельного надзора, проводившего административное обследование, акт административного обследования этого объекта земельных отношений подлежит направлению в течение 5 рабочих дней со дня подписания в орган государственного земельного надзора, уполномоченный на рассмотрение дела о таком нарушении, для проведения проверки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 14 Постановления Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений").
С учетом приведенных положений действующего законодательства акт административного обследования объекта земельных отношений является документом, в котором фиксируются выявленные нарушения земельного законодательства, не является ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, поскольку не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, которые могли бы нарушать гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Наличие либо отсутствие нарушения законодательства (в том числе состава административного правонарушения) устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения акта, по итогам которого уполномоченным органом принимается соответствующее решение о включении объекта земельных отношений в ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации и направления акта в орган государственного земельного надзора, уполномоченный на рассмотрение дела о таком нарушении, для проведения проверки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, акт административного обследования объекта земельных отношений, не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку не является итоговым актом административного органа, возлагающим какие-либо обязанности и создающим препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые последствия для крестьянского хозяйства могут возникнуть лишь в результате принятия на основании указанного акта проверки каких-либо ненормативных актов, которые крестьянское хозяйство вправе оспаривать в самостоятельном порядке и в рамках оспаривания таких ненормативных правовых актов заявлять доводы в отношении акта административного обследования, как одного из доказательств, в том числе, обстоятельства, которые могут привести к исключению акта из доказательственной базы случае получения такого доказательства с нарушением закона.
Производство по делу в части заявленных требований крестьянского хозяйства о признании незаконными действий должностных лиц по включению сведений в акт обследования объекта земельных отношений также правомерно прекращено поскольку согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" должностные лица, осуществляющие административное обследование объекта земельных отношений, а также должностные лица, утверждающие акты административного обследования объекта земельных отношений, несут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, административную и дисциплинарную ответственность, в том числе за достоверность и обоснованность установленных в результате административного обследования объекта земельных отношений обстоятельств.
Таким образом, предусмотрена специальная процедура и порядок принятия решений в случае установления обстоятельств недостоверности отраженных в акте сведений.
Привлечение к ответственности должностных лиц не может быть рассмотрено судом в порядке главы 24 АПК РФ при оспаривании действий по включению сведений в акт обследования объекта земельных отношений.
Относительно вынесения частного определения суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу статьи 188.1 АПК РФ при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
Из содержания данной нормы следует, что целью вынесения частного определения является устранение выявленных судом нарушений требований законодательства Российской Федерации органами публичной власти, должностными и иными лицами.
Между тем, поскольку нарушения со стороны должностных лиц не устанавливались, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие правовых оснований для вынесения частного определения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятого судом первой инстанции определения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2018 о прекращении производства по делу N А32-28618/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28618/2018
Истец: КФХ "ШИПИТОГО АЛЕКСЕЯ ИВАНОВИЧА", Кх Шипитого А И, ПРЕДСТАВИТЕЛЮ КХ "ШИПИТОГО А.И." ГРЕБЕНКИНУ А.А.
Ответчик: Временно исполняющий обязанности начальника по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Скрипкина Диана Юрьевна, государственный инспектор по охране земель Максакова Анжелика Владимировна, Максакова А В, Межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Межрайонный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Скрипкина Д. Ю., Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю