Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2019 г. N Ф03-1300/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А51-16843/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Верещагиной,
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте,
апелляционное производство N 05АП-300/2019
на решение от 13.12.2018
судьи Н.А. Мамаевой
по делу N А51-16843/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску Фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края"
(ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195)
к Владивостокскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте
(ИНН 2540041238, ОГРН 1022502278127)
о взыскании 25 315 рублей 75 копеек,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (далее - истец, Фонд, ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края") обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Владивостокского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - ответчик, Владивостокское ЛУ МВД России на транспорте) 3 160,14 руб. пеней за период с 21.10.2016 по 06.09.2018 за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Решением от 13.12.2018 суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Владивостокское ЛУ МВД России на транспорте обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что в обоснование своих требований истцом не представлены доказательства направления в адрес ответчика документов на оплату взносов за спорный период.
Также, по утверждению апеллянта, срок исковой давности по требованию истца о взыскании пеней, начисленных на задолженность за период с октября 2014 года по август 2015 года, истек.
Ответчик явку своего представителя в суд не обеспечил.
Фонд своего представителя для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направил, в материалы дела представил письменный отзыв на жалобу, по тексту которого доводы апелляционной жалобы опроверг, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также в материалы дела истцом представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Поскольку о времени и месте судебного заседания стороны по настоящему делу надлежащим образом извещены, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу ответчика в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества МКД в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 1 статьи 20, часть 2 статьи 178 ЖК РФ) в Приморском крае создана специализированная коммерческая организация - ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (региональный оператор), к функциям которой относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (статья 180 ЖК РФ).
По данным единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним Владивостокскому ЛУ МВД России на транспорте на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение площадью 87,5 кв. м, расположенное на 2 этаже здания по ул. Алеутская, 22 в г. Владивостоке.
Указанное здание включено в перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па.
Согласно перечню МКД Владивостокского городского округа, включенных в вышеуказанную краевую программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (Приложение к постановлению администрации года Владивостока от 23.09.2014 N 8597), дом N 22 по ул. Алеутская значится в данном перечне.
В связи с тем, что по платежным документам (счетам) Фонда за период с октября 2014 года по ноябрь 2017 года ответчик не производил оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД, Фонд обратился к нему с претензией от 12.01.2018 N 11-исп/68-фд о погашении числящейся задолженности.
В связи с тем, что указанная претензия оставлена Владивостокским ЛУ МВД России на транспорте без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом неоднократного уточнения объема заявленных требований).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и в размере, который устанавливается одинаковым для всех собственников жилых и нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений (статья 39 ЖК РФ).
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося в его собственности.
Право оперативного управления - это вещное право лица, не являющегося собственником имущества (пункт 1 статьи 216 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника.
Из изложенного следует, что поскольку Владивостокское ЛУ МВД России на транспорте осуществляет правомочия собственника имущества, оно и несет расходы на его содержание.
Согласно статье 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" (далее - Закон N 227-КЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Учитывая, что перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па опубликован в "Приморской газете" от 31.01.2014 N 9 (874), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в МКД наступила у собственников помещений в спорном МКД с 01.10.2014.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 227-КЗ минимальный размер взноса устанавливается Администрацией Приморского края на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном настоящим Законом. Минимальный размер взноса, установленный на второй и третий год указанного трехлетнего периода, подлежит индексации, исходя из уровня инфляции.
Администрацией Приморского края установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД на 2014-2016 годы в размере 6,57 руб./кв. м в месяц, на 2017-2019 годы - 7,10 руб./кв. м в месяц (постановления от 18.11.2013 N 411-па; от 17.11.2016 N 534-па).
В силу положений статьи 7 Закона N 227-КЗ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Из материалов дела следует, что оплата взносов на капитальный ремонт за октябрь 2014 года - ноябрь 2017 года произведена Владивостокскому ЛУ МВД России на транспорте 06.09.2018, то есть за пределами установленного Законом N 227-КЗ срока.
Таким образом, факт нарушения ответчиком денежного обязательства установлен.
На основании статей 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Требование о взыскании суммы пеней заявлено истцом за период с 21.10.2016 по 06.09.2018.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
С 29.12.2016 действует новая редакция части 14.1 статьи 155 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательства по сроку оплаты взносов на капитальный ремонт судом установлен, и ответчиком не оспорен, суд пришел к верному выводу о том, что требование истца о взыскании пеней за нарушение сроков оплаты взносов на капитальный ремонт заявлено правомерно.
Расчет пеней судом проверен и признан обоснованным.
При этом, вопреки позиции апеллянта, коллегия отмечает, что обязанность ответчика по внесению данных платежей, сроки их внесения прямо установлены законом, поэтому невыставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества (взносы на капитальный ремонт) и от ответственности за неисполнение данной обязанности.
Внесение, в частности, платы за содержание общего имущества многоквартирного дома (включающей взносы на капитальный ремонт) является предусмотренной законом обязанностью собственника помещения в данном доме, в связи с чем последний, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться к истцу за соответствующими платежными документами. (Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 N 309-ЭС17-6399 по делу N А34-3853/2016).
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в отношении требований истца о взыскании пеней, начисленных на задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с октября 2014 года по август 2015 года, повторно заявленный в апелляционной жалобе, был предметом рассмотрения судом первой инстанции, оценен и правомерно им отклонен, в связи с признанием ответчиком факта наличия у него задолженности перед Фондом за спорный период и ее оплатой, что в силу положений статьи 206 ГК РФ свидетельствует о начале течения срока исковой давности заново.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения и не опровергают выводы суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Принимая во внимание, что Владивостокское ЛУ МВД России на транспорте освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов в связи с рассмотрением апелляционной жалобы судебной коллегией не обсуждается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.12.2018 по делу N А51-16843/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Верещагина |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16843/2018
Истец: ФОНД ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ЛИНЕЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ