Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2019 г. N Ф06-46503/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А65-29300/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Арслан" - представитель Ахметсафин Р.Р. (доверенность от 20.09.2018),
от муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" - представитель не явился, извещено,
от Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Арслан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2018 года по делу N А65-29300/2018 (судья Бредихина Н.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арслан", г.Казань (ОГРН 1031630202713, ИНН 1660018550)
к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674)
о признании незаконным решения N 7763/кзио от 22.06.2018 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110108:172 площадью 132 кв.м. по пр. Ямашева,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арслан" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - ответчик) о признании незаконным решения N 7763/кзио от 22.06.2018 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110108:172 площадью 132 кв.м. по пр. Ямашев в г.Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Арслан" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования общества удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что только после утверждения в составе проекта планировки территории красные линии становятся общеобязательными и обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, следовательно, красные линии не утверждены, а ответчик не доказал соотношение точек расположения объекта - земельного участка и точек расположения красных линий.
В судебном заседании представитель ООО "Арслан" доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" и третье лицо Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета извещены о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направили.
В соответствии с ч.5 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ООО "Арслан", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что заявитель на основании договора аренды N 18559 от 09.11.2015 г. владеет муниципальным земельным участком с кадастровым номером 16:50:110108:172 площадью 132 кв. м, расположенным по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, вблизи дома N 32 по пр. Ямашева.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости - торговый павильон, общая площадь 86,2 кв. м, кадастровый номер 16:50:110108:2819, инв. N 2000, лит.А, который принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 16-АН N294980 от 18.03.2014. Указанный объект приобретен заявителем по договору купли-продажи нежилого здания (торгового павильона) от 24.09.2013 г.
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка в порядке реализации исключительного права на приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.
Письмом от 22.06.2018 г. N 7763/КЗИО-ИСХ МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" отказал ООО "Арслан" в предоставлении в собственность земельного участка, сославшись на то, что земельный участок находится в границах проектных красных линий.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По правилам статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В пункте 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган указал в своем решении, что запрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 16:50:110108:172 вблизи дома N 32 по пр. Ямашева расположен в границах красных линий, являющихся границей территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе согласно пункта 17 названной статьи указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Судом первой инстанции правильно указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Судом обоснованно приняты во внимание разъяснения, подлежащие применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка в абзаце 4 п. 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах и транспортных развязках.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15, 16 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно п.п. "а" п. 1 ч. 3 ст.42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
По смыслу п.4.1-4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов панировки и застройки градостроительных объектов. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Согласно п. 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 г. N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани", с учетом протокола публичных слушаний от 25.12.2006 г. и заключения по результатам публичных слушаний от 23.02.2007 г., утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани.
Соответственно, на момент обращения ООО "Арслан" с заявлением о выкупе земельного участка Генеральный план муниципального образования города Казани уже был утвержден решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 г. N 23-26.
Пунктом 3.2.2 Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, которое заключается в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорог путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в разных уровнях.
Суд первой инстанции обоснованно сослался на действующий Генеральный план г.Казани, утвержденный решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 г. N 23-26, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 16:50:110108:172 расположен в границах улично-дорожной сети по проспекту Ямашева.
Согласно схеме улично-дорожной сети и транспорта действующего Генплана г.Казани данная улица (проспект Ямашева) является улицей общегородского значения с координированным светофорным движением по "Зеленой волне".
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
При этом, согласно п.п. "а" п. 1 ч.3 ст. 42 ГрК РФ красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с п. 7 ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в представлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
В абзаце 4 п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что правомерным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Суд первой инстанции правильно отметил, что исходя из п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ Генеральный план, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, являющийся документом территориального планирования в силу ст. 18 ГрК РФ, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку им предусмотрено размещение объекта местного значения - улицей общегородского значения с координированным светофорным движением по "Зеленой волне".
Следовательно, земельный участок, в пределах границ которого расположены, как существующие, так и планируемые в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 г. N 23-26, объекты транспортной инфраструктуры, не может быть приватизирован в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, с учетом п. 17 ст. 39.16. ЗК РФ и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что наличие в генеральном плане населенного пункта сведений о наличии на испрашиваемом заявителем земельном участке территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, является самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Суд первой инстанции верно учел, что представленная схема общегородской улично - дорожной сети и транспорта, согласованная отделом проектов планировок 04.12.2018 г., свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах отвода улицы общегородского значения с координированным светофорным движением по "Зеленой волне" (л.д. 45).
С учетом изложенных обстоятельств довод подателя жалобы о том, что только после утверждения в составе проекта планировки территории красные линии становятся общеобязательными и обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку прошедшая согласование схема общегородской улично - дорожной сети и транспорта является неотъемлемой частью проекта планировки территории, который устанавливается в соответствии с Генеральным планом территории, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 г. N 23-26.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем Управления были даны пояснения о том, что в Генеральном плане территории координаты границ красных линий не отображаются, поскольку данное требование не вытекает из положений ГрК, испрашиваемый земельный участок находится в пределах территории общего пользования.
Следовательно, на основании документа территориального планирования -Генерального плана города Казани, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку с размещением на данной территории объектов общего пользования (улично - дорожной сети) в частную собственность предоставлен быть не может.
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани", изложенное в письме от 22.06.2018 г. N 7763/КЗИО-ИСХ, соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "Арслан" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 АПК РФ и ст. 333.21 НК РФ следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2018 года по делу N А65-29300/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29300/2018
Истец: ООО "Арслан", г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: МУ "Управление архитектуры и градостроительсва Исполнительного комитета мо г. Казани", МУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета мо г. Казани", ООО "Арслан"