г. Вологда |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А13-9646/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от Департамента имущественных отношений Вологодской области Мясниковой Е.В. по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Сокол в лице администрации города Сокола на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2018 года по делу N А13-9646/2018 (судья Лукенюк О.И.),
установил:
муниципальное образование город Сокол в лице администрации города Сокола (место нахождения: 162130, Вологодская обл., г. Сокол, ул. Советская, д. 73; ОГРН 1053500606884, ИНН 3527011620; далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Козленская, д. 8, ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122; далее - Департамент имущественных отношений), Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Горького, д. 35; ОГРН 1093525019390, ИНН 3525234212; далее - Департамент дорожного хозяйства) со следующими требованиями:
- возложить на Департамент имущественных отношений обязанность принять в собственность Вологодской области следующее имущество:
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201007:220, площадью 63 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Водников;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201012:255, площадью 88 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201021:300, площадью 153 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205010:723, площадью 84 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201026:444, площадью 131 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201028:216, площадью 72 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201010:122, площадью 126 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201026:445, площадью 209 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201025:1226, площадью 180 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201028:217, площадью 130 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201018:916, площадью 230 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205015:232, площадью 70 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205002:321, площадью 44 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205010:724, площадью 78 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205004:60, площадью 136 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205002:320, площадью 50 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205016:346, площадью 47 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205016:345, площадью 54 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205014:146, площадью 48 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0205012:72, площадью 59 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина;
земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201022:1039, площадью 132 кв.м, местонахождение: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская;
- возложить на Департамент дорожного хозяйства обязанность обеспечить содержание и ремонт автомобильных дорог, надлежащую организацию дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории города Сокол, в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, правилами, стандартами, техническим нормами, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Требования указаны с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, которым возложить на Департамент имущественных отношений обязанность принять в собственность Вологодской области земельные участки, указанные в исковом заявлении. В обоснование жалобы ссылается на несогласие с выводами суда первой инстанции.
Департамент имущественных отношений в письменных объяснениях и его представители в судебном заседании возражали относительно удовлетворения жалобы.
Администрация и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Администрация направила ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Заслушав объяснения представителя Департамент имущественных отношений, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам рабочего визита Губернатора Вологодской области в Сокольский муниципальный район принято решение о подготовке пакета документов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление N 374) для передачи имущества в собственность области, о проработке вопроса принятия на баланс и последующего финансирования дорожных сооружений (автобусные остановки, заездные карманы, полосы разгона и торможения, обочины, тротуары и другие конструктивные элементы, являющиеся неотъемлемой частью, и земельные участки под ними), находящихся в муниципальной собственности, являющихся технологической частью находящихся в областной собственности магистральных улиц г. Сокол.
Администрация неоднократно направляла в адрес Департамента имущественных отношений комплект документов, необходимых для передачи вышеуказанного имущества в собственность Вологодской области, но ввиду его несоответствия требованиям постановления правительства Вологодской области от 04.03.2005 N 224 "Об организации работы по обеспечению принятия в собственность области муниципального имущества и организаций, передаваемых в связи с разграничением полномочий" возвращался истцу на доработку".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на отсутствие другой возможности регистрации права собственности на спорное имущество, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), перечень которых не является исчерпывающим.
Вопросы передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно установленному порядку решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 04.03.2005 N 224 "Об организации работы по обеспечению принятия в собственность области муниципального имущества и организаций, передаваемых в связи с разграничением полномочий" (далее - Постановление N 224) решение о передаче муниципального имущества в собственность области принимается Правительством области.
В целях принятия соответствующего решения органами местного самоуправления направляются предложения о передаче имущества уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Таким органом в Постановлении N 224 определен Департамент имущественных отношений.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что Администрация дважды (07.12.2016 и 17.02.2017) обращалась в Департамент имущественных отношений с целью согласования имущества, передаваемого в собственность Вологодской области, прилагая комплект документов.
Вместе с тем, указанные документы возвращены Администрации, поскольку представленный пакет документов не соответствовал требованиям законодательства, а именно: не осуществлена государственная регистрация права собственности на земельные участки, не получено согласие отраслевого органа.
Таким образом, у Департамента имущественных отношений отсутствовал полный комплект документов, предусмотренный Постановлением N 374.
В июле 2017 года истец обращался в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки.
Управлением Росреестра 21.08.2017 приостановлена государственная регистрация в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" право федеральной собственности, собственности субъектов или муниципальной собственности на земельные участки возникает лишь в том случае, если такие участки были предоставлены вышеуказанным органам (организациям) до 01.07.2006, то есть до вступления в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Процедура разграничения государственной собственности на землю в РФ в отношении земельных участков, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", была завершена 01.07.2006, какое-либо предоставление земельных участков после этой даты не может служить основанием для государственной регистрации права публичной собственности на такие земельные участки.
В случае, если земельный участок был предоставлен вышеуказанным органам (организациям) после 01.07.2006, то право федеральной собственности, собственности РФ или муниципальной собственности на такой земельный участок по основаниям, предусмотренным статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" не возникает.
Действия Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации обжалованы не были. 15.09.2017 государственная регистрация права собственности на земельные участки была прекращена.
На момент вынесения решения государственная регистрация права собственности на земельные участки не осуществлена, с заявлением в суд о регистрации права собственности истец не обращался.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца являются необоснованными, нарушающими принципы разграничения полномочий и имущества публично-правовых образований, определенные федеральным законодательством.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2018 года по делу N А13-9646/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Сокол в лице администрации города Сокола - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9646/2018
Истец: город Сокол в лице Администрации города Сокола Вологодской области
Ответчик: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области
Третье лицо: Росреестр, ТУ Росимущества, Управление Росреестра по ВО