г. Красноярск |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А74-4474/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Усиповой Д.А., Хабибулиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Хакасэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "28" ноября 2018 года по делу N А74-4474/2018, принятое судьёй Мельник Л.И.
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - истец, ПАО "МРСК Сибири") (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - ПАО "МРСК Сибири", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к акционерному обществу "Хакасэнергосбыт" (далее - ответчик, АО "Хакасэнергосбыт") (ИНН 1901067690, ОГРН 1051901067998, далее - АО "Хакасэнергосбыт", ответчик) о взыскании 11 658 909 рублей 42 копеек, из которых 948498 рублей 85 копеек задолженности по договору за декабрь 2017 года, 2 174 610 рублей 57 копеек неустойки, исчисленной за период с 12.12.2017 по 31.07 2018.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.11.2018 принят отказ ПАО "МРСК Сибири" от иска в части требования о взыскании с АО "Хакасэнергосбыт" 29 933 568 рублей 73 копеек и начисления неустойки на сумму задолженности за декабрь 2017 года, начиная с 01.08.2018 по день её фактической оплаты в соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и прекращено производство по делу NА74-4474/2018 в указанной части. Иск удовлетворен частично. С АО "Хакасэнергосбыт" в пользу ПАО "МРСК Сибири" взыскано 9 186 110 рублей 55 копеек, в том числе 8 265 750 рублей 97 копеек задолженности, а также 920 359 рублей 58 копеек неустойки за период с 01.12.2017 по 31.07.2018, а также 64 052 рублей 72 копеек расходов по уплате государственной пошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Ответчик в своей жалобе просит отменить обжалуемое решение в части удовлетворения требований ПАО "МРСК Сибири" о включении в объем подлежащих оплате услуг по передаче электроэнергии, объема электрической энергии, переданного истцом потребителям в многоквартирные жилые дома в сумме 163 258 рублей 83 копеек, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что в рассматриваемом случае, при наличии в многоквартирных домах непосредственного способа управления (а также, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован) объем услуги по передаче электрической энергии, оказанной отдельному потребителю коммунальной услуги электроснабжения должен определяться как сумма объема ресурса, поставленного в жилое помещение, и объема ресурса потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенного в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 11.02.2019.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 15.01.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 16.01.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражения не поступили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
01.01.2008 ОАО "Хакасэнерго" (правопредшественник ОАО "МРСК Сибири" до 03.06.2008) - исполнитель и ОАО "Хакасэнергосбыт" - заказчик заключили договор об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности N 188/01 (в редакции дополнительных соглашений) (далее - договор), в соответствии с которыми исполнитель обязуется оказывать услуги заказчику по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и сетям смежных ТСО на праве собственности или (и) ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором (пункт 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.4 договора заказчик заключает договор с исполнителем в интересах потребителей, подключенных к сетям исполнителя непосредственно либо опосредованно, указанных в приложении N 2 к договору.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 договора (в редакции дополнительного соглашения N 29 от 11.03.2013) расчетным периодом для оплаты оказываемых услуг является один календарный месяц; исполнитель по окончании расчетного периода определяет объемы оказанных услуг по передаче электроэнергии и мощности в соответствии с порядком, определенным в Приложении N 8, и направляет заказчику: акт согласования по объемам услуг по передаче электроэнергии и мощности потребителя (покупателям) заказчика, подключенных от электрических сетей исполнителя и смежных ТСО с разбивкой по уровням напряжения; акты об оказании услуг по передаче электроэнергии и мощности по форме 16.11 часть 1; счет, счет-фактуру.
Заказчик обязан в течение 3 рабочих дней с момента получения от исполнителя указанных документов рассмотреть их и при отсутствии претензий подписать представленные акты (пункт 8.3 договора).
При возникновении у заказчика обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг он обязан: сделать соответствующую отметку в акте, указать отдельно в акте неоспариваемую и оспариваемую части оказанных услуг, подписать документы и в течение 3 рабочих дней направить исполнителю. Неоспариваемая часть оказанных услуг подлежит оплате в сроки согласно условиям настоящего договора. Оспариваемая часть подлежит оплате в течение 3 дней с даты урегулирования разногласий по объему и качеству оказанных услуг на основании протокола урегулирования разногласий (пункт 8.4 договора).
Заказчик оплачивает услуги по передаче электроэнергии до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании согласованного сторонами акта выполненных услуг, счета и счета-фактуры (пункт 8.7 договора в редакции дополнительного соглашения N 29 от 11.03.2013).
В соответствии с пунктом 8.8 договора (в редакции дополнительного соглашения N 29 от 11.03.2013) изменения ставок (тарифов) на услуги исполнителя, принятые органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в период действия договора, обязательны для сторон с даты вступления в силу соответствующего нормативного документа и не требуют внесения изменений в договор.
Согласно пункту 10.1 договора он вступает в силу с 01.01.2008 и действует до 31.12.2008. Изменения, внесенные в нормативные правовые акты Российской Федерации, обязательны для сторон с момента вступления их в силу, при этом стороны в течение 1 месяца с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта обязаны привести положения настоящего договора в соответствие.
В силу пункта 32 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, договор, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.
Поскольку заявлений о прекращении договора стороны суду не представили, арбитражный суд признал договор действующим в декабре 2017.
Исполняя договор N 188/01, истец в декабре 2017 года оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии и предъявил к оплате счёт от 12.01.2018 N 1600000057 на сумму 226 106 390 рублей 85 копеек.
Письмом от 15.01.2018 N 1.7/22/302 истец направил ответчику счёт от 12.01.2018 N 1600000057 на сумму 226 106 390 рублей 85 копеек, счет-фактуру, два экземпляра акта об оказании услуг по передаче электрической энергии за декабрь 2017 года.
Истец в акте от 31.12.2017 об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности по сети исполнителя за расчётный период декабрь 2017 года указал на оказание ответчику услуг по передаче электрической энергии и мощности в количестве 2,463 МВт мощности и 137 622,050 тыс. кВт*час. электроэнергии на общую сумму 226 106 390 рублей 85 копеек, в том числе НДС на сумму 34 490 805 рублей 38 копеек.
Ответчик, подписывая акт, указал на принятие услуг в количестве 118 657,624 МВтч электроэнергии и 2,463 МВт мощности на общую сумму 183 446 936 рублей 12 копеек с НДС (неоспариваемый объем). Несогласованный объем составил 18 964,426 МВтч электроэнергии на сумму 42 659 454 рублей 73 копеек с учетом НДС. Ответчик указал в акте, что имеет претензии по качеству оказанных услуг (уровень напряжения в точках поставки не соответствует ГОСТу, что подтверждается жалобами потребителей).
Письмом от 19.01.2018 N 730-11/01 ответчик направил истцу подписанный с разногласиями акт согласования по объемам оказанных услуг. Как указал ответчик в акте согласования, согласованный объем полезного отпуска составил 118 657,624 МВтч, несогласованный объем - 18 964,426 МВтч.
25.01.2018 истец вручил ответчику претензию с требованием в течение 5 рабочих дней с момента ее получения оплатить задолженность за оказанные в декабре 2017 года услуги по передаче электроэнергии в размере 106 620 987 рублей 56 копеек и неустойку.
Согласованный объем оказанных по акту от 31.12.2017 услуг оплачен АО "Хакасэнергосбыт" платежными поручениями от 22.12.2017 N N 12597, 13004, от 12.01.2018 N N 62, 209, от 17.01.2018 N 300 в общей сумме 119 485 403 рублей 28 копеек
Кроме того, сторонами произведены зачеты встречных однородных требований по уведомлениям от 23.01.2018 N 787-11/01, от 26.01.2018 N 1.7/18.3/818, от 26.01.2018 N1099-11/01, от 07.02.2018 N1.7/183/1281 на сумму 63 961 532 рублей 84 копеек
Согласно заявлению от 28.11.2018 об уменьшении исковых требований, в рамках настоящего дела подлежит рассмотрению требование о взыскании с ответчика 11 658 909 рублей 42 копеек, из которых 9 484 298 рублей 85 копеек задолженности по договору за декабрь 2017 года, 2 174 610 рублей 57 копеек неустойки, исчисленной за период с 12.12.2017 по 31.07.2018.
Поскольку ответчик не полностью исполнил обязательства по оплате оказанных в декабре 2017 года услуг в несогласованной части, истец обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Возникшие между сторонами отношения из договора на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности, по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг и регулируются параграфом 6 главы 30, главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, общими положениями Кодекса об обязательствах, законодательством об электроэнергетике, в том числе Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 12 Правил N 861 установлено, что в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил N 861 при исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, которые установлены договором.
Исполнение истцом в декабре 2017 г. обязательств по оказанию ответчику услуг по передаче электроэнергии и мощности по договору от 01.01.2008 N 188/01 ответчик не оспорил.
В рамках настоящего дела сетевой организацией предъявлено требование о взыскании задолженности в размере 163 258 рублей 83 копеек за услуги по передаче электрической энергии в объёме, определённом на основании показаний общедомовых приборов учёта по МКД, собственники и пользователи помещений в которых выбрали способ управления многоквартирным домом как непосредственное управление.
Суть данного разногласия заключается в том, что при формировании объема электроэнергии, отпущенной в многоквартирные жилые дома на общедомовые нужды, сетевая организация учитывает показания общедомового прибора учета, АО "Хакасэнергосбыт" полагает, что данная величина должна определяться с учетом показаний индивидуальных приборов учета и установленного норматива потребления на общедомовые нужды.
Ввиду различного определения объема, возникает разница (небаланс), которая заявлена в спорном периоде в объеме 203,175 МВтч на сумму 167 403 рублей 50 копеек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца в указанной части, признал возражения ответчика в этой части не основанными на законе и условиях договора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований истца в указанной части по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 3.5 договора в редакции дополнительного соглашения N 34 от 11.07.2013 объем электроэнергии для МЖД в случае оборудования его коллективными приборами учета определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период.
Пунктом 184 Основных положений N 442 установлены правила определения объемов электрической энергии, поставленной отдельным категориям потребителей:
- определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354);
- объем покупки электроэнергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, и определяется на вводе в многоквартирный дом (абзацы 1 и 2 пункта 184).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом или в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды).
В соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, при наличии в многоквартирных домах непосредственного способа управления (а также, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован) объем услуги по передаче электрической энергии, оказанной отдельному потребителю коммунальной услуги электроснабжения должен определяться как сумма объема ресурса, поставленного в жилое помещение, и объема ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенного в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354.
Объем обязательства гарантирующего поставщика перед сетевой организацией по оплате услуг по передаче электрической энергии не может быть иным, чем обязательства потребителей перед гарантирующим поставщиком по оплате поставленного энергоресурса, в стоимость которого входят услуги по передаче электрической энергии.
Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг при выборе собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления непосредственное управление и в этом статусе не может влиять на размер сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, но имеет возможность выполнять мероприятия, направленные на снижение объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в том числе мероприятия по выявлению несанкционированных подключений, проведению регулярных проверок работы коллективных (общедомовых) приборов учета, составлению актов о временно проживающих потребителях.
С учетом изложенного, принимая во внимание позицию Верховного суда РФ, отраженную в определении по делу N АКПИ16-779 от 24.01.2017 суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании долга в указанной части обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод жалобы о неприменении судом первой инстанции нормы права, закрепленной в пункте 184 Основных положений N 442, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Суть данного разногласия заключается в том, что при формировании объема электроэнергии, отпущенной в многоквартирные жилые дома на общедомовые нужды, сетевая организация учитывает показания общедомового прибора учета, тогда как ответчик полагает, что данная величина должна определяться с учетом показаний индивидуальных приборов учета и установленного норматива потребления на общедомовые нужды.
Ввиду различного определения объема, возникает разница (небаланс), которая заявлена в спорном периоде в объеме 203,175 МВтч в сумме 167 403 рублей 50 копеек.
Действия ответчика по распределению объема электрической энергии между потребителями в многоквартирном доме не могут влиять на определение сетевой организацией объема электроэнергии, поставленного в многоквартирный дом, исходя из показаний общедомового прибора учета, по следующим основаниям.
Спорные многоквартирные жилые дома в соответствии с информацией, размещенной в информационной системе "ГИС ЖКХ", в качестве способа управления домом выбрали непосредственное управление.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 15.1 Правил N 861 предусмотрено, что обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии (мощности), по оплате им услуг по передаче электрической энергии определяется в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей.
Согласно пункту 2 Правил N 861 "точка поставки" - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Объем услуг в отношениях между сетевой организацией и энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком) определяется по прибору учета в точке поставки; отношения между последним и потребителями, в том числе исполнителями коммунальных услуг, не влияют на права и обязанности сетевой организации, исполнившей надлежащим образом обязательство по передаче энергии в точку поставки.
Объем оказанных сетевой организацией услуг по передаче электроэнергии в МКД не может зависеть от того, кто является исполнителем коммунальных услуг и имеется ли в соответствующем доме управляющая организация.
С учетом изложенного, ссылка заявителя на пункт 44 Правил N 354 подлежит отклонению, так как истец является сетевой организацией и не оказывает коммунальную услугу, предоставляемую на общедомовые нужды.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, к спорным отношениям оказания услуг по передаче электрической энергии между территориальной сетевой компанией и сбытовой компанией данные Правила не применимы.
Возражая относительно данных объемов, при рассмотрении дела в суде первой инстанции и согласно доводам апелляционной жалобы, ответчик указывает, что гарантирующий поставщик вправе требовать от потребителя оплаты коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужны, в размере не более норматива.
Довод о том, что гарантирующий поставщик вправе требовать от потребителя оплаты коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужны, в размере не более норматива, был обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Объем обязательства гарантирующего поставщика перед сетевой организацией по оплате услуг по передаче электрической энергии не может быть иным, чем обязательства потребителя перед гарантирующим поставщиком по оплате поставленного энергоресурса, в стоимость которого входят услуги по передаче электрической энергии.
Между тем, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг при выборе собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления непосредственное управление.
Ресурсоснабжающие организации, являющиеся одновременно исполнителями коммунальных услуг, не могут влиять на размер сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. В случаях, когда ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем (при непосредственном способе управления), она имеет возможность выполнять мероприятия, направленные на снижение объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в том числе посредством мероприятий по выявлению несанкционированных подключений, проведению регулярных проверок работы коллективных (общедомовых) приборов учета, составлению актов о временно проживающих потребителях.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, сверхнормативный ОДН при отсутствии решения общего собрания собственников о распределении его между жильцами оплачивает ресурсоснабжающая организация.
С учетом изложенного, а также правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении по делу N АКПИ16-779 от 24.01.2017, требования истца в указанной части являются правомерными.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ответчика доводы последней не нашли своего подтверждения.
В остальной части решение не обжаловано и в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" ноября 2018 года по делу N А74-4474/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Хакасэнергосбыт" в доход федерального бюджета 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Д.А. Усипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4474/2018
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", ПАО "МРСК Сибири"
Ответчик: АО "Хакасэнергосбыт"
Третье лицо: Администрация Бейского сельсовета, Администрация Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, Администрация Бородинского сельсовета, Администрация Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия, Воронин Дмитрий Вадимович, ГКУ РХ Центр зангятости населения, Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Центр занятости населения, Громова Валентина Анатольевна, Гурский Денис Васильевич, ЗАО ЗДК "Золотая звезда", ЗАО Золотодобывающая компания "Золотая звезда", Клещев Юрий Владимирович, МБОУ "Бейская СОШИ", МБОУ "Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат", МБУ ДО "Ширинская комплексная детско-юношеская спортивная школа", МБУДО "ШКДЮСШ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШИРИНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА", ООО "Абаканская Строительная Компания", ООО "Ленточка Сити", ООО "НАТУРА СИБЕРИКА", ООО "Приор", ООО "СИБЮГСТРОЙ", ООО ПКФ Мастер, ООО производственно-коммерческая фирма "Мастер", Татаринцев Юрий Михайлович, Тян Владимир Алексеевич, Управление образования администрации Боградского района, Управление образования администрации Боградского района Республики Хакасия, Черебеев Роман Сергеевич, ООО "АЭНП", ПАО Филиал "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго"