г. Вологда |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А05-8917/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Онежский муниципальный район" в лице муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2018 года по делу N А05-8917/2018 (судья Бутусова Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Наш дом" (ОГРН 1112920000302, ИНН 2906007619; место нахождения: 164840, Архангельская область, город Онега, проспект Ленина, дом 96а; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Онежский муниципальный район" в лице муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (ОГРН 1022901175330, ИНН 2906002459; место нахождения: 164840, Архангельская область, город Онега, улица Шаревского, дом 6; далее - учреждение, администрация) о взыскании 62 036 руб. 27 коп. долга, 10 322 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.08.2015 по 13.11.2018, а с 14.11.2018 - проценты по день фактической уплаты долга (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2018 года по делу N А05-8917/2018 исковые требования удовлетворены.
Учреждение не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что нежилое помещение было передано в аренду и согласно условиям договоров аренды обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе. Полагает, что при вынесении решения суд не выяснил в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 106,7 кв. м., расположенное на 1 этаже многоквартирного дома 198 по проспекту Ленина в городе Онега Архангельской области. Протоколом N 1/5.14 отчетно-выборного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 198 по пр. Ленина в г.Онега Архангельской области от 22.05.2014 (далее - протокол от 22.05.2014) истец избран управляющей компанией указанного многоквартирного дома, утвержден проект договора оказания услуг и (или)
выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Между собственниками помещений многоквартирного дома N 198 по проспекту Ленина в городе Онега (собственники) и истцом (Управляющая организация) 01.07.2014 заключен договор управления многоквартирным домом (далее - договор), согласно которому управляющая организация обязалась по заданию собственников в течение согласованного срока за плату оказать услуги по управлению согласно перечню, приведенному в приложении N 2 к договору, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по перечню согласно приложениям N 3 и N 4 к договору, предоставлять коммунальные услуги собственникам и иным законным пользователям помещениями в этом доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность, в порядке и на условиях, предусмотренных законом и договором.
Протоколами общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 198 по проспекту Ленина в городе Онега от 18.06.2015 и от 07.06.2016 утвержден тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома: с 01 июля 2015 года в размере 18 руб. 00 коп. за 1 кв. м., с 01 июля 2016 года в размере 20 руб. 00 коп. за 1 кв. м.
В период с июля 2015 года по декабрь 2017 года истец оказал ответчику услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома 198 по проспекту Ленина в городе Онега на общую сумму 61 459 руб. 20 коп.
Также за период с марта 2017 года по декабрь 2017 года поставлены коммунальные ресурсы, стоимость потребления которых на общедомовые нужды применительно к помещению ответчика составила 577 руб. 07 коп., в том числе 83 руб. 22 коп. - горячее водоснабжение, 179 руб. 25 коп. - холодное водоснабжение, 314 руб. 60 коп. - электрическая энергия.
Ответчик обязательство по оплате услуг не исполнил, в связи с чем истец
обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, при этом указанная обязанность собственника помещения возникает у него с момента возникновения права собственности на помещение.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти, органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Принадлежность муниципальному образованию "Онежский муниципальный район" нежилого помещения, расположенного в указанном выше МКД, подтвержден материалами дела.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в силу закона возлагается на собственника объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 статьи 126 и пункта 3 статьи 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Таким образом, в силу прямого указания закона собственник помещения, расположенного в МКД, обязан нести расходы по содержанию и текущему ремонту помещения.
Пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ссылки Администрации на то, что в спорный период нежилое помещение было передано в аренду управлению, поэтому обязанность по оплате оказанных истцом услуг по содержанию и текущему ремонту лежит на указанном лице, были предметом исследования в суде первой инстанции.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ именно муниципальное образование "Онежский муниципальный район" как собственник помещения в силу закона несет расходы по его содержанию, так как непосредственно на арендатора законом указанное бремя не возложено.
В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за услуги по содержанию общего имущества МКД перед оказывающим их третьим лицом.
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды. При этом исполнитель коммунальной услуги, а равно ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ним договора не имеют возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
В отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальной услуги), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате услуг лежит на собственнике нежилого помещения.
Факт оказания коммунальных услуг, а также услуг по содержанию и текущему ремонту МКД, их объем и стоимость подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда на том основании, что фактически помещение использовалось управлением, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами на основании части 1 статьи 395 ГК РФ, а также проценты по день фактической уплаты долга.
Суд первой инстанции расчет проверил, признал его верным.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Доводы, приведенные учреждением в жалобе, не опровергают законность и обоснованность выводов суда, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба учреждения удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2018 года по делу N А05-8917/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Онежский муниципальный район" в лице муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8917/2018
Истец: ООО "Наш дом"
Ответчик: "Онежский муниципальный район" в лице муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район"
Третье лицо: НАО Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Арх.обл. и, НАО Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и