г. Ессентуки |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А63-12770/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хатаян Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2018 по делу N А63-12270/2018 (судья Л.В. Быкодорова),
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки,
к обществу с ограниченной ответственностью ТПП "Меркурий", г. Ставрополь, ИНН 2635008013, ОГРН 1022601986263,
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Антонова Е.И. (доверенность),
от общества с ограниченной ответственностью ТПП "Меркурий" - Титаренко Д.Н. (доверенность),
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки (далее - управление, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью торгово-производственному предприятию "Меркурий", г. Ставрополь (далее - общество, ООО ТПП "Меркурий", заинтересованное лицо), о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что заинтересованное лицо надлежит привлечь к административной ответственности за осуществление лицензируемого вида деятельности в помещении N 1, не заявленном для осуществления указанной деятельности, и разрешить вопрос об арестованной алкогольной продукции с учетом того, что она не была изъята из оборота и не находилась в незаконном обороте.
Решением от 23.10.2018 суд отказал Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Возрождение" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и алкогольную продукцию, находящуюся под арестом на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 25.05.2018 N 07-18/474-2, с учетом определения о снятии ареста от 13.06.2018 N 07-18/474-3, возвратил обществу с ограниченной ответственностью торгово-производственному предприятию "Меркурий".
Судебный акт мотивирован тем, что административным органом не доказан факт вмененного обществу правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении и следовательно, в действиях общества отсутствует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Не согласившись с таким решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт о привлечении ООО ТПП "Меркурий" к административной ответственности и разрешить судьбу предметов административного правонарушения, по протоколу ареста товаров и иных вещей от 25.05.2018 N 07-18/474-2.
По мнению апеллянта, действия административного органа в полной мере соответствуют положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается материалами административного дела, а выводы суда о том, что в ходе проведения проверки управлением не установлены и не представлены доказательства наличия события административного правонарушения, а также виновности лица, привлекаемого к административной ответственности является ошибочным и противоречат материалам дела.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные апелляционной жалобе.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на нее и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене, а жалоба административного органа подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Одновременно с жалобой заявителем были подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В соответствии с частью 1 статьи 181 и частью 1 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
По общему правилу, на основании частей 1 - 3 статьи 259 АПК РФ апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен Кодексом. По ходатайству лица, обратившегося с жалобой, пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 117 Кодекса.
По смыслу части 3 статьи 113 и части 4 статьи 206 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти рабочих дней со дня его принятия.
В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
С учетом изложенного срок на подачу апелляционной жалобы истек 07.11.2018, а апелляционная жалоба подана (08.11.2018) с его пропуском, но в пределах предусмотренного статьей 259 АПК РФ шестимесячного срока со дня принятия решения.
Статья 117 АПК РФ предполагает оценку арбитражным судом при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы обоснованности доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, в целях предотвращения злоупотреблений при обжаловании судебных актов.
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что суд апелляционной инстанции восстанавливает срок на подачу жалобы, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 259 АПК РФ). Для лиц, извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве, уважительными могут быть признаны, в частности, причины, связанные с отсутствием у них по обстоятельствам, не зависящим от этих лиц, сведений об обжалуемом судебном акте. Не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает на позднее размещение текста обжалуемого судебного акта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии пунктом 9.5 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 (далее - инструкция) размещение текста судебного акта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществляется в течение 24 часов с момента его подписания.
С учетом даты изготовления решения в полном объеме, текст должен быть размещен не позднее 24.10.2018.
Апелляционный суд установил, что обжалуемое решение размещено судом первой инстанции 07.11.2018, т.е. с нарушением пункта 9.5 инструкции на 10 дней.
В пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", разъяснено, что согласно части 2 статьи 176, части 1 статьи 259 и части 1 статьи 276 АПК РФ срок на подачу апелляционной (кассационной) жалобы исчисляется не с даты направления копии изготовленного судебного акта лицам, участвующим в деле, а с даты изготовления арбитражным судом первой (апелляционной) инстанции судебного акта в полном объеме.
Несвоевременное размещение судом первой (апелляционной) инстанции судебного акта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не продлевает срока на апелляционное (кассационное) обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя является основанием для восстановления пропущенного срока. Если заявителем допущена просрочка большей продолжительности по сравнению с просрочкой суда, то суду необходимо установить, имел ли заявитель достаточный промежуток времени для подготовки и подачи апелляционной (кассационной) жалобы в предусмотренный процессуальным законодательством срок.
В этой связи апелляционный суд считает, что допущенная судом первой инстанции при опубликовании текста решения просрочка является основанием для восстановления срока апелляционного обжалования.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет ходатайство о восстановлении срока апелляционного обжалования.
Как видно из материалов дела, на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 24.05.2018 N 506 управлением проведена внеплановая выездная проверка общества.
В ходе проверки 24.05.2018 при снятии фактических остатков алкогольной продукции в складских помещениях по адресу обособленного подразделения: Ставропольский край, г. Пятигорск, шоссе Черкесское, 35, выставочный комплекс со складскими помещениями, назначение: нежилое здание литер Г, 1 этаж, установлено, что по состоянию на 24.05.2018 фактически имеется алкогольная продукция в общем количестве 520 536 бутылок, что соответствует данным, зафиксированным в ЕГАИС.
25 мая 2018 года в ходе анализа представленных документов (договор аренды недвижимого имущества (нежилого здания) от 07.10.2015 N 2/АР-2015, поэтажный план здания литера Г, 1 этаж, находящегося по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, шоссе Черкесское, 35) управлением установлено, что вышеуказанная алкогольная продукция в количестве 520 536 бутылок хранилась в следующих помещениях:
- помещения N 7, 8, 9 использующиеся для осуществления лицензионной деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в соответствии с лицензией РА 003062, регистрационный номер 263АП0005095 от 24.12.2015, сроком действия до 15.05.2021 года;
- помещение N 1, которое не заявлено ООО ТПП "Меркурий" для осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции и не указано в лицензии.
По данному факту управлением 25.05.2018 в отношении ООО ТПП "Меркурий" возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме этого, 25.05.2018 в ходе административного расследования по адресу обособленного подразделения ООО ТПП "Меркурий": Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35 управлением проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в ходе которого установлено, что ООО ТПП "Меркурий" для осуществления лицензионной деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции использует помещения N 7, 8, 9, при осмотре которых установлено хранение алкогольной продукции в ассортименте в общем количестве 416 437 бутылок.
На обнаруженную в складском помещении N 1 алкогольную продукцию в общем количестве 104 099 бутылок в соответствии с протоколом ареста товаров и иных вещей от 25.05.2018 N 07-18/474-2 наложен арест.
13 июня 2018 года в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении N 07-18/516, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в отношении ООО "Кардинал" (ИНН 2625024320) установлено, что объект административного правонарушения по делу N 07-18/474 в отношении ООО ТПП "Меркурий" (ИНН 2635008013) - вино фруктовое (плодовое) полусладкое белое "Ставропольский замок", крепостью 13-15 %, емкостью 1, 0 л, дата розлива 20.12.2017, производства ООО "Кардинал" (ИНН 2625024320), в количестве 3 219 бутылок хранится на территории ООО ТПП "Меркурий" и одновременно данная продукция является вещественным доказательством по делу об административном правонарушении от 08.06.2018 N 07-18/516, в связи с чем мера обеспечения в виде ареста в отношении вина фруктового (плодового) полусладкого белого "Ставропольский замок", дата розлива 20.12.2017, в количестве 3219 бутылок отменена управлением определением о снятии ареста от 13.06.2018 N 07-18/474-3.
На указанную продукцию в соответствии с протоколом ареста товаров и иных вещей от 13.06.2018 N 07-18/516-3 в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в отношении ООО "Кардинал" наложен арест. Учитывая изложенное, в деле об административном правонарушении в отношении ООО ТПП "Меркурий" (ИНН 2635008013) N 07-18/474 мера обеспечения в виде ареста применена в отношении 100 880 бутылок алкогольной продукции.
Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества.
Однако, поскольку складское помещение N 1, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35, не заявлено ООО ТПП "Меркурий" для осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не установлено соответствие данного помещения техническим требованиям и нормам.
Таким образом, управление пришло к выводу, что ООО ТПП "Меркурий" 25.05.2018 по адресу осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции: Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35, выставочный комплекс со складскими помещениями, назначение: нежилое здание литер Г, 1 этаж, помещение N 1 (место совершения правонарушения) осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: осуществление лицензионного вида деятельности в складском помещении, не заявленном в лицензии.
По указанному факту управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2018 N 07-17/474-4 по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, который с приложенными документами направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления указал, что при осмотре помещения N 1, не заявленного ООО ТИП "Меркурий" для осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции и не указанного в лицензии, управлением установлено, что данное помещение представляет собой стационарное, конструктивно обособленное помещение. Вход в складское помещение N 1 осуществляется со стороны асфальтированной площадки через распашные металлические ворота. Осмотром установлено, что в складском помещении N 1 на поддонах хранится алкогольная продукция в ассортименте в общем количестве 104 099 бутылок.
24 мая 2018 в ходе проведения представителями управления обследования помещений общества продукция, расположенная в погрузочно-разгрузочной зоне, там не хранилась, а находилась временно при подготовке к погрузке в автотранспорт для дальнейшей доставки покупателю.
Как указал суд первой инстанции, указанные доводы общества подтверждаются фото-таблицей к протоколу осмотра от 25.05.2018 N 07-18/474-1. Так, из указанной фото-таблицы видно, что ящики с алкогольной продукцией находились на поддонах (палетах), то есть в транспортной таре, там же находились предметы, похожие на погрузочную технику (рохли, штабелеры, ручные тележки). Некоторые из упомянутых ящиков были открыты, некоторые запечатаны при помощи клейкой ленты (упаковочного скотча), рулон которой виден на коробке (том 1, л.д. 60). Из технического паспорта, представленного обществом, видно, что рассматриваемое помещение N 1 имеет выход к пандусу, к которому технически возможен подъезд автомобиля.
Перечисленные обстоятельства могут свидетельствовать о том, что общество совершало действия по комплектации и отгрузке алкогольной продукции, однако данные действия были приостановлены сотрудниками управления во время проведения проверки.
Обществу вменяется факт хранения алкогольной продукции в помещении N 1, не заявленном в лицензии.
Порядок и требования к хранению алкогольной продукции регламентированы Техническими условиями, утвержденными приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 N 59н.
Требования к порядку погрузки, разгрузки или доставки алкогольной продукции действующим законодательством не регламентированы.
Также понятие "хранение" не раскрыто в каком-либо нормативном акте.
При этом в пункте 93 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст) под хранением товаров понимается процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества.
Из изложенного следует вывод, что хранение представляет собой длящиеся действия по размещению товара в складском помещении, не предполагающие каких-либо активных действий, направленных на погрузку в автотранспортные средства.
При таких обстоятельствах нельзя признать нахождение алкогольной продукции в осмотренном помещении N 1 хранением этой продукции в помещении, не указанном в лицензии, то есть оборотом данной алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований.
Таким образом, административным органом в нарушение статьи 26.2 КоАП РФ не установлены и не представлены доказательства наличия события административного правонарушения, а также виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Вместе с тем суд первой инстанции не в полной мере учел то, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО ТТП "Меркурий" (Приказ о проведении внеплановой выездной проверки ООО ТТП "Меркурий" от 24.05.2018 года N 506) 24.05.2018 при снятии фактических остатков алкогольной продукции в складских помещениях, по адресу обособленного подразделения: Ставропольский край, г. Пятигорск, шоссе Черкесское, 35, выставочный комплекс со складскими помещениями, назначение: нежилое здание литер Г, 1 этаж, установлено, что по состоянию на 24.05.2018 года фактически имеется алкогольная продукция в общем количестве 520 536 бутылок, что соответствует данным зафиксированным в ЕГАИС.
25.05.2018 в ходе анализа представленных правоустанавливающих документов (договор аренды недвижимого имущества (нежилого здания) N 2/АР-2015 от 07.10.2015, поэтажный план здания литера Г, I этаж, находящегося по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, шоссе Черкесское, 35) установлено, что вышеуказанная алкогольная продукция в количестве 520 536 бутылок хранилась в следующих помещениях:
- помещения N N 7,8,9 использующиеся для осуществления лицензионной деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в соответствии с лицензией РА 003062, регистрационный номер 263АП0005095 от 24.12.2015, сроком действия до 15.05.2021 года;
- помещение N 1, которое не заявлено ООО ТПП "Меркурий" для осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции и как следствие не указано в лицензии.
По данному факту МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу, 25.05.2018 года в отношении ООО ТТП "Меркурий" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
25.05.2018 года в ходе проведения административного расследования по адресу обособленного подразделения ООО ТГП "Меркурий": Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35 проведён осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов, в ходе которого установлено, что ООО "ТПП "Меркурий" для осуществления лицензионной деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции использует помещения N N 7,8,9 при осмотре которых установлено хранение алкогольной продукции в ассортименте в общем количестве 416 437 бутылок.
При осмотре помещение N 1, которое не заявлено ООО ТПП "Меркурий" для осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции и как следствие не указано в лицензии. Помещение N 1 представляет собой стационарное, конструктивно обособленное помещение. Вход в складское помещение N 1 осуществляется со стороны асфальтированной площадки через распашные металлические ворота. Стены помещения выполнены из кирпича, потолочные перекрытия выполнены из железобетонных плит, полы бетонные, отделаны плиткой. Осмотром установлено, что в складском помещении N 1 на поддонах хранится алкогольная продукция в ассортименте, в общем количестве 104 099 бутылок.
Заместителем директора обособленного подразделения ООО ТПП "Меркурий" в городе Пятигорске но административным и общим вопросам Бондаренко Андреем Георгиевичем к протоколу осмотра N 07-18/474-1 представлены пояснения, согласно которых, отгрузка алкогольной продукции, хранящейся в обособленном подразделении ООО ТПП "Меркурий" осуществляется путём выноса продукции из помещений хранения (лицензионного склада) в зону комплектации и погрузки (пандус и помещение N 1 по плану строения), алкогольная продукция, обнаруженная в помещении N 1, находящемся по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, шоссе Черкесское, 35, в количестве 104 099 бутылок находилась в процессе погрузки в автомобили для доставки покупателям.
Вместе с тем каких-либо сопроводительных документов на отгрузку вышеуказанное алкогольной продукции обществом не представлено, каких-либо данных в ЕГАИС не зафиксировано.
На обнаруженную в складском помещении N 1 алкогольную продукцию в общем количестве 104 099 бутылок, в соответствии с протоколом ареста товаров и иных вещей N07-18/474-2 от 25.05.2018 года наложен арест.
13.06.2018 года в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении N 07-18/516, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ от 08.06.2018 в отношении ООО "Кардинал" ИНН 2625024320, установлено, что объект административного правонарушения по делу N 07-18/474 в отношении ООО ГГП "Меркурий" (ИНН 2635008013) - вино фруктовое (плодовое) полусладкое белое "Ставропольский замок", крепостью 13-15%, емкостью 1,0 л, дата розлива 20.12.2017, производства ООО "Кардинал" ИНН 2625024320, в количестве 3219 бутылок, хранится в ООО ТТП "Меркурий" и одновременно данная продукция является вещественным доказательством, по делу об административном правонарушении N 07-18/516 от 08.06.2018, в связи с чем мера пресечения в виде ареста в отношении вина фруктового (плодового) полусладкого белого "Ставропольский замок", дата розлива 20.12.2017, в количестве 3219 бутылок отменена определением о снятии ареста от 13.06.2018 N 07-18/474-3.
На указанную продукцию в соответствии с протоколов ареста товаров и иных вещей N 07-18/516-3 от 13.06.2018 в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении ООО "Кардинал" наложен арест.
Учитывая изложенное, в деле об административном правонарушении N 07-18/474 в отношении ООО ТТП "Меркурий" (ИНН 2635008013), мера обеспечения в виде ареста применена в отношении 100 880 бутылок алкогольной продукции.
В соответствии с определением об истребовании сведений от 15.06.2018 N 07-18/474-3 о предоставлении товарно-сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, находящейся на хранении в складском помещении N 1, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35, обществом представлены соответствующие товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота вышеуказанной алкогольной продукции.
Вместе с тем, ООО ТПП "Меркурии" использовало помещение N 1 по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе. 35, для осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, которое не заявлено в действующей лицензии общества (серии РА 003062, регистрационный номер 263АП0005095 от 24.12.2015).
Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества.
Однако, поскольку складское помещении N 1, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35 не заявлено ООО ТПП "Меркурий" для осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не установлено соответствие данного помещении техническим требованиям и нормам.
Статьёй 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" введены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно, нарушение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, ООО ТПП "Меркурий", 25.05.2018 (время совершения правонарушения) по адресу осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции: Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35, выставочный комплекс со складскими помещениями, назначение: нежилое здание литер Г, 1 этаж, помещение N 1 (место совершения правонарушения) осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно осуществление лицензионного вида деятельности в складском помещении не заявленном в лицензии.
За данное нарушение частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридического лица.
Подавая заявление о выдаче лицензии, ООО ТПП "Меркурий" приняло на себя обязательство осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с положениями законодательства, в том числе в соответствии с требованиями соответствующих государственных стандартов и инструкций в области регулирования алкогольного рынка. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс производства и оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определено понятие "оборот" -закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ определено, что производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, 4 использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе оборот (хранение) алкогольной продукции с нарушениями лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
В соответствии с п.1 Приказа N 59н утвержденные технические условия определяют требования, а не рекомендации к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в тару. В соответствии с абз. 27 п.1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащее продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" - в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции утвержденных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.07.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10) установлено, что в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данными лицами не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ Ка 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Под лицензионными требования и условия понимается - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
У общества имеется лицензия серии РА 003062, регистрационный номер 263АП0005095 от 24.12.2015 на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, сроком действия до 15.05.2021, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, а адресами осуществления деятельности является:
1. Россия, Ставропольский край, Пятигорск г, Черкесское ш, 35, выставочный комплекс со складскими помещениями, назначение: нежилое здание, литер Г, этаж 1, комнаты N N 7 (S=657, 5 кв.м), 8 (S=49, 1 кв.м), 9 (S=355, 4 кв.м);
2. Россия, Ставропольский край, Ставрополь г, Кулакова пр-кт, 14 Б, в квартале 602, административно-складское, назначение: нежилое здание, литер А, этаж 1, комната 1 (S=555, 8 кв.м), 5 (S=547, 0 кв.м), 9 (S=555, 9 кв.м), 13 (S=699, 3 кв.м), 17 (S=535, 5 кв.м).
Таким образом хранить, погружать, комплектовать ООО "ТПП Меркурий" имеет право н обязанность только по указанным адресам, а не как Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35, выставочный комплекс со складскими помещениями, назначение: нежилое здание литер Г, 1 этаж (место совершения правонарушения), который не указан в лицензии, выданной ООО ТПП "Меркурий" на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
Таким образом, общество не имело, права осуществлять деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции по адресу Ставропольский край, г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 35, выставочный комплекс со складскими помещениями, назначение: нежилое здание литер Г, 1 этаж, не указанному в лицензии. Вывод суда относительно того, алкогольная продукция, выявленная в нелицеизируемом помещении, находилась там временно, в связи с комплектацией в партию и подготовкой к погрузке для исполнения заказа не опровергают доказанность события правонарушения.
Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения требований Закона N 171-ФЗ в материалы дела не представлено, следует вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, и его вины в совершении правонарушения.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в статье 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Исключительность случая допущенного правонарушения общество не обосновало, так же как и не обосновало.
С учетом изложенных обстоятельств, требования заявителя являются обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.
В связи с отсутствием в деле сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах арбитражный суд считает возможным назначить обществу административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ в размере 100 000 рублей, без конфискации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции считает необходимым отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Решая вопрос о судьбе арестованной алкогольной продукции суд апелляционной инстанции учитывает принципы дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, исходя из конкретных обстоятельств дела, и считает возможным ограничиться назначением обществу административного штрафа, без конфискации. (п. 5 "Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018).
Таким образом, суд апелляционной инстанции не применяет к обществу дополнительное наказание в виде конфискации арестованной по протоколу ареста товаров и иных вещей и документов алкогольной продукции, поскольку легальность спорной алкогольной продукции обществом в установленном порядке посредством представления товаросопроводительных документов подтверждена, а общество на момент рассмотрения судом дела об административном правонарушении имело действующую лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
В связи с изложенным алкогольную продукцию, находящуюся под арестом на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 25.05.2018 N 07-18/474-2 (т.1 л.д. 59-71), с учетом определения о снятии ареста от 13.06.2018 N 07-18/474-3 (т.1 л.д. 55-58), надлежит возвратить обществу с ограниченной ответственностью торговопроизводственному предприятию "Меркурий", г. Ставрополь, ИНН 2635008013, ОГРН 1022601986263.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2018 по делу N А63-12270/2018 отменить.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью торгово-производственное предприятие "Меркурий", г. Ставрополь, ОГРН 1022601986263, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей без конфискации.
Алкогольную продукцию, находящуюся под арестом на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 25.05.2018 N 07-18/474-2 (т.1 л.д. 59-71), с учетом определения о снятии ареста от 13.06.2018 N 07-18/474-3 (т.1 л.д. 55-58), возвратить обществу с ограниченной ответственностью торговопроизводственному предприятию "Меркурий", г. Ставрополь, ИНН 2635008013, ОГРН 1022601986263.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12770/2018
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу
Ответчик: ООО ТПП "Меркурий"